Светлана Гришаева
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен…
Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь,
мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни,
а свою умножаешь в тысячу раз»
А. Перес-Реверте
В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
В решении задач нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль.
Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошкольном, а особенно в раннем возрасте, о котором идёт речь, ребёнок, ещё не способен к сознательным нравственным поступкам. Только под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.
На мой взгляд, необходимость приобщения детей к книге с раннего возраста бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.
У ребенка раннего возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы) и особенно русские народные сказки, вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Работая с детьми, я решаю следующие задачи
1. Прививать интерес к положительным героям произведений.
2. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
3. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
4. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
5. .Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность потешек, стихов, сказок, рассказов.
6. Формировать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно – нельзя-нужно;
Работа начинается с подбора литературы и оформления книжного уголка, располагающего детей к общению с книгой.
Книжный уголок оформляется с учётом программных требований, тематики и возрастных, психологических особенностей и предпочтений детей. Книги находятся в свободном доступе.
Книги для самостоятельного просмотра малышами должны быть с толстыми страницами для удобства перелистывания.
Критерии отбора книги для чтения малышам – это красочные иллюстрации, которые вызовут эмоциональный отклик ребёнка. Иллюстрации должны быть понятны, качественно выполнены.
Мне очень нравится современный художник-иллюстратор Любовь Ерёмина-Ношин. У неё настолько позитивные, очаровательные персонажи, что вызывают умиление, добрую улыбку, положительные эмоции.
Основные методы ознакомления с художественной литературой – чтение, т. е. дословная передача текста, и рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
Чтение или рассказывание всегда выразительны, чтобы дети заслушались. Интонацией, мимикой необходимо выразить своё отношение к героям. К совершающим плохой поступок, нахмуриться, сказать неприятным голосом (утёнок Гоша, который всех обижал, лиса, которая всех прогоняла: вот выскочу, вот выпрыгну). Добрых персонажей озвучивать с улыбкой, ласковым голосом.
Для малышей необходим неоднократный повтор произведений. Чтение сопровождается показом иллюстраций, которые делают понятным текст.
Самой первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок – народная культура (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. песенки, все это закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в доступной форме правила социального общежития, стимулирует появление начальных социальных эмоций.
Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме, развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику, а также способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Взрослые думают, что эти действия бессмысленны, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора, способствуют физическому развитию ребёнка, обучают языку и мелодике, дают первые представления об окружающей действительности.
Ребенок раннего возраста еще не понимает смысла, но испытывает удовольствие и восторг от совместного со взрослым проигрывания «Сороки-вороны». «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Все персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, котик качает люлечку и т. п.
Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Я использую сказки с целью развития таких понятий, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость. При подборе литературы для чтения, уделяю большое внимание произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев «Маша и медведь» - наказ слушаться взрослый, «Теремок» - дружба помогает победить трудности, «Петушок – бобовое зернышко» - забота о ближнем, «Заяц – Хваста» - осуждение хвастовства и т. п.
То есть сказки учат малышей понимать «что такое хорошо, что такое плохо», «что можно, что нельзя, а что надо». В содержании всегда заложен урок, который дети постепенно понимают.
В своей практике я использую слушание сказки и в сопровождении магнитного и кукольного театров.
А так же нам дают представления участники театрального кружка нашего садика. И часто звучат произведения в аудиозаписи.
Даже в раннем возрасте использую драматизацию, когда дети запомнили сказку, потешку и т. д. можем её обыграть. Ценность драматизации в том, что у ребёнка, исполняющего роль сказочного персонажа, воспитываютсят такие черты, как смелость, уверенность в своих силах.
В рамках специально организованной деятельности решаю задачи восприятие художественного слова. Эффективный метод проживания художественного произведения, а значит и усвоения нравственных норм поведения – это иллюстрирование, где малыши учатся делать добро: рисуют дорожку для колобка, помогают ёжику собрать грибы. Из строительного материала, дети могут построить домик для лисы или из модулей возвести теремок для зверей.
Работая с книгой, помогая малышу проживать литературные произведения, максимально задействую все виды детской деятельности: двигательную, музыкальную, игровую.
Художественное слово присутствует в разнообразных формах образовательного процесса: наблюдение, беседы, игры, самостоятельной деятельности и т. п.
Формированию интереса к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют также утренники, вечера сказок, литературные викторины по народным сказкам (интерактивная форма).
Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Моё стойкое мнение, что читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семья – это главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения. Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, и именно семья, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге, считает С. А. Денисова.
В рамках сотрудничества с родителями мы проводим родительские встречи на темы: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;
- организовываем для детей и их родителей выставки книг;
- привлекаем родителей к подбору художественной литературы, совместно организуем книжный уголок;
- даем рекомендации как устроить семейные вечера чтения.
Не смотря на юный возраст, наши воспитанники стали дружелюбны к сверстникам и новеньким малышам. Это очень заметно, когда в группу приходят дети на адаптацию, а наши «большуны» их жалеют, вовлекают в игры, стараются успокоить и всячески нам помогают: обувают, берут за руку и ведут на прогулку, используют знакомые потешки. чтобы взбодрить новичков.
Я не раз замечала, как дети относятся к книгам – более бережно; при рассматривании и беседе вспоминают любимых героев, сравнивают свое поведение с их положительным поведением, употребляют в речи сравнения: и я так умею, он хороший, плохо делает и т. п. В драматизации любят выполнять роли положительных героев, повторяют их поступки.
Я убеждена, что художественная литература помогает формировать основы поведения и общения. Она учит ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать, делать выводы и пропускать все через себя, она развивает не только ум, но и душу ребенка.