Лариса Куличенко
Досуговые игры как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства - это мир игры. Игра признана уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни, выполняя при этом разнообразные функции. Игра способна приобщить к нормам гуманистических отношений, сформировать активную позицию личности, создать оптимистичный фон жизни, научить доброжелательному взаимодействию, взаимопомощи и совместному творчеству, побудить ребенка к саморазвитию.
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, и самореализации личности.
Публикация «Досуговые игры как средство развития ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т. е. достигнуть, достичь, что указывает на заложенные в досуге возможности самореализации, его развивающий потенциал. В диалектах словосочетание «человек сдосугом» обозначало «человек с умением», а «досужий» - преуспевающий, успешный. Отношение к досугу - важный показатель культуры личности. Хотелось бы, чтобы досуг способствовал развитию потенциала личности, становился источником для творчества.
С введением в действие ФГОС ДО1 (Далее – Стандарт) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса, На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.
В соответствии с требованиями Стандарта, в образовательную программу ДОУ включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это разностороннее развитие ребенка в условиях ДОУ.
Поскольку наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, то и задачи культурно-досуговой деятельности были определены в соответствии с ней и с Примерной образовательной программой, исходя из направлений деятельности дошкольников.
(все они представлены на слайде)
Свою работу я строила в нескольких направления:
1. Взаимодействие педагога с детьми у условиях организованной совместной деятельности
2. Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников
3. Повышение профессиональной компетентности педагога
Этапы моей работы:
Организационный
Практический
Результативный
Работу начала с изучения ФГОС ДО, проведения мониторинга вовлеченности детей и родителей в культурно-досуговую деятельность, где и была обозначена проблема (низкая активность родителей в групповых делах, ограниченный выбор видов досуга детей во время свободной деятельности). Исходя из полученных данных мной была изучена литература по данной теме и был разработан план досуговой деятельности детей на год. (гиперссылка). В основу плана легло календарно-тематическое планирование в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанного в соответствии со значимыми датами и с учетом возраста детей.
Практический этап включал в себя организацию предметно-пространственной среды (мной были разработаны игры-забавы («Найди сюрприз», «Волшебная снежинка», «Летят самолеты», «Метель», «Салют», изготовлены пособия для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, организован в группе мини-музей «Деревянная игрушка». Практический этап включает так же Эмоциональное обогащение впечатлений ребенка (это и чтение художественной литературы, и просмотр мультфильмов, и участие детей в развлечениях-праздниках, слушание музыкальных произведений. Реализация задач досуговой деятельности не возможна и без взаимодействия с родителями. Именно поэтому данный этап включает в себя осуществление тесного контакта воспитателя с семьями воспитанников.
Результативный этап включал в себя итоговый мониторинг вовлеченности родителей посредством анкетирования (гиперссылка на анкету для родителей, анализ познавательного интереса воспитанников посредством наблюдения и использование продуктов (умений) приобретенных в условиях реализации культурно-досуговой деятельности в самостоятельной деятельности детей.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей.
Классификацию досуговой деятельности по содержанию я нашла у С. А. Шмакова. Именно он раскрывает законы педагогики досуга, сочетания продуктивного и непродуктивного, творческой энергетики. В принципах же организации досуга «красной линией» отмечена опора на положительные эмоции детей.
Все виды и формы досуга зависят от видов воспитательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей. Интеграцию которых вы можете увидеть на слайде.
В приведенном ниже планировании культурно-досуговой деятельности учтено комплекно-тематическое планирование, календарные праздники, а также использовалась книга «Культурно-досуговая деятельность» Зацепина М., Картушина М. Ю. «Праздники для старшего дошкольного возраста», «Спортивные праздники в детском саду»
На данном слайде я предстваляю вам выдержку из годового плана в рамках темы «Весна».
Развлечения мы проводим 1 раз в неделю. Носят они разнообразный характер – это и музыкальные, и спортивные, и познавательные, и носящие эстетическую направленность. Все это вы можете увидеть в планировании на слайде.
Обычно, я планирую, развлечение во второй половине дня, но в режиме дня я нахожу им место и в дневные часы, в том числе и на прогулке.
