Шнейдмиллер Алла Викторовна
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно - нравственное воспитание в детском саду № 64 «Журавлёнок»
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
В современном образовании как никогда остро стоит вопрос нравственного воспитания детей. В любые времена, а особенно в эпоху перемен, старшее поколение обязано передать детям чувство гордости за свою страну, любовь к Отчизне.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду» размещена в разделах
Работа МБУ детского сада №64 «Журавленок» по духовно-нравственному развитию и воспитания личности гражданина России основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» и программе патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле», позволяющая педагогам реализовать региональный компонент «патриотическое воспитание». С учётом данных программ мы выбрали нужные ориентиры для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, поставили перед собой задачи: научить детей гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, любить Родину такой, какая она есть!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Это, например, наша гордость мини-музей «Горница», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. Здесь мы знакомим детей с народным фольклором.
Экскурсии в мини музей помогают пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа, страны.
В каждой группе оформлены патриотические уголки. Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
Большое значение мы придаём работе по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества.
Мероприятия, которые проводятся в детском саду, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины.
Художественная литература и фольклор — важные средства формирования
личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам сказочные герои. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ.
Великий композитор современности Д. Шостакович писал: «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без музыки она была бы неполна, глуха, бедна». Хороводы, песни, танцы вызывают интерес к обычаям русского народа. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства в процессе НОД по художественному творчеству можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери в группах ежегодно проходят праздники с мамами и бабушками. Малыши радуют своих мам трогательными стихами и песнями. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
Празднование Дня матери никогда не оставляет равнодушным ни детей, ни мам.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.