Лариса Меньщикова
Формирование связной речи старших дошкольников с ТНР посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
В силу свои особенностей дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи. Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Приемы мнемотехники важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Работа по данной методики строится по принципу «от простого к сложному», начиная свою программу с мнемоквадратов, постепенно переходя в мнемодорожки и завершаясь наиболее сложной формой – мнемотаблицей, наглядно моделируя речевые высказывания. Для этого используются предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Весь процесс коррекции включает в себя 8 этапов:
Первый этап детей знакомят с элементами схем и символов. Например: обозначения цвета, формы, величины, действия.
Второй этап происходит усложнение элементов опорных схем, символов.
Третий этап отличается от предыдущих вводимых приемов отрицания, или же от противного. Например: не гладкий, не сладкий и т. п.
Четвертый этап характеризуется обучением слиянию нескольких символов, т. е. «чтения» цепочки символов.
Пятый этап детям предоставляют возможность самостоятельного размышления и подбора соответствующего изображения, символизирующего какое-либо качество.
Шестой этап разбора и рассматривания содержимого таблиц, при помощи которого идет осознание изображенного и его сопоставления с речевым образцом.
Седьмой этап педагог учит детей перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы.
Восьмой этап, который подразумевает под собой уже самостоятельное предсказывание сказки или рассказа по заданной теме. На данном этапе совершенствуется структура речи, выразительность, умение построения предложения.
Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники и совместной работы с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты: речь детей улучшается, увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание составлять предложения, дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений. С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. Словарный запас детей из пассивного превращается в активный и обогащается.
Библиографический список
1. Бизикова, О. А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2009. – 86 с.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : Детство Пресс, 2005.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004
4. Давыдова Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т. Г. Давыдова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – №1. – 2008.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007
6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 [с. 51-54.] 4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, [с. 102-115.] ©Коновалова Е. Г., 2018