МААМ-картинки

Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

Сержантова Лилия
Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

В рамках темы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» выбрала для себя тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». Реализуется с детьми средней группы(4-5 лет).

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Публикация «Самообразование „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский.

Тема моей работы взята не случайно. Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.

В период дошкольного детства нужно формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

На современном этапе развития образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. А с внедрением ФГОС ДО выдвигается одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Исходя из этого можно выделить следующие методические рекомендации:

1. Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.

Для чтения подбирайте сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, проводите с ребенком беседу. Анализ произведения организуйте так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Пример:

После рассказывания ребенку русской народной сказки «Зимовье зверей», проведите беседу о дружбе. Попросите объяснить:

— Что означает крепкая дружба?

— С кем ты хочешь дружить?

— Какими качествами должны обладать друзья?

После беседы перейдите к анализу самой сказки :

— Сколько героев было в сказке?

— Как они строили зимовье?

— Каково им было вместе жить?

— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?

— Как звери защитили свой дом?

При помощи этих вопросов, ребенок усвоит нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».

2. Используйте сказки для решения конфликтных ситуаций. Это не только традиционное чтение и обсуждение сказок («Волшебное слово», «Синие листья»).Помещайте любимых сказочных героев в необычные ситуации (схожие с конфликтом) и просите ребенка помочь героям, научить их.

3. Вводите речевое творчество. Совместно с ребенком сочиняйте сказки на интересующие его темы, такие «Как еж попал в детский сад», «Приключение мышки», «Трудолюбивые пчелки» и т. д.

Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:50
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Сержантова Лилия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД