Елена Чуднова
Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Кирюшкина Ольга Алексеевна, воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад №148
комбинированного вида»,
Чуднова Елена Ивановна, воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад №148
комбинированного вида»
Духовно-нравственное воспитание детей средствами
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Личность ребёнка отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Но недаром говорится: «Дети – наше будущее», и каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
В наше время многие стараются вернуться к истокам, к духовности. И очень важно находить новые средства на пути к этому. Одним из таких средств, мы считаем, является театр. Театрализованная деятельность, — по мнению В. А. Сухомлинского, — является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. «В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение», — также отмечал А. В. Запорожец [2].
Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целый ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, этот вид деятельности способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.
Цель нашей работы: создание условий для духовно-нравственного воспитания детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1) Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
2) Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.
3) Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать
4) Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
Работу по приобщению воспитанников к театрализованной деятельности начинаем уже с младшего возраста: используем картотеку театрализованных игр. Малыши участвуют в хороводах, играх, забавах: «Сорока-белобока», «Наши курочки с утра.», «Котик серенький», «Лады-лады-ладушки» и другие, слушают выразительное чтение знакомых и любимых сказок, стихов, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Дети самостоятельно декламируют потешки, частушки, песенки.
Стараемся использовать различные возможности, чтобы обыграть то или иное событие, этим пробудить фантазию детей. Так, например, на прогулке просим обратить внимание детей на ворону, сидящую на ветке. Говорим о том, что прилетела птица и здоровается с ребятами. Предлагаем детям ответить вороне, покаркать, как эта птица, изобразить ее полет.
Используем работе с детьми различные виды кукольного театра :
- пальчиковый (с помощью маленьких кукол обыгрываем знакомые малышам сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза» и другие);
- теневой (данные развлечения часто применяем в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка; предлагаем малышам повторить отдельные элементы, например: изобразить полет птицы, собаку, оленя);
- настольный (конусный) сделан из картона, театр «Би-ба-бо»;
- театр на фланелеграфе (дети не только слушают сказку, но и видят ее героев). Целесообразно также включать в постановки известных сказок простые игрушки.
Малышам сложно произносить целые роли. Но они с успехом могут проговорить некоторые отдельные фразы, дополняя их жестами. К примеру, при постановке сказки «Репка» ребята изображают, как тянут ее, а в инсценировке «Курочки Рябы» - как плачут дед и бабка над разбитым яйцом, как бежала мышка и махнула хвостиком.
В этом году начал работу театральный кружок. Дети всегда с восторгом воспринимают его, любят посещать.
Рабочая программа театрального кружка ориентирована на формирование и совершенствование навыков социального поведения. Это достигается за счет того, что каждое произведение имеет определенную нравственную направленность. Так, в сказках решается проблема добра и зла, смелости и трусости, честности и лжи. Благодаря таким произведениям ребенок не только умом воспринимает окружающий мир, но и пропускает события через свое сердце. При этом он не только познает, но и выражает сложившееся у него отношение к проблемам.
Программа театрального кружка предусматривает следующие формы организации:
- совместную постановочную деятельность, она предполагает вовлечение в процесс и взрослых и детей разных возрастов;
- театрализованные игры на праздниках, посещение музея кукол, занятия по актерскому мастерству;
- самостоятельная постановочная деятельность, игра в условиях повседневной жизни;
- мини-спектакли на других занятиях, посещение театров вместе с родителями, небольшие сценки с куклами, привлечение яркого персонажа (Петрушки, например) в процесс решения познавательных задач.
На занятиях кружка маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки, пересказать таким необычным образом полюбившуюся историю или подготовить полноценное выступление в мини-спектакле. Воспитанники нашей группы в этом учебном году подготовили сказку «Заюшкина избушка» и показали для детей своего возраста.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. На занятиях кружка знакомим детей с малыми формами фольклора: потешками, песнями, загадками.
В группе нами создан тематический мини-музей, где дети знакомятся с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, люлька, самовар, и др., с русской избой.
Традицией нашего детского сада стала организация Рождественских праздников. Во всех группах проводятся праздничные мероприятия с учетом возраста детей и наши воспитанники вместе со старшими детьми принимали них участие. Дети узнали, что такое Рождественская звезда, вертеп и как праздновали Рождество на Руси.
Ежегодно мы организуем праздник «Проводы русской зимы». Готовим развлечение с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами, чаепитием из нашего самовара. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. Родители заинтересовались увлечением детей и активно помогают в изготовлении костюмов, декораций — в этом ещё один плюс театрального кружка. Совместная работа с семьей по театрализованной деятельности позволила расширить представления родителей об индивидуальных творческих способностях своих детей и возможностях совместной деятельности с ними.
В старшем возрасте представляем свои постановки детям младших групп: была показана сказка «Колобок», театрализованное представление было разыграно с куклами «би-ба-бо».
Значимость работы видна в поведении воспитанников. Хочется отметить, что они меняются: растут добрыми, духовно богатыми, творческими личностями. И это вдохновляет нас на дальнейшие поиски в творческой работе.
Таким образом, театрализованная деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания.
Литература :
1. Федеральный образовательный стандарт дополнительного образования от 28.08.2013.— М., Просвещение, 2013. — 16 с.
2. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001.