Подготовку к развлечениям я осуществляю в тихий час, в смежные часы работы и в свободное от работы время.
К таким развлечениям как Игра-забава отводится мною меньше времени на подготовку, поскольку они сами по себе занимают малое количество времени, хотя эмоциональная отдача от таких игр очень велика.
А вот такое тематическое развлечение как «Времена года», заняло у меня большее количество времени на подготовку. Так как нужно было дать информацию детям о временах года (данная подготовка осуществлялась мной на занятиях, беседах, наблюдениях на прогулке, атрибуты для этого развлечения помогали готовить родители (шапочки для детей – Солнышко, Птицы, Зайка, Дождь, и с детьми в вечернее время - подготовка фоновой основы для тематического развлечения. Мной был переработан материал по художественной литературе, я подобрала стихи и разучила их с детьми, подобрала загадки и иллюстрации.
Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, я слежу за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом стремлюсь к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
Я осознаю что в моих руках досуговая игра представляет собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка. Именно поэтому я в своей работе ориентируюсь на создание условий для полноценного развития личности дошкольников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также созданию ситуации успеха, воспитанию у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности в успехе.
На данном слайде представлены формы досуговой деятельности, которые я практикую в своей работе.
В рамках темы «Весна» мной были использованы такие формы работы как Музыкальный час, спортивный час, игра – забава, изодеятельность и детский театр.
Хотела бы предложить вашему вниманию небольшой видео ролик такой формы работы как Игра-забава «Волшебный мешочек». (гиперссылка на видеоролик)
Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Изучая семью малыша при поступлении в наше учреждение, я обращаю внимание не только на состав семьи, возраст и образование родителей, но и на интересы, увлечения членов семьи, узнаю о семейных праздниках и традициях. Тем самым это позволяет мне найти единомышленников в данном направлении работы, определяю проблемные моменты, прогнозирую стратегию взаимодействия с семьей. Использование в работе анкетирования помогло мне определить желание родителей взаимодействовать в организации досуга детей.
На базе детского сада мамы и папы нашей группы помогают организовывать неповторимые выставки творческих совместных работ из овощей и фруктов, конкурсы букетов, вернисаж снежных композиций на участках и творческие выставки в помещении ДОУ «Новогодние чудеса». Весну встречаем вместе, родители являются активными участниками в организации масленичной недели. Организую фотовыставки семейных стенгазет (например «Наша спортивная семья», «Милая мама», организую совместные трудовые дела на участке и в группе ДОУ.
Все представленные формы организации досуговой деятельности, взаимодействия педагога с родителями воспитанников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Определяющим фактором развития личности ребенка является организация развивающей предметно пространственной среды. В основу легло рамочное зонирование по Н. А. Коротковой, что позволяет удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста.
Насыщение среды мной проводилось постепенно. Были изготовлены дополнительные атрибуты для детских игр, настольные, пальчиковые театры, организован мини-музей «Деревянная игрушка», разнообразила инструментарий изобразительного, спортивного, музыкального, природного уголков. Разработала планирование по культурно-досуговой деятельности на год и консультации для родителей по данной теме.
Подводя итог своей работы на основе наблюдения детей и анкетирования родителей на данном этапе я могу сделать вывод:
- заинтересованность родителей делами группы возросла
- разнообразился досуг детей
- жизнь в группе стала боле интересной и насыщенной
- улучшился микроклимат в группе
- дети стали более доброжелательными друг другу
- игры детей стали носить интересные творческие замыслы.
ФГОС ДО отводит важную роль данному направлению работы. Именно поэтому и исходя из полученных результатов своей деятельности я ставлю перед собой такие перспективы на будущее как:
Изучение традиций каждой семьи воспитанника;
Развитие каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственой среды;
Разработка тематических планов и творческих проектов культурно-досуговой деятельности;
Наращивание педагогической компетентности родителей в области организации содержательного детского досуга, посредством консультаций и активного вовлечения в жизнь группы
Сегодня дошкольное учреждение — это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимопонимание, но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.
Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Ведь всем известно, что способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии