Сержантова Лилия
Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках темы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» выбрала для себя тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». Реализуется с детьми средней группы(4-5 лет).
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Публикация «Самообразование „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В. А. Сухомлинский.
Тема моей работы взята не случайно. Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.
В период дошкольного детства нужно формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
На современном этапе развития образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. А с внедрением ФГОС ДО выдвигается одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Исходя из этого можно выделить следующие методические рекомендации:
1. Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для чтения подбирайте сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, проводите с ребенком беседу. Анализ произведения организуйте так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Пример:
После рассказывания ребенку русской народной сказки «Зимовье зверей», проведите беседу о дружбе. Попросите объяснить:
— Что означает крепкая дружба?
— С кем ты хочешь дружить?
— Какими качествами должны обладать друзья?
После беседы перейдите к анализу самой сказки :
— Сколько героев было в сказке?
— Как они строили зимовье?
— Каково им было вместе жить?
— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?
— Как звери защитили свой дом?
При помощи этих вопросов, ребенок усвоит нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».
2. Используйте сказки для решения конфликтных ситуаций. Это не только традиционное чтение и обсуждение сказок («Волшебное слово», «Синие листья»).Помещайте любимых сказочных героев в необычные ситуации (схожие с конфликтом) и просите ребенка помочь героям, научить их.
3. Вводите речевое творчество. Совместно с ребенком сочиняйте сказки на интересующие его темы, такие «Как еж попал в детский сад», «Приключение мышки», «Трудолюбивые пчелки» и т. д.
Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности.