Анна Прошина
Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства –
это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее
благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце
крупинки человечности, из которых складывается личность»
В. А. Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Актуальность задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость развития нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Одним из эффективных способов воспитания духовно-нравственных качеств является чтение произведений художественной литературы.
СЛАЙД 3.
Поэтому мы поставили перед собой следующую цель: исследовать возможности использования художественной литературы для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 4.
Определили следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу и передовой опыт по направлению работы;
2) определить основные методы и формы работы с дошкольниками по нравственному воспитанию средствами художественного слова;
3) спроектировать систему работу со всеми участниками образовательных отношений;
4) обеспечить построение предметно-развивающей среды, направленной на нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
Был составлен план работы, который осуществляется по следующим направлениям, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ 5.
1. Изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания детей
2. Детальное изучение методических рекомендаций по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы, созданию развивающей предметно-пространственной среды
3. Подбор рекомендованных для чтения произведений художественной литературы, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
4. Использование произведений художественной литературы в организованной образовательной деятельности
5. Рефлексия и анализ полученных результатов
СЛАЙД 6.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического и духовного воспитания детей. Правила социально-нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильней переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
СЛАЙД7.
Самым эффективным средством в нравственном воспитании ребенка является сказка.
Роль сказки в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира - неоценима. Благодаря им раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство. Затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей. Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства.
Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается. Ребёнок осмысливает поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый и добрый. Именно таким образом, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка.
Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» способны развить в ребенке ответственность; «Царевна-лягушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка» - гуманизм; «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка» - патриотизм; «Гуси-лебеди», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят» - дисциплинированность и культуру поведения; «Три поросенка», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье верей», «Война грибов с ягодами» - чувство коллективизма.
Язык сказок, как правило, богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
По ознакомлению дошкольников со сказкой используем такие методы, как:
1. Чтение сказки, когда воспитатель читает текст. Для лучшего понимания смысла сказки, для представления образа героев необходимо использовать иллюстративный материал. Надо учить детей представлять в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.
2. Рассказывание, когда воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно использовать показ сказки на фланелеграфе. Для этого понадобятся персонажи сказок, выполненные из фетра или картона. Для формирования восприятия сказки, используем такие приёмы, как:
1. Выразительность чтения. Очень важно, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашена и выразительна. Для этого можно использовать мимику, жесты, интонацию.
2. Повторное чтение. Сказки всегда интересны детям. Они с удовольствием слушают их повторно.
3. Выборочное чтение. Для лучшего усвоения содержания можно повторно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки из сказки.
4. Драматизация. Дети выбирают себе героя сказки, входят в мир воображаемых обстоятельств, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе, переживают, испытывают новые для них чувства.
5. Беседа. Цель беседы — уточнение понимания содержания сказки, осознание средств художественной выразительности. Необходимо продумать ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать оценку поступков героев. Также можно организовать творческие мастерские, предложить детям нарисовать, слепить, сконструировать из бумаги и картона, из природного материала сказочных героев, передать их образ, черты характера, особенности поведения. По итогам оформить выставку творческих работ. Благодаря результатам продуктивной деятельности ребёнок учится выражать своё отношение к литературному произведению, его герою.
Общечеловеческие ценности прививаются детям и закладываются в их понятии при знакомстве с пословицами и поговорками. Это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных понятий. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл поделё н на части: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Доброе дело — правду говорить смело». А поговорка даёт ребё нку выразительную эмоциональную оценку: «Маленький, да удаленький». Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
СЛАЙД 8.
В список литературы, рекомендованной Программой для чтения входит большое количество потешек, песенок, прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы, образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному слову, как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят да малых ребят». Описание животных не только поэтично, но и образно: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?», «Кисонька-мурысонька, ты где была?», «Сорока-белобока кашку варила», «Пошёл котик на торжок» и т. д.
Необходимо у детей с раннего возраста формировать положительное отношение к фольклору, поэзии, учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи и обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе используем в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям становятся понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.
СЛАЙД 9.
Можно с уверенностью сказать, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умение эмоционально воспринимать прекрасное, испытывать чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.
СЛАЙД 10. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!