Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе

Ирина Прусакова
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание в современном

образовательном процессе

Вопросы нравственного развития и проблемы нравственного воспитания человека – это социальный феномен, который исторически изучался психолого-педагогической общественностью. Значительное внимание этому вопросу уделял Л. С. Выготский. Он утверждал, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В связи с этим социальная среда понимается и как условие нравственного развития личности, и как его источник. Само же нравственное развитие осуществляется в процессе формирования внутренних структур психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Гальперин П. Я. теоретически и экспериментально доказал, что магистральный путь исследования психических явлений – их построение с заданными свойствами, где одной из центральных психологических проблем Гальперин П. Я. считал проблему психологического различия между орудием и средством. Таким образом, умственное развитие есть результат переноса внешних материальных действий во внутренний план восприятия, где процесс переноса осуществляется через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое воспроизведение действия и его преобразования.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе» размещена в разделах

Обратим внимание на то, что существенной особенностью процесса детского развития является обязательное участие двух человек: ребенка и взрослого. Взрослый выступает в роли носителя идеальной формы. Ребенок осваивает ее, совершенствуя свою первичную форму в процессе взаимодействия, подражая взрослому.

В настоящее время особое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитание осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы. Целью духовно- нравственного воспитания является воспитание ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным. Духовно- нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка.

Предназначение дошкольного образования состоит в формировании определенной суммы знаний, в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Согласно программе «От Рождения до Школы», педагоги должны учитывать, что ребенок – существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму, но и педагог должен обеспечить детскую реализацию через создание особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.

Эти же задачи стоят и в семейном воспитании. Задача семьи – обеспечить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи.

Поэтому педагоги и родители в воспитании дошкольника должны стремиться создавать такие благоприятные условия, которые будут способствовать благополучной социализации маленького человечка в этом огромном мире.

Дошкольный возраст является основным фундаментом развития ребенка, стартовым началом. Дошкольник постигает мир человеческих отношений и открывает законы, по которым строятся отношения между людьми, то есть нормы поведения.

Детские психологи исследовали образование понятий у ребенка «хорошо» и «плохо» и пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка - это завлекательно и интересно, характерно для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и считает, что «хорошо» –это когда его хвалят за что- то. Если ребенок выполняет поручение и его хвалят, то он понимает, что это «хорошо», а если ругают и бранят, то понимает, что «плохо». И поэтому вместо того чтобы навязывать ребенку понимание, что «хорошо», а что «плохо», гораздо результативнее было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что – то правильно, и неприятные, когда поступает неправильно. Способности ребенка будут настолько развиваться эффективно, насколько родители успешно будут пользоваться методами похвалы и порицания. Уважение к человеку как фундаментальное моральное качество проявляется во взаимоотношениях людей деликатностью, тактичностью, вежливостью, доброжелательностью. Не менее важные качества, которые нужно формировать у ребенка, – это честность, правдивость, искренность.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В. А. Сухомлинский отмечал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». Наш взгляд следует обратить на лучшие образцы народной педагогики : местные промыслы, обряды, праздники, её самое действенное и яркое средство – фольклор. Знакомя ребёнка дошкольного возраста с русским фольклором (пестушки, потешки, считалки, заклички, песенки, сказки, мы даём представление о своём народе, его культуре и быте. С раннего возраста у ребёнка развиваются чувства, черты характера, связывающие его непосредственно со своим народом и своей страной.

Цель духовно-нравственного воспитания в ДОУ - воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа.

Задачи:

- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

- формировать моральное сознание и моральные оценки;

-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения, на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию :

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)

- тематические выставки детского творчества

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- слушание колокольной и духовной музыки на тематической организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

- изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Для формирования духовно- нравственных качеств используем игры, которые учат получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитывают уважение и любовь к близким людям. Использование народных игр позволяет не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют формированию добрых отношений в коллективе, ограждают ребенка от негатива и агрессии. Широко используем игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно- нравственного развития. Через художественную литературу стремимся приобщать ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, это устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Сказки детям помогают отличать добро и зло, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Каждая сказка учит ребенка быть дружелюбным и, трудолюбивым. Используем музыку как одно из наиболее эффективных путей эстетического воспитания. Постоянное общение ребенка с музыкой способствует более чуткому и глубокому реагировать на все явления окружающей жизни, в том числе и духовно- нравственной. Роль музыки в сказках заключается в том, что она не просто иллюстрирует основные нравственные истины, но переводит их в «живую плоть и кровь», формирует убеждения и тем самым вносит незаменимую лепту в процесс становления духовно-нравственного мира ребенка. Проводим беседы на нравственные темы. Такие беседы включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу воспитанников; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию :

- консультации: «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;

- беседы: «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания н темы «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».

Мы стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс : ко дню Защитника Отечества оформили альбом; оформляли фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой», «Нам некогда скучать», «Семейные традиции», «Мы трудимся, стараемся», «Наши бабушки и дедушки», «Масленица»; приглашаем родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях, о традициях в семье.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

Великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы и уклада в МДОУ, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Используемая литература:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Журналы «Дошкольное воспитание за 2019г

Выготский Л. С. «Педагогическая психология»

Выготский Л. С. «Развитие личности и мировоззрения ребенка»

Ушинский К. Д. «О нравственном элементе в русском воспитании»

Шевченко Л. Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей»

Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду»

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
Опубликовано: 20 марта 2021 в 18:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Прусакова (УИ 354246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД