МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание в детском саду, или О том, как начиналась работа в группе

Ольга Борисовна Нефедова
Духовно-нравственное воспитание в детском саду, или О том, как начиналась работа в группе

Православные ценности в системе дошкольного образования на примере опыта работы педагогов группы «Радуга"

10 сентября 2003 г в ДОУ № 31 открылась новая группа «Радуга». Целью ее создания было гармоничное и всестороннее развитие детей с опорой на духовно-нравственные ценности и православный календарь праздников и будней. К таким главным духовным ценностям я отношу веру, любовь к своему Отечеству, приобщение к традиционной культуре своего народа. Эти нравственные категории неразделимы и взаимопроникающи. Началом же нашего педагогического опыта и общения стало родительское собрание перед приемом детей, где мы поделились своими планами и познакомились с частью родителей наших будущих воспитанников.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду, или О том, как начиналась работа в группе» размещена в разделах

Наблюдения в первые месяцы работы показали нам необходимость изучения психологических особенностей ребят, в уточнении семейных традиций воспитания и в поиске наиболее продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для этого мы провели подробное анкетирование, которое касалось всех сторон жизни ребенка - здоровья, эмоционального состояния, привычек, увлечений, отношения к православной вере и др. В дальнейшем мы не раз проводили подобные опросы, т. к. эта форма работы позволила нам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Все анкеты и опросники составлялись нами исходя из конкретных педагогических задач, и обработка материалов носила не количественный, а качественный характер. Результатом этого явилась возможность корректировать наши педагогические усилия согласно поставленным целям. Одновременно с анкетированием родители подтвердили свое желание знакомить детей с основами православной веры и подали заявления с просьбой об этом. Родители детей двух последних наборов просили также и о возможности причащать детей в стенах детского сада. Их письменные просьбы были удовлетворены.

Начиная с самых первых дней пребывания ребят в группе и до самого выпуска в школу, мы особое внимание уделяем знакомству детей с малой фольклорной формой - потешками, прибауткам, песенкам, колыбельным. Народное словотворчество помогает детям полюбить родной язык, развивает фонематический слух, готовит к восприятию символов языка (букв). Поэтому мы создали иллюстрированную картотеку потешек, песенок. Одновременно мы имеем возможность предложить детям познакомиться с ними и в библиотеке. Любовь и уважение к родному языку, на наш взгляд, должна быть неотъемлемой частью духовного ядра личности ребенка.

Для знакомства родителей с направлениями нашей педагогической работы мы используем тематические ширмы, стараясь сделать их яркими, информативными, неординарными. Материалы подбираем как по текущим темам, так и по конкретным запросам родителей. Так, например, тематическая ширма «Рука развивает мозг» была подготовлена в рамках цикла «Как развить речь ребенка», а тематическая ширма «Православные праздники времен года» создавалась по просьбам родителей.

Таким образом, мы старались комплексно подходить к достижению поставленных педагогических целей: на 1 этапе - анкетирование родителей, на 2ом этапе работа с детьми по направлениям, и Зий этап - информирование родителей через тематические ширмы по темам текущей работы. Отклик родителей мы можем почувствовать, когда слышим их вопросы. Ответы на них представлены в разделе «Консультации».

Мы считаем, что одной из самых продуктивных форм работы с детьми является комплексное занятие, которое позволяет решать большее количество педагогических задач за меньший промежуток времени. Составляя расписание занятий, стараемся активные формы детской деятельности (аппликация, конструирование, рисование) использовать после бесед, просмотров, прослушиваний. Представляя наиболее интересные занятия, хочется добавить, что сохранить детскую любознательность, закрепить интерес к предложенному материалу можно лишь через конкретную трудовую деятельность, поэтому результат комплексного занятия, на наш взгляд, должен быть реальным и осязаемым. Готовые работы наших ребят принимали участие и в районных мероприятиях.

При подготовке таких занятий, а также для поддержания благоприятной психологической атмосферы и сохранения эмоциональной устойчивости каждого ребенка мы используем игры малой подвижности. Создав картотеку таких игр под названием «Школа добрых волшебников», мы стремимся научить ребят видеть и слышать сверстника, учитывать мнение другого, учим их нравственным формам улаживания конфликтов. Например, такие игры как «Общий круг», «День рождения», «Кто разбудил медвежонка» мы используем на протяжении всех 4 лет, усложняя и модифицируя содержание. Они вызывают у детей особый интерес. На сегодняшний день наши картотеки игр постоянно пополняются прекрасно изданными материалами.

Практически все виды детской деятельности находят свое отражение в художественной литературе, но мы подготовили и используем специально отобранные литературные авторские произведения для беседы с детьми. Они помогают глубже раскрыть предложенную тему и ориентируют детей на диалогическое общение. Мы используем их не только для проведения специально организованных занятий, но и во время совместной деятельности с воспитателем во второй половине дня. Здесь представлена выставка художественной литературы по нашей теме. Например, книга В. Маяковского «Что такое хорошо.» мы используем как на специально организованных занятиях, так и во время совместной деятельности воспитателя с детьми во второй половине дня. Очень часто книги эти становятся источником для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Обязательны и особенно любимы детьми подвижные игры в спортивном зале и на прогулке. Наша картотека включает в себя не только авторские, но и народные игры. На наш взгляд, именно народные игры позволяют одновременно развить и двигательную активность, и эмоционально-произвольное поведение, и познавательные способности, а главное - закрепить основы нравственности. В такие игры как «Кошки - мышки», «Чай-чай, выручай» наши ребята играют не только самостоятельно, но и привлекают наших соседей по площадке.

Отдельно в нашем опыте работы представлены досуги и развлечения. Огромную помощь в подготовке и их проведению нам оказывают собранные дидактические материалы — по театрализованной деятельности (маски, куклы би-ба-бо, плоскостной театр, - по ознакомлению с окружающим миром (иллюстрации художников, репродукции икон, по конструированию и аппликации. В этой форме работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Например, спортивные развлечения посвященные Дню защитника Отечества мы проводим совместно с родителями начиная со 2ой мл. группы. Отображая с помощью фотовыставок проведение досугов без родителей, мы не только просто информируем родителей о прошедшем, но и помогаем детям взглянуть на себя со стороны, обсудить, что нравится в себе, а что можно сделать иначе.

На сегодняшний день создана и активно работает страничка в социальной сети «Одноклассники», где можно поговорить на все интересующие темы, поделиться планами, обсудить вопросы повседневной жизни и увидеть и узнать все новости…На сегодняшний день там общаются уже 3 поколения родителей детей нашей группы. Также на сайте прихода блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих Озерах рассказывается о всех проходящих в наших стенах событиях. А родители детей набора 2018г - активно общаются в мессенджере Watshap - получая консультации и ответы на самые разные педагогические и психологические запросы и вопросы.

Центральное место в нашей работе по праву занимает годовой церковный круг праздников, то есть помимо праздников, рекомендуемых программой, мы отмечаем праздники Рождества Христова, Пасхи, День Святой Троицы, Всероссийский день Матери. За прошедшее время ни один праздник не был похожим на другой. А тот, кто знаком с событиями Рождества и Воскресения Христова, может понять, как сложно донести до детей саму суть праздника, не переходя на простую иллюстрацию и перечисление фактов. Поэтому каждый раз, начиная предварительную работу, мы ставим себе задачу - привлечь внимание детей и родителей к нравственным основам христианского учения, закреплять желание детей действовать согласно усваиваемым нормам христианской морали, создать такое настроение, память о котором будет согревать их во взрослой жизни. Все сценарные планы мы создаем в творческом союзе, музыкальные руководители оказывают нам всяческую поддержку и помощь, активными участниками являются также и родители.

При подготовке и проведении праздника Пасхи в 2008 году родители не только готовили костюмы и угощение, они были непосредственными участниками. Например, дедушка и мама Даши И. исполняли роль родителей главной героини. Совместная трапеза после праздника очень нравятся и детям и взрослым. В это время можно побыть вместе в своей, детской обстановке, познакомиться поближе родителям, духовенству, руководителям и нам, воспитателям ответить на интересующие вопросы. Одним словом, праздничная трапеза всегда проходит в непринужденной семейной обстановке. А в наше время, когда дети не имеют возможности узнать, что такое большая дружная семья — такие встречи порой становятся единственной возможностью познакомиться с традициями семейного православного воспитания

Весь наш педагогический опыт мы не скрываем, а активно делимся им в коллективе - готовим сообщения на педагогических советах и часах, приглашаем коллег на празднования православных праздников, проводим открытые занятия. Не раз проходили наши выступления и на районных мероприятиях - Рождественских чтениях. Статьи о работе нашей группы можно прочитать в газете «Благая весть» и сайте прихода бл. Ксении Петербургской д. Медвежьи Озера. В районном конкурсе «Педагог года 2010» воспитатель группы я заняла 3 место.

На сегодняшний день работа в этом направлении не только не потеряла своей актуальности, но и на мой взгляд приобрела еще бОльшую значимость. Отрадно видеть, что в наборе детей 2018г несколько семей привели уже вторых детей в нашу группу. А это значит, что наша работа - ВАЖНА и НУЖНА!

Публикации по теме:

Нравственное воспитание в детском саду (средний дошкольный возраст) Статья «Нравственное воспитание в детском саду» Средний дошкольный возраст. Должность и место работы: воспитатель, ГБДОУ№57 Красногвардейского.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти.

Духовно-нравственное воспитание воспитанников «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее» В. А. Сухомлинский Россия, Родина,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех.

Духовно-нравственное воспитание детей в детском садуДуховно-нравственное воспитание детей в детском саду Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. У детского сада есть своя.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду Духовно - нравственное воспитание в детском саду № 64 «Журавлёнок» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце.

Духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе. Посещение музея в Свято-Никольском собореДуховно-нравственное воспитание в подготовительной группе. Посещение музея в Свято-Никольском соборе В Церковно-археологическом музее Свято-Никольского собора г. Тейково состоялось открытие новой экспозиции: «Ты откуда Русская зародилась.

Фотоотчёт о том как прошёл День Защиты детей в детском садуФотоотчёт о том как прошёл День Защиты детей в детском саду Все взрослые когда-то были дети. И знаем с Вами мы наверняка, Что отдали они бы всё на свете, Чтобы увидеть детства облака. Мы ловим взгляды.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование.

Эссе «Духовно-нравственное воспитание»Эссе «Духовно-нравственное воспитание» Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в детском саду, или О том, как начиналась работа в группе
Опубликовано: 3 января 2019 в 11:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду, или О том, как начиналась работа в группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Борисовна Нефедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД