МААМ-картинки

Досуговые игры как средство развития ребенка

Лариса Куличенко
Досуговые игры как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Мир детства - это мир игры. Игра признана уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни, выполняя при этом разнообразные функции. Игра способна приобщить к нормам гуманистических отношений, сформировать активную позицию личности, создать оптимистичный фон жизни, научить доброжелательному взаимодействию, взаимопомощи и совместному творчеству, побудить ребенка к саморазвитию.

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, и самореализации личности.

Публикация «Досуговые игры как средство развития ребенка» размещена в разделах

Этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т. е. достигнуть, достичь, что указывает на заложенные в досуге возможности самореализации, его развивающий потенциал. В диалектах словосочетание «человек сдосугом» обозначало «человек с умением», а «досужий» - преуспевающий, успешный. Отношение к досугу - важный показатель культуры личности. Хотелось бы, чтобы досуг способствовал развитию потенциала личности, становился источником для творчества.

С введением в действие ФГОС ДО1 (Далее – Стандарт) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса, На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

В соответствии с требованиями Стандарта, в образовательную программу ДОУ включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это разностороннее развитие ребенка в условиях ДОУ.

Поскольку наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, то и задачи культурно-досуговой деятельности были определены в соответствии с ней и с Примерной образовательной программой, исходя из направлений деятельности дошкольников.

(все они представлены на слайде)

Свою работу я строила в нескольких направления:

1. Взаимодействие педагога с детьми у условиях организованной совместной деятельности

2. Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников

3. Повышение профессиональной компетентности педагога

Этапы моей работы:

Организационный

Практический

Результативный

Работу начала с изучения ФГОС ДО, проведения мониторинга вовлеченности детей и родителей в культурно-досуговую деятельность, где и была обозначена проблема (низкая активность родителей в групповых делах, ограниченный выбор видов досуга детей во время свободной деятельности). Исходя из полученных данных мной была изучена литература по данной теме и был разработан план досуговой деятельности детей на год. (гиперссылка). В основу плана легло календарно-тематическое планирование в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанного в соответствии со значимыми датами и с учетом возраста детей.

Практический этап включал в себя организацию предметно-пространственной среды (мной были разработаны игры-забавы («Найди сюрприз», «Волшебная снежинка», «Летят самолеты», «Метель», «Салют», изготовлены пособия для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, организован в группе мини-музей «Деревянная игрушка». Практический этап включает так же Эмоциональное обогащение впечатлений ребенка (это и чтение художественной литературы, и просмотр мультфильмов, и участие детей в развлечениях-праздниках, слушание музыкальных произведений. Реализация задач досуговой деятельности не возможна и без взаимодействия с родителями. Именно поэтому данный этап включает в себя осуществление тесного контакта воспитателя с семьями воспитанников.

Результативный этап включал в себя итоговый мониторинг вовлеченности родителей посредством анкетирования (гиперссылка на анкету для родителей, анализ познавательного интереса воспитанников посредством наблюдения и использование продуктов (умений) приобретенных в условиях реализации культурно-досуговой деятельности в самостоятельной деятельности детей.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей.

Классификацию досуговой деятельности по содержанию я нашла у С. А. Шмакова. Именно он раскрывает законы педагогики досуга, сочетания продуктивного и непродуктивного, творческой энергетики. В принципах же организации досуга «красной линией» отмечена опора на положительные эмоции детей.

Все виды и формы досуга зависят от видов воспитательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей. Интеграцию которых вы можете увидеть на слайде.

В приведенном ниже планировании культурно-досуговой деятельности учтено комплекно-тематическое планирование, календарные праздники, а также использовалась книга «Культурно-досуговая деятельность» Зацепина М., Картушина М. Ю. «Праздники для старшего дошкольного возраста», «Спортивные праздники в детском саду»

На данном слайде я предстваляю вам выдержку из годового плана в рамках темы «Весна».

Развлечения мы проводим 1 раз в неделю. Носят они разнообразный характер – это и музыкальные, и спортивные, и познавательные, и носящие эстетическую направленность. Все это вы можете увидеть в планировании на слайде.

Обычно, я планирую, развлечение во второй половине дня, но в режиме дня я нахожу им место и в дневные часы, в том числе и на прогулке.

Подготовку к развлечениям я осуществляю в тихий час, в смежные часы работы и в свободное от работы время.

К таким развлечениям как Игра-забава отводится мною меньше времени на подготовку, поскольку они сами по себе занимают малое количество времени, хотя эмоциональная отдача от таких игр очень велика.

А вот такое тематическое развлечение как «Времена года», заняло у меня большее количество времени на подготовку. Так как нужно было дать информацию детям о временах года (данная подготовка осуществлялась мной на занятиях, беседах, наблюдениях на прогулке, атрибуты для этого развлечения помогали готовить родители (шапочки для детей – Солнышко, Птицы, Зайка, Дождь, и с детьми в вечернее время - подготовка фоновой основы для тематического развлечения. Мной был переработан материал по художественной литературе, я подобрала стихи и разучила их с детьми, подобрала загадки и иллюстрации.

Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, я слежу за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом стремлюсь к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Я осознаю что в моих руках досуговая игра представляет собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка. Именно поэтому я в своей работе ориентируюсь на создание условий для полноценного развития личности дошкольников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также созданию ситуации успеха, воспитанию у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности в успехе.

На данном слайде представлены формы досуговой деятельности, которые я практикую в своей работе.

В рамках темы «Весна» мной были использованы такие формы работы как Музыкальный час, спортивный час, игра – забава, изодеятельность и детский театр.

Хотела бы предложить вашему вниманию небольшой видео ролик такой формы работы как Игра-забава «Волшебный мешочек». (гиперссылка на видеоролик)

Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Изучая семью малыша при поступлении в наше учреждение, я обращаю внимание не только на состав семьи, возраст и образование родителей, но и на интересы, увлечения членов семьи, узнаю о семейных праздниках и традициях. Тем самым это позволяет мне найти единомышленников в данном направлении работы, определяю проблемные моменты, прогнозирую стратегию взаимодействия с семьей. Использование в работе анкетирования помогло мне определить желание родителей взаимодействовать в организации досуга детей.

На базе детского сада мамы и папы нашей группы помогают организовывать неповторимые выставки творческих совместных работ из овощей и фруктов, конкурсы букетов, вернисаж снежных композиций на участках и творческие выставки в помещении ДОУ «Новогодние чудеса». Весну встречаем вместе, родители являются активными участниками в организации масленичной недели. Организую фотовыставки семейных стенгазет (например «Наша спортивная семья», «Милая мама», организую совместные трудовые дела на участке и в группе ДОУ.

Все представленные формы организации досуговой деятельности, взаимодействия педагога с родителями воспитанников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Определяющим фактором развития личности ребенка является организация развивающей предметно пространственной среды. В основу легло рамочное зонирование по Н. А. Коротковой, что позволяет удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста.

Насыщение среды мной проводилось постепенно. Были изготовлены дополнительные атрибуты для детских игр, настольные, пальчиковые театры, организован мини-музей «Деревянная игрушка», разнообразила инструментарий изобразительного, спортивного, музыкального, природного уголков. Разработала планирование по культурно-досуговой деятельности на год и консультации для родителей по данной теме.

Подводя итог своей работы на основе наблюдения детей и анкетирования родителей на данном этапе я могу сделать вывод:

- заинтересованность родителей делами группы возросла

- разнообразился досуг детей

- жизнь в группе стала боле интересной и насыщенной

- улучшился микроклимат в группе

- дети стали более доброжелательными друг другу

- игры детей стали носить интересные творческие замыслы.

ФГОС ДО отводит важную роль данному направлению работы. Именно поэтому и исходя из полученных результатов своей деятельности я ставлю перед собой такие перспективы на будущее как:

Изучение традиций каждой семьи воспитанника;

Развитие каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственой среды;

Разработка тематических планов и творческих проектов культурно-досуговой деятельности;

Наращивание педагогической компетентности родителей в области организации содержательного детского досуга, посредством консультаций и активного вовлечения в жизнь группы

Сегодня дошкольное учреждение — это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимопонимание, но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.

Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Ведь всем известно, что способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии

Публикации по теме:

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка «Подвижные игры, как средство гармоничного развития ребенка» Цель: раскрыть значимость подвижных игр. Формирование здоровья детей, полноценное.

Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка Консультация. «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Дидактическая игра как средство развития ребенка (продолжение) Дидактическая игра выступает и как фактор всестороннего воспитания и развития личности ребенка, а также используется в умственном, нравственном,.

Дидактическая игра как средство развития ребенка Мир игры входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт.

Игротека как средство развития ребенка Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество.

Консультация для родителей «Фольклор — средство развития личности ребенка» Консультация для родителей. «Фольклор – средство развития личности ребенка». С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается.

Консультация «Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка» "Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка" Дошкольное детство – время первоначального становления личности,.

Мероприятия в ДОУ как средство развития эмоциональной сферы ребенка Эмоции – непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство развития личности. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Ритм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенкаРитм-блоки на утренней гимнастике как средство гармонического развития личности ребенка Ритм - блоки (мини комплексы ритмической гимнастики) - это небольшие по длительности, но с достаточной физической нагрузкой и эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуговые игры как средство развития ребенка
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 14:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуговые игры как средство развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Куличенко (УИ 944747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД