Мерзлякова Марина Николаевна
Духовно-нравственное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Методы духовно-нравственного воспитания : образовательные, воспитательные, метод проектов, игровые, деятельно-поведенческие.
Игровые: народные игры, сюжетные, ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические, драматизация, подвижные, назидательные, строительные.
Образовательные: рассказ, беседа, беседа-обсуждение, устное поучение, чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора, разучивание стихотворений, песен к празднику; наблюдение, «экспериментирование», просмотр видео- и диафильмов, встречи с интересными людьми (например, преподаватели школы искусств, рассматривание иллюстраций, картин к праздникам.
Воспитательные : праздники, игры и упражнения духовно-нравственного содержания, обсуждение проблемных ситуаций, демонстрация, встречи, целевые прогулки и экскурсии.
Деятельно-поведенческие: проигрывание ситуаций, труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; организация выставок, оформление фотоальбома «Наши праздники», конструирование, художественное творчество и др.
Одним из методов, активно использующихся в последние годы, является метод проектов.
Однако самым лучшим и самым важным методом по-прежнему остается личный пример педагога.
Виды дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию : игры с природным материалом, игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применялись при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. которые организовываются во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Настольно-печатные игры – это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. "Да – нет" и др.
Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.
Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Съедобное –не съедобное»", "Летает – не летает" и др.
Дидактические игры по духовно - нравственному воспитанию детей проводятся с целью вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира, стремление совершать положительные дела и поступки.