Прохорова Галина
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить хорошего человека»
Вопрос духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении всё более актуализируется в настоящее время. Возможно, мои рассуждения на эту тему смогут помочь коллегам по работе и родителям воспитанников выстроить правильные взаимоотношения в семье, найти решение каких-либо проблем в воспитании ребёнка.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду» размещена в разделах
Упадок духовности и нравственности в человеке неизбежно приводит к деградации общества, государства, в результате может привести к глобальной катастрофе. К сожалению, не у многих современных людей имеется нравственный иммунитет, благодаря которому можно справиться с жизненными проблемами и искушениями.
Во-первых, следует разобраться в понятиях «нравственность» и «духовность». Для этого обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, определяемые этими качествами.
Духовность – свойства души, состоящие в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Как видно, духовность и нравственность неразрывно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга. Но в современном мире духовно-нравственное воспитание становится проблемой спасения под знаком «SOS».
То, что происходит вокруг нас, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация. Небывалый рост жестокости, насилия, аморального поведения. И всё это видят наши дети. Хочется прокричать: «Остановитесь, осознайте, в каком бедственном положении пребывают современные дети!». Это, как город без стен, он открыт для атак врагов. Мы должны стать этой стеной и оградить детей от негативного воздействия окружающей среды.
Они с раннего возраста смотрят мультфильмы и ролики, где внешний вид героев не соответствует действительности, где присутствует перевоплощение, колдовство, подчинение чувствам других, неуважение к личности другого и постепенно начинают считать, что так и должно быть. Они играют в компьютерные игры, где попадают в мир виртуальной действительности и нередко путают его с настоящим. Дети видят полное неподчинение правилам, когда нормы поведения, о которых им так долго рассказывали в детском саду, полностью не соблюдаются взрослыми людьми на улице, а так же в семье. Наши дети испытывают дефицит правильного общения со взрослыми, когда у родителей не хватает сил, а чаще нет желания, поговорить о том, как ребёнок провёл день и какие испытывает проблемы.
Процесс воспитания сложен и полон риска. Поэтому изменяться прежде всего нужно самим. Быть трудолюбивыми и терпеливыми в процессе воспитания детей. Наша ответственность – следить за тем, чтобы ребёнок был исполнителем. Если вы не дисциплинируете своего ребёнка – вы не являетесь деятелем. Дисциплинирование – это не тоже самое, что и наказание и важно понимать разницу. Это изменит нашу реакцию на поведение детей. Наказание заставляет человека страдать, за то, что он сделал что – то не так. Дисциплинирование учит человека развивать навыки правильного поведения. Оно помогает стать успешным в жизни. Дисциплина создаёт необходимые ограничения, помогает детям развить самоконтроль и устанавливает порядок в семье. Представьте мостик без перил через глубокую пропасть, и ребёнок идёт по нему. В любую минуту он может упасть. Дисциплина и послушание – это как раз те перильца, которые не дают упасть в эту пропасть.
Дисциплина создаёт необходимое ограничение, помогает детям развить самоконтроль и устанавливает порядок в вашем доме. Без дисциплины мы обрекаем детей на поражение. И так, дети должны быть послушными и дисциплинированными, а мы, родители, терпеливыми и трудолюбивыми, а так же быть образцом во всех поступках, делах и мыслях. Ведь ребёнок впитывает и плохое и хорошее. Разум его открыт, но нет понимания, как у взрослого. Однажды девочка из моей группы пришла без рукавичек. Я просто дала ей на прогулке свои перчатки и совсем забыла об этом. Через неделю случилось так, что другой ребёнок пришёл без рукавичек. И вдруг я заметила, что моя Вероника ходит в одной рукавичке, а другая на Варе. Девочка запомнила мои действия, проявила милосердие и дала погреться своей подружке.
Мы много говорим, что детей нужно любить, но, увы, этого мало, их нужно знать, а этому необходимо учиться. Отмечу некоторые моменты, которые важно знать:
1. Воспитывать сегодня, а не завтра;
2. Воспитывать ежедневно, повсеместно и настойчиво;
3. Радоваться каждой минуте, проведённой в общении с ребёнком.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, попробую начать с красоты и культуры. Но это не только этикет и хорошие манеры, это понятия более глубокие. Они связаны с внутренним миром человека, его мыслями и чувствами. Ещё древние греки говорили: «Глядя на прекрасное, человек становится лучше», поэтому необходимо, чтобы ребёнка окружала красота везде, где он находится. Это не сложно: букетик цветов, репродукция картины знаменитого художника, красивое стихотворение поэта, нежный рассказ писателя и т. д. Черпайте красоту вокруг себя – природа, произведения искусства, литература. Главное вовремя произнести призывное: «Смотри, какая красота!». Как часто и мы не можем в ежедневной суете остановиться, не даём себе возможность полюбоваться красотой момента. Утром я спешу на работу, деревья все в инее, просто сказка. Сама себе говорю: «Сейчас выйду с ребятами на прогулку, полюбуемся». А выйдя на прогулку, с сожалением замечаю, что сказка ушла, всё осыпалось. Или каждый год осенью говорю, что нужно съездить в парк, полюбоваться осенними листьями, спокойно, без спешки. Пока собираюсь, листья облетают. Научиться бы совершать усилие, так, чтобы фиксировать красоту в своём сознании и правильно направлять взгляд ребёнка.
Сегодня сложно воспитать детей целеустремлёнными. Почему? Потому, что всем нам не хватает веры в мечту, прекрасное будущее и сказку. Наши дети мечтают о реальных вещах, планшетах, развлечениях. Даже сказка про Деда Мороза уже неактуальна. К счастью, среди моих воспитанников ещё есть такие, кто мечтает о встрече с дельфином или о том, как будет защищать белых тигров.
В современном мире отрицаемая и забытая проблема – воспитание трудолюбия. Мы перестали формировать у детей желание и умение трудиться. А ведь для правильно нравственно развитого человека немаловажно умение ценить труд другого, прикладывать трудовое усилие, радоваться и получать удовольствие от полученных результатов деятельности. Для дошкольника воздействие труда на нравственность является базисным образованием.
Коллективизм, сотрудничество – вот ещё одно условие воспитания нравственности и духовности. Любой талант, самобытность и оригинальность становятся значимыми для личности, если это важно ещё для кого-то, если это востребовано другими людьми. Зачем быть добрым, если эту доброту никому не покажешь, зачем быть ласковым, внимательным, отзывчивым, если эти качества никем не востребованы? Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Понятие коллективизма основано на эмоциональном общении, чувстве уверенности и защищённости, взаимовыручке и взаимоподдержке. В настоящее время воспитывается не коллективизм, а «деловое сотрудничество», которое не нуждается в излишних эмоциях и может способствовать развитию негативных черт личности.
И, последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это воспитание патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Это привитие маленькому ребёнку интереса и любви к песням, сказкам, традициям, истории своего отечества, своего народа. Однако, нельзя замыкаться только на своей культуре, это обедняет человека. Немаловажно проявлять интерес к культуре разных народов. А сказка, это просто кладезь для воспитания самых добрых, возвышенных чувств. Двое моих воспитанников ссорятся из-за игрушки так, что их трудно разнять. Я сажусь и показываю целое представление – драматизацию по сказке «Упрямая коза» и проблема решается сама собой.
Очень хочется, чтобы все взрослые люди задумались над тем, что никакой жизненный успех не может сравниться с семейным счастьем, когда родителям удаётся воспитать добрых и благодарных детей, потому, как любое материальное достижение недолговечно, а дети, это достояние, ценность которого вечна.