Альбина Култаева
Духовно-нравственное и познавательно-речевое развитие дошкольников, основанное на приобщении к детскому фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное и познавательно-речевое развитие дошкольников, основанное на приобщении к детскому фольклору
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, так как помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает и кризис воспитания подрастающего поколения. Люди лишены словесного общения. Раньше, для того чтобы узнать любую информацию, надо было пойти к людям в дом, где гостя, обязательно, приглашали, угощали. В давние времена не было электричества и поэтому люди собирались возле костра, развлекали песнями, хороводами, играми. Люди надеялись только на природу. Передавали опыт из поколения в поколение. Воспитывали в детях трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родине, к традициям.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно, возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача педагогов, которая особенно актуальная сегодня, и которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства народов своей страны, освоения народной культуры.
Всем известно, что устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Фольклор необходим ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности, взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
Следовательно, фольклор - это источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
Учитывая значимость народной культуры для всестороннего развития личности ребенка, нами был разработан и успешно реализован авторский образовательный проект «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста».
Цель проекта: духовно-нравственное и познавательно-речевое развитие дошкольников на основе народной культуры, ее творчества и самобытности.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.
• Обогащать словарный запас и активную речь детей.
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах.
• Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
• Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Ведь, многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем детском саду, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием воспитания и развития дошкольников.
На подготовительном этапе работы был систематизирован фольклорный материал, адекватно возрасту детей; составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов; подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой основной образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач в перспективное планирование включили игровую, познавательную, художественно-творческую и литературную деятельность, формирование культурно-гигиенических навыков.
Очень важно было создать развивающую предметно-пространственную среду. Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности, создали в группе центр музыки, центр театрализации и искусства. Совместно с родителями был организован мини музей «Сударушка».
• Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать.
• Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию развивающей предметно-пространственной среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора.
• Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.
Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребенка, используя прием действенного соучастия.
В рамках реализации проекта, дети разучивали потешки, песни, прибаутки, смотрели фильмы, слушали сказки, небылицы, изучали народные промыслы. Во время художественно-изобразительного творчества дети чувствовали себя мастерами народного искусства.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Итоговым мероприятием нашего проекта был фольклорный праздник «Народные гулянья». Главным гостем нашего праздника была Немченко Наталья Николаевна - председатель Норильской народно-патриотической организации «Солнце».
Мероприятие проходило в музыкальном зале детского сада, который был оформлен в стиле русской горницы: платки, рушники с вышивкой, выполненные в национальном русском стиле, утварь народная, и, конечно же, стол, на котором «красовался» самовар с угощениями, сделанными руками родителей. Посередине избы стояла печка, имеющая большую значимость в старину. Яркие и красивые костюмы ведущих и детей придали национальный и праздничный колорит.
Наталья Николаевна организовала и провела с детьми народные игры: «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Дударь», «Гори, гори ясно». Дети восторженно и активно играли с народными музыкальными игрушками - свистульками, путем сравнения они узнали, что, если налить немного воды в свистульку, то звук будет звонче.
Веселый праздник, где дети читали стихи, пели песни, водили хороводы, играли в игры, слушали рассказы, был очень ярким и, надеюсь, запоминающим для дошколят.
Анализ проектной деятельности показал: воплощая в жизнь проект «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста», мы:
• создали условия и сформировали предметно-развивающую среду для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора;
• вложили в детей зачатки нравственного самосознания и причастности к родным истокам;
• способствовали развитию познавательных процессов и речевой активности;
• научили детей более бережно относиться к историческому наследию и традициям своего народа;
• создали модель взаимодействия детского сада и социума;
• повысили компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного и познавательного развития детей.
Считаем, что приобщать ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства, так как фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.