Наталья Еркулёва
Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Гуляют ребятки в Рождественские святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Сценарий досугового мероприятия по духовно-нравственному воспитанию „Гуляют ребятки в Рождественские святки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Рождество Христово. 7 января
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2020
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к православным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются колядки, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.
Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности.
Досуговое мероприятие
«Гуляют ребятки в Рождественские святки».
Цель: содействовать духовно-нравственному развитию дошкольников через знакомство с духовно-историческим опытом русского народа, расширять знания и представления детей о Великом празднике христиан – Рождество Христово.
Задачи
1. Воспитывать уважение к духовно-нравственным нормам христианской морали.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций своего народа.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать фольклор, обогащать словарный запас.
5. Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа в проведении святочных вечеров : колядовании, прославлении, встречи колядовщиков; разучивание колядок и народных подвижных игр.
Ведущий 1: С давних времён у многих народов были весёлые праздники, которые они отмечали зимой. Например, древние римляне в декабре отмечали праздник Сатурналии, а наши предки в это время торжественно встречали день зимнего солнцеворота. Весёлые, шумные праздники должны были вернуть людям тепло, свет, весну.
Ведущий 2: В христианскую эпоху древние обычаи сохранились и приобрели новый смысл. Христос родился в самое трудное и тёмное время года, принёс людям свет и надежду. Именно от этого события мы ведём своё летоисчисление, ведь годы нашей эры – это годы от Рождества Христова.
Звучит тихая музыка.
Ведущий 1: Чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказывала мне о его рождении. Рассказ этот я хорошо помню:
Помню я, как в детстве в первый раз
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слёз –
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере, на соломе,
Ангелы, над ним склонившись, пели.
Звучит запись
Ведущий 2: Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и её муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шёл пешком и вёл за собой ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Не было у неё другой колыбели для ребёнка.
Звучит запись «Эта ночь святая».
1 ребё нок: В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос.
….
2 ребё нок: Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
на упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
….
3 ребё нок: Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
….
4 ребё нок: Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
….
5 ребё нок: Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
….
6 ребё нок: «Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
….
7 ребё нок: А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Ведущий 1: Слово «Рождество» обычно ассоциируется со словами «ёлка», «подарки», «гулянья», «игры», «гадания». Рождество в России празднуется в январе, когда новогодняя ёлка стоит ещё в доме. Почему под Новый год и Рождество наряжают именно ёлку, а не другое дерево?
Гаснет свет, звучит тихо музыка, показ слайдов.
Ведущий 2: На этот счёт есть легенда. Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям: в Вифлееме родился Спаситель мира. Не только людям, всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты протягивают ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь хлева, превратившегося теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа: им хорошо видны ясли и младенец, окружённый сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. Всё радостнее, всё оживлённее становится шелест их ветвей, и вдруг в нё м явственно слышаться слова:
Ведущий 1: - Пойдём и мы поклонимся Божественному младенцу и поднесём ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.
-Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная ёлка.
-Куда тебе с нами! – окинув ёлку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
- И какие дары можешь ты поднести Божественному младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная ёлка и смерено отошла назад, не осмеливаясь войти в хлев, сиявший небесным светом.
Но ангел услышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность ёлки. Жаль стало ему ель, и он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над младенцем и распростёрла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.
-Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день, - сказала она. А маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и хлев наполнился благоуханием.
Ведущий 2: С грустью, но без завести смотрела на это ёлка. «Они правы, - думала она, - где мне с ними равняться!». Но ангел сказал ей:
-Не печалься, милая ёлка, я украшу тебя лучше твоих сестёр!
И он взглянул на небо. А тёмное небо было усеяно сверкающими звёздами. Ангел сделал знак, и одна звёздочка за другой стали скатываться вниз, прямо на зелёные ветки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками (на ёлке загораются огни) Когда Божественный младенец проснулся, то не благоухание маслины и не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. На неё взглянул он и улыбнулся, и протянул к ней ручки. Обрадовалась ёлка, но не загордилась и сиянием своим старалась осветить пристыженных маслину и пальму. Ангел видел это и сказал:
- Ты – доброе деревце, милая ёлка, и за это будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная ёлка, станешь символом весёлого рождественского праздника.
Хоровод вокруг ёлки
Стихи о ёлке.
Песня «Рождество Христово»
Ведущий 2: В старые времена накануне Рождества, в праздничный Сочельник, рано утром дети и взрослые ходили по домам и пели весёлые песни, в которых славили Бога, желали счастья и удачи хозяевам. Они носили большую самодельную звезду и вертеп (деревянный ящик, в котором изображены младенец Христос, Мария, Иосиф, пастухи, ангел и волхвы). Возглавлял шествие «мешконоса» мальчик или девочка с мешком для подарков. Детей везде принимали радостно и одаривали подарками.
Стихотворение «Христославы»
Под весёлую музыку в зал входят колядующие. Дети несут звезду, вертеп и мешок. Поют колядки, получают угощения.
Колядовщик 1: Овсень-потетень,
Новый наступает день.
Когда Святки на дворе –
Все деревья в серебре!
Колядовщик 2: Овсень-потетень,
Как в разгаре колядень.
Веселись, честной народ,
Вечер святочный идёт!
Колядовщик 3: Ой, зимушка-зима,
Чтоб подарочков дала.
Пирогов да пряников.
Колбасы да драников!
Колядовщик 4: Мы пришли всех прославлять
Деток малых величать.
Заведующий сто лет прожить,
А нам всем дружно жить.
Колядовщик 5: Пришла коляда накануне Рождества!
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!
Колядовщик 6: Как на улице мороз
подмораживает нос,
не велит долго стоять,
велит песни петь, плясать.
Ведущий 1: В городах и деревнях коляду справляли очень шумно. Веселье длилось две недели: уличные гулянья с песнями, играми, маскарадами, гаданиями на вечерних посиделках. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
Воспитатель :
1. Игра «Кто быстрее».
Суть игры состоит в том, чтобы как можно скорее обойти вокруг ёлки в валенках очень большого размера, или валенки связаны между собой и др. варианты.
2. Игра «Жмурки»
Воспитатель : А теперь вам погадаем. Вы хотите знать, что вас ждёт в новом году?
В сумочке у колядовщиков находятся мелкие предметы и карточки от «лото» с изображением предметов быта, профессий и др. Колядовщик подходит к ребёнку, ребёнок из сумки, не глядя, достаёт карточку или игрушку, а колядовщик говорит, что его ожидает в будущем. Например: картинка врача – «ты будешь врачом», игрушка машинка – «тебе подарят машинку» и т. д.
Колядовщик 7: Сеем, веем, посеваем…
С Новым годом поздравляем!
Уродись, пшеничка, горох, чечевичка,
На воле – копнами, на столе – пирогами.
Воспитатель : Все кружатся, веселятся, возле ёлочки резвятся.
Ведь сегодня торжество, что за праздник?
Дети: Рождество!
Воспитатель : Всегда в Рождество у ёлки,
Мы будем звезду зажигать.
И славить Христа с любовью,
И вечно Его прославлять!
Воспитатель : Вот каким весёлым получился у нас праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несёт в дом радость и здоровье. Спасибо вам, уважаемые ведущие за науку, весёлым колядовщикам за добрые слова и поздравления, ребятишкам за внимание. А теперь пора угостить всех участников нашего праздника.
Воспитатель раздаёт угощение (конфеты или святочные пряники)