Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами творчества и музыки

Юлия Пономаренко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами творчества и музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное в природе и людях. В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства [3].

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами творчества и музыки» размещена в разделах

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, живопись, театр, архитектура и другие. Нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов ребёнка, с первых его слов, поступков. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первый и самый продуктивный способ пробуждения творческого потенциала, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Эстетическая подготовка необходима для того, чтобы ввести детей в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, нравственного совершенства. Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание [4].

Художественные способности и художественное восприятие не у каждого воспитанника проявляются ярко и сразу: путь их выявления и последовательного развития очень индивидуален. Поэтому делать быстрые заключения о способностях ребенка не следует. Ребенок может наиболее полно развернуть свои художественно-творческие способности тогда, когда он обогащается художественными впечатлениями, постепенно овладевает практическими навыками и некоторыми сведениями. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности –составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, театральные инсценировки. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно–творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение [3].

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Замечательный человек и актёр Е. Леонов говорил: «Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра» [2].

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка» — необходимый душевный атрибут человеческого существования», — так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», — это слова нашего современника В. Распутина [1].

Огромное значение придаётся музыке при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. «Музыкальный репертуар, по словам О. П. Радыновой, должен отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности».

Нравственное воспитание ребё нка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к маме. Все дети любят своих мам. Поэтому, песни о маме, так устойчиво вошли в детский репертуар. Дошколята с большим энтузиазмом готовят музыкальные номера для маминого праздника. Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. А всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери» [2].

Таким образом, приобщая детей к музыкальному и художественному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Исходя из этого, конечно, ведущим местом в осуществлении нравственного воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребёнка можно и нужно воспитать любовь и интерес к искусству, развить эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетике быта, советует, что читать детям, какие записи и телепередачи смотреть, какую музыку слушать. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать каждый воспитанный человек.

Список литературы

1. Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст] / Т. А. Барышева. - М. : Инфра-М, 2001, 154 с.

2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, А. Кенеман. : - М., 2000, 255 с.

3. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество» : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. М. : Педагогическое общество России, 2009. 128 с.

4. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. Ветлугиной. - М., 1972.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами творчества и музыки
Опубликовано: 17 августа 2021 в 14:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами творчества и музыки» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Пономаренко (УИ 643552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД