Марина Пилипчук
Духовно-нравственное воспитание через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.).
Исходя из этого, свою работу строю в соответствии с образовательными областями.
Театрализованная игра с детьми проводится в вечернее время на фланелеграфе, т. к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Часто использую настольный театр игрушек и картинок, который обладает теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Играя театром теней, дети получают массу приятных эмоций, они с удовольствием включаются в предложенную игру. Театр теней хорошо использовать в часы досуга, он помогает детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность.
При использовании пальчикового театра широко использую произведения устного народного творчества. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение к старшим, вежливость, дружба и товарищество, патриотизм, правдивость, честность и. т. д. Целью театра являются развитие тактильных ощущений, логического мышления и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря, развитие коммуникативных способностей, учит играть вместе, закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы, следующие:
-игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись; воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянулось солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
-игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево; мишка шел, земляничку нашел, сел, земляничку съел и дальше пошел);
-игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику; храбрый петушок шагает по дорожке,);
-игра-импровизация под музыку («веселый дождик», «листочки (снежинки) летят по ветру и падают на землю»);
-игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов;
-ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Репка», «Красная шапочка», и т. д.);
-инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Что такое весна?» и т. д.);
Данная разработка направлена на решение следующих задач: создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности, совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей, развитие духовно-нравственных качеств. В сказке ребенок встречается с положительными и отрицательными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Театр направлен на решение следующих задач: Формировать у детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения, систематизировать знания детей о театральной культуре, обогатить их театральный опыт, развивать у детей интерес к театрально игровой деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая достичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
В заключении отмечу, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.