Анастасия Силаева
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Темочки:
Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи : организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Наш Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Работа с семьей направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Педагоги нашей образовательной организации в своей работе применяют как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями :
• беседы;
• консультации : «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома» и т. д. ;
• совместные конкурсы: «Спортивная семья», «Мой папа самый, самый!», «Дары Осени», «Герб семьи», «Красивая шляпка» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
• совместные выставки работ детей и родителей на темы : «Моя семья», «Как мы отдыхаем», «Как я провел лето», «Наше любимое блюдо». Оформляются семейные фотоальбомы, к которым ребята постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это получает подкрепление в виде семейной проектной деятельности на различные темы: «Я и вся моя семья», «Животные нашей семьи», «Дедушка и бабушка» и т. д. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
• досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
• поручения родителям;
Для родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В старших группах - организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Создание мини музеев в группах, например, «Кубанская изба», «Музей кукол», где дети знакомятся с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщаются к истокам народной культуры.
Наиболее активным родителям по итогам года мы вручаем грамоты, благодарственные письма.