Татьяна Кыштымова
Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса «Социокультурные истоки«
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как на рубеже XXI века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности [3].
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет в ДОО на основе курса „Социокультурные истоки„» размещена в разделах
На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
Искажения в развитии личности особенно опасны в детском возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Эта опасность усиливается духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие.
Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.
В нашей стране происходят значительные перемены в вопросах нравственности, морали, духовности. Приняты поправки в Конституцию РФ, где ценности, традиции, суверенитет и государственное единство признаны как фундамент, на котором стоит наша страна. По предложению Президента РФ В. В. Путина внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
Согласно данному закону, «воспитание» рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1].
Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступном его понимании конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий [2].
Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом, и головой – вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №448, в 2021 году наша страна будет праздновать 800-летие со дня рождения Александра Невского (1221-1263) – великого князя, легендарного русского полководца, тонкого дипломата. Он является одним из самых выдающихся представителей династии Рюриковичей и первым великим князем, причисленным к лику святых как праведный воин.
Знакомя детей с жизнью Александра Невского, мы поставили цель: активизировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, формировать интерес великому прошлому своей страны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Расширять углублять представления детей о историческом прошлом нашей Родины.
• Развивать познавательные процессы детей (восприятие, память, мышление, внимание, связная речь).
• Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине у детей на примере жизни Александра Невского. Способствовать воспитанию духовно-нравственных ценностей.
Для решения постановленных цели и задач была создана книга для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Истоки Великой Победы : Александр Невский» на основе программы «Социокультурные истоки». Данная программа разработана на основе традиций нашего народа, на основе православных традиций, на основе духовно – нравственного, патриотического воспитания.
Цикл заданий дает представление о том, как жил князь Александр Невский, когда был маленьким, чем занимался, как становился взрослым. Почему получил прозвище Невский, как увековечена память Александра Невского в России.
Данное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, так как включает в себя интеграцию образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
В книгу «Истоки Великой Победы : Александр Невский» входит 5 блоков:
1. Детство Александра Невского
Цель: Дать понятие о том, как жил Александр Невский, когда был ребенком.
Задачи:
- развивать у детей интерес к историческим событиям, любознательность;
- воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины;
- расширить знания детей о воспитании детей в далеком прошлом.
2. Почему князя Александра, называют Невским?
Цель: Дать понятие о том, почему князя Александра называют Невским.
Задачи:
- развивать у детей интерес к историческим событиям, любознательность, чувство сопереживания героям;
- воспитывать чувство гордости за русских воинов и полководца Александра Невского;
- расширить знания детей о воинском облачении и оружии русичей и шведов, о внешних врагах Руси.
3. Ледовое побоище
Цель: Познакомить детей со знаменитым сражением, получившим название «Ледовое побоище».
Задачи:
- продолжать развивать интерес детей к историческим событиям;
- воспитывать чувство гордости за полководца Александра Невского и его дружину;
- расширять знания детей об умении Александра Невского вести бой с противником, который превосходит в силе.
4. Духовный подвиг Александра Невского
Цель: Познакомить детей с духовным подвигом Александра Невского.
Задачи:
- продолжать развивать у детей стремление узнавать о жизни Александра Невского, его подвигах;
- воспитывать у детей чувство сострадания к людям, жившим много веков назад и гордость за мужество князя;
- расширить знания детей о нашествии воинов Золотой орды, какие беды принесло это нашествие.
5. Святой князь Александр Невский
Цель: Дать детям представление о князе Александре Невском, как о святом человеке.
Задачи:
- развивать в детях стремление изучать историческое прошлое своей Родины, развивать нравственные качества – доброту, ответственность, чувство долга.
- воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к своей истории.
Не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.
Таким образом, знакомя детей с подвигами Александра Невского, мы формируем их нравственные качества, воспитываем патриотические чувства, активизируем познавательную деятельность детей, что является необходимой предпосылкой для успешного овладения учебной деятельностью.
Литература:
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (ст. 2 п. 2).
2. Бонтаева, Н. Н. Александр Невский – великое имя России // Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Том 1. – Н-Новгород, 2020.
3. Ковжун, Л. Н. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста [электронный ресурс] / URL : https://infourok.ru/statya-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-ramkah-realizacii-programmi-sociokulturnie-istoki-3373542.html