Валентина Фуфаева
«Русские народные традиции и художественные промыслы». Проектная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Народные художественные традиции, выработанные многовековой мудростью их творцов, органично вписываются в совместную деятельность педагога с детьми, так кА народная педагогика, обращенная к миру детства, освящена поэзией и добром. Считалки, пословицы, поговорки, сказки, игры и другие виды народного творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы и творческие возможности ребенка. Детям близки и понятны народные орнаменты, мотивы и образы произведений декоративно-прикладного искусства.
Публикация «„Русские народные традиции и художественные промыслы“, Проектная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Поэтому в наше время необходимость и целесообразность эстетического воспитания в соответствии с требованиями современных педагогических технологий строить на основе национальных художественных традиций.
Цель проекта. Воспитание творчески развитой личности; приобщение к русской национальной культуре.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.
- Показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством (песни, припевки, колядки, обряды).
- Дать представление о народных традициях и играх.
- Показать, что древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости.
- Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки и народного праздника Свистопляски.
- Рассказать об одном из наиболее ярких явлений в искусстве: росписи по дереву – хохломе, самой яркой лаконичной городецкой росписи.
- Объяснить, что сельские изделия представляют большую художественную ценность.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии опыта воспитания.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно-развивающей среде.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный (сентябрь) :
Создание развивающей среды,
Работа с родителями,
Подбор материала и т. д.
Практический (с октября по май) организация деятельности детей.
Заключительный: подведение итогов практической деятельности детей.
Формы работы:
НОД
Дидактические игры,
Подвижные игры,
Пальчиковые игры,
Речевые игры,
Наблюдения.
Беседы.
Экскурсии.
Чтение художественной литературы.
Художественная деятельность.
Музыка,
Труд и т. д.
Ожидаемые результаты.
Дети с удовольствием слушают и запоминают песни, припевки, колядки, народные обряды. Знают и играют на музыкальных инструментах: гармони, балалайке, трещетке, ложках и т. д. различают пословицы, поговорки, потешки, загадки о временах года, объясняют фразеологические обороты. Дети знают русские народные сказки, с удовольствием их рассказывают и инсценируют. Играют в народные словесные и подвижные игры, способны различать по цвету и элементам дымковскую, городскую, хохломскую росписи, гжель, с удовольствием лепят народные игрушки, расписывают посуду элементами народно-прикладного искусства. Родители активно помогают в подготовке и проведении народных праздников, выставок, конкурсов.
Схема реализации проекта
Раздел проекта Вид детской деятельности Время проведения
Игровая деятельность Игры : «Старинные и современные предметы», «Не тяни кота за хвост», «Чем был и чем стал?» «Найди одинаковый узор», «Когда это бывает?», сюжетно-ролевые («Театр», «Магазин игрушек», народные («Сиди, сиди, Яша, гори – гори ясно!», «Ручеек», «Ремешок») Октябрь - май
Социализация Посещение музея д/сада «Русская изба». Сентябрь
Поход в краеведческий музей. Апрель
Коммуникация НОД: «Русская народная культура»
Беседа о музеях Сентябрь
НОД: «История городецкой росписи»
Беседа: «Бабушкины наряды»,
«Народные музыкальные инструменты» Октябрь
НОД: «В гостях у Федоры»
Беседа: «Приметы, пословицы, поговорки об осени» Ноябрь
НОД: «История вещей», «История дымковской росписи»
Беседы: «Проказы матушки – зимы», «Новый год» Декабрь
НОД: «Народные праздники на Руси»
Беседы: «Народные приметы января», «Традиции Нового года», «Святки», «Рождество», «Старый Новый год», «Крещение», «История мужской и женской одежды», «Сказочные головные уборы», «Русская кухня, самовар и чаепитие» Январь
НОД: «Характеристика зимних месяцев: январь и февраль», «История хохломской росписи»
Беседа: «Знакомство с потешным фольклором» Февраль
НОД: «Народные праздники на Руси», «Масленица», «Искусство гжели»
Беседа: «Небылица в лицах, небывальщина» Март
НОД: «История возникновения колоколов на Руси и в других странах
Беседа: «Словесные народные игры» Апрель
НОД: «Устное народное творчество сказки. Сказки»
Беседа о традициях народных гуляний на Пасхальной неделе Май
Художественная литература Заучивание поговорок, пословиц, потешек.
Сентябрь - Май
Загадывание загадок о летних и осенних явлениях.
Разучивание и пение частушек о городце.
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»
Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Сентябрь – Ноябрь
Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
Сказка: «Проказы старухи зимы»
Разучивание колядок.
Знакомство со сказкой: «Морозко»
Знакомство со сказкой: «Два Мороза» Декабрь - Январь
Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»
Знакомство со сказкой: «Каша из топора»
Разучивание народных припевок о масленице Март - Май
Художественное творчество НОД :.
Рисование: «Знакомство с городецкой росписью»,
«Цветочный узор городецкой росписи»
Лепка: «Нарядная барышня», «Лошадки», «Козленок» «Олешек» (по мотивам дымковских игрушек) Октябрь
Рисование: «Расписные ткани» (по мотивам хохломы, городецкой росписи).
«Городецкий цветок», «Золотая хохлома и золотой лес» Ноябрь
Рисование:«Дымковская роспись» Декабрь
Рисование: «Приемы дымковской росписи» Январь
Рисование: «Золотая хохлома», «Декоративная роспись посуды» Февраль
Декоративное рисование: «Узор» (по мотивам городецкой и дымковской росписи, «Роспись кувшинчиков» (по мотивам хохломской росписи, «Знакомство с искусством гжельской росписи», «Узор в стиле народной росписи» (хохломской, дымковской, городецкой)
Март
Лепка индюка (дымковская игрушка).
Декоративное рисование: «Гжельские узоры», «Красивые цветы», «Роспись индюка», «Кукла в русском национальном костюме»
Апрель
Декоративное рисование: «Роспись гжельской посуды»
Май
Создание речевой среды, проведение выставок Оформление уголка: «Руками народных умельцев» Сентябрь
Оформление уголка: «Русские народные костюмы»
Выставка лепных фигур дымковских игрушек Октябрь
Выставка рисунков городецкой росписи Ноябрь
Выставка поделок: «Местные умельцы»
Декабрь
Выставка рисунков дымковской росписи
Январь
Выставка рисунков: «Золотая хохлома» Февраль
Выставка «Искусство гжели»
Апрель
Трудовая деятельность Изготовление елочных игрушек.
Декабрь – Январь
Изготовление кукол – оберегов Февраль - Март
Изготовление поделок: «Пасхальные яйца» Апрель
Здоровье и физическое развитие Беседы: «Лекарственные растения», «Что ели люди в старину?» Октябрь – Апрель
Спортивный праздник «Русские богатыри» Февраль
Досуг: «Масленица» Март
Музыка Разучивание русских народных песен : «Барыня», «Травушка – муравушка», «Красный сарафан», «Комарик» Сентябрь – Ноябрь
«Капустник»
Ноябрь
«Новый год» Декабрь
«Крещение
Январь
«Посиделки»
Март
«Пасха»
Май
Работа с родителями Родительское собрание: «Полезные советы – народные приметы» Сентябрь
Консультация: «В здоровом теле – народный дух» Ноябрь
Выставка: «Подарок Деда Мороза» Декабрь
Пошив сарафанов к празднику Крещение
Областной конкурс: «Сказки добра» Январь
Приобретение расписных платков к развлечению «Посиделки» Март
Выставка: «Рукоделие в семье» Апрель