Юлия Калинина
Духовно — нравственное воспитание дошкольников на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» размещена в разделах
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно – лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает:
- целостное восприятие мира,
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности,
- духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности,
- формирование такого коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом,
- взаимодействие, основанное на диалоге старших и младших детей, детей и взрослых (педагогов и родителей,
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху. Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Чтобы праздник удался очень важно провести предварительную подготовку, во время которой детям подробно рассказывают о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. В праздниках необходимо и очень важно участие родителей. Они помогают шить детям костюмы, накрывают столы для совместной трапезы. Хорошо привлекать к участию в праздниках бабушек и дедушек дошкольников.
Красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [3]. Необходимо содействовать сохранению духовного здоровья детей, знакомя их с основами православной культуры. Способствовать обновлению содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Важно принимать во внимание, что со временем нравственные представления детей изменяются от нравственного реализма, характеризующегося твердым и непоколебимым разделением всех поступков на две категории: хорошее и плохое, к нравственному релятивизму, основанному на понимании, что все заслуживают уважительного к себе отношения и в каждом поступке можно найти его нравственное обоснование. Реалист полагает, что нравственные законы незыблемы, едины для всех и не терпят исключений. При переходе к нравственному релятивизму дети начинают судить о нравственной стороне поступков по их последствиям, и поступок все равно будет плохим, даже если он совершен из самых лучших побуждений. Вместе с тем, давая нравственную оценку поступку, даже если он привел к плачевным результатам, дети уже могут принимать в расчет намерения совершившего такое действие человека.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Библиографический список
1. Архангельский, Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л. М. Архангельский – М. : Знание, 1983.
2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова – М. : Просвещение, 1989.
3. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская – М. : Просвещение, 1987.
4. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова – М., 1997.
5. Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5,6 – с. 6.