Татьяна Бубукина
Духовно-нравственное воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольника
Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольника» размещена в разделах
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным. В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:
• Воспитание нравственных и эстетических чувств;
• Формирование базисных основ личности;
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Принципы духовно-нравственного воспитания
дошкольников.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»,
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принципы организации деятельности.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
• чтения педагогом рассказов;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Экскурсии, целевые прогулки (по району).
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в работе прослеживается несколько направлений.
1. Духовно-образовательное (мероприятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• визиты домой;
• ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
• индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души.
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять сострадание.
• Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.
Положительные результаты деятельности детского сада по данным направлениям позволяет продолжить работу и в дальнейшем, но, не застаиваясь на месте, а работая в инновационном режиме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.