МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса «Социокультурные истоки«

Татьяна Кыштымова
Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса «Социокультурные истоки«
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как на рубеже XXI века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности [3].

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса „Социокультурные истоки„» размещена в разделах

На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

Искажения в развитии личности особенно опасны в детском возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Эта опасность усиливается духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

В нашей стране происходят значительные перемены в вопросах нравственности, морали, духовности. Приняты поправки в Конституцию РФ, где ценности, традиции, суверенитет и государственное единство признаны как фундамент, на котором стоит наша страна. По предложению Президента РФ В. В. Путина внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

Согласно данному закону, «воспитание» рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1].

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступном его понимании конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий [2].

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом, и головой – вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №448, в 2021 году наша страна будет праздновать 800-летие со дня рождения Александра Невского (1221-1263) – великого князя, легендарного русского полководца, тонкого дипломата. Он является одним из самых выдающихся представителей династии Рюриковичей и первым великим князем, причисленным к лику святых как праведный воин.

Знакомя детей с жизнью Александра Невского, мы поставили цель: активизировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, формировать интерес великому прошлому своей страны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• Расширять углублять представления детей о историческом прошлом нашей Родины.

• Развивать познавательные процессы детей (восприятие, память, мышление, внимание, связная речь).

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине у детей на примере жизни Александра Невского. Способствовать воспитанию духовно-нравственных ценностей.

Для решения постановленных цели и задач была создана книга для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Истоки Великой Победы : Александр Невский» на основе программы «Социокультурные истоки». Данная программа разработана на основе традиций нашего народа, на основе православных традиций, на основе духовно – нравственного, патриотического воспитания.

Цикл заданий дает представление о том, как жил князь Александр Невский, когда был маленьким, чем занимался, как становился взрослым. Почему получил прозвище Невский, как увековечена память Александра Невского в России.

Данное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, так как включает в себя интеграцию образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

В книгу «Истоки Великой Победы : Александр Невский» входит 5 блоков:

1. Детство Александра Невского

Цель: Дать понятие о том, как жил Александр Невский, когда был ребенком.

Задачи:

- развивать у детей интерес к историческим событиям, любознательность;

- воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины;

- расширить знания детей о воспитании детей в далеком прошлом.

2. Почему князя Александра, называют Невским?

Цель: Дать понятие о том, почему князя Александра называют Невским.

Задачи:

- развивать у детей интерес к историческим событиям, любознательность, чувство сопереживания героям;

- воспитывать чувство гордости за русских воинов и полководца Александра Невского;

- расширить знания детей о воинском облачении и оружии русичей и шведов, о внешних врагах Руси.

3. Ледовое побоище

Цель: Познакомить детей со знаменитым сражением, получившим название «Ледовое побоище».

Задачи:

- продолжать развивать интерес детей к историческим событиям;

- воспитывать чувство гордости за полководца Александра Невского и его дружину;

- расширять знания детей об умении Александра Невского вести бой с противником, который превосходит в силе.

4. Духовный подвиг Александра Невского

Цель: Познакомить детей с духовным подвигом Александра Невского.

Задачи:

- продолжать развивать у детей стремление узнавать о жизни Александра Невского, его подвигах;

- воспитывать у детей чувство сострадания к людям, жившим много веков назад и гордость за мужество князя;

- расширить знания детей о нашествии воинов Золотой орды, какие беды принесло это нашествие.

5. Святой князь Александр Невский

Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о святом человеке.

Задачи:

- развивать в детях стремление изучать историческое прошлое своей Родины, развивать нравственные качества – доброту, ответственность, чувство долга.

- воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к своей истории.

Не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.

Таким образом, знакомя детей с подвигами Александра Невского, мы формируем их нравственные качества, воспитываем патриотические чувства, активизируем познавательную деятельность детей, что является необходимой предпосылкой для успешного овладения учебной деятельностью.

Литература:

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (ст. 2 п. 2).

2. Бонтаева, Н. Н. Александр Невский – великое имя России // Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Том 1. – Н-Новгород, 2020.

3. Ковжун, Л. Н. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста [электронный ресурс] / URL : https://infourok.ru/statya-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-ramkah-realizacii-programmi-sociokulturnie-istoki-3373542.html

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Подготовила воспитатель старшей группы Алехина Татьяна Викторовна. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса «Социокультурные истоки«
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 10:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса «Социокультурные истоки«» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кыштымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД