Наталья Кочетовская
Конспект занятия в старшей группе на тему «Русские посиделки»
▼ Скачать
Программное содержание;
- познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками;
- показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, плясках);
воспитывать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству и фольклору;
- прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия;
- способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
Методические приемы;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Русские посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- беседа;
- чтение пословиц и поговорок;
- исполнение частушек;
- рассказывание сказки.
Материал;
Изделия разных народных промыслов:
- дымковские игрушки;
- изделия с хохломской росписью;
- гжельские изделия;
- доска с городецкой росписью;
- сундучок.
Предварительная работа;
- беседа с детьми об имеющихся у них знаниях о русском народном творчестве;
- сделать выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей.
Воспитатель: День добрый детушки - касатушки.
Проходите. Не стесняйтесь.
По удобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило.
Воспитатель: Все уселись?
Дети: Все.
Воспитатель: Хорошо!
Сегодня мы поговорим с вами о том, чем земля русская славится, какие мастера на ней живут, что они делают, я расскажу вам интересную сказку.
Было время в старину, долгими зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где они пряли, вязали, вышивали, плели корзины и обязательно пели песни, частушки и рассказывали сказки. Так веселее было трудиться, быстрее, незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились у старших мудрости жизни. Вот и у нас сегодня будут посиделки.
Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки. Вот одна из них. Без дела жить - только небо коптить.
А какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети:
Скучен день до вечера, если делать нечего.
Труд кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Судят не по словам, а по делам.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сколько вы пословиц знаете. Маленькое дело лучше большого безделья. А сделал дело.
Дети: Гуляй смело.
Воспитатель: А частушки вы тоже знаете?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте детки отдохнем, спляшем, да частушки споем. (Динамическая пауза).
Девочки исполняют частушки, мальчики пляшут.
Воспитатель: Молодцы! Красна песня ладом, а сказка складом! Вот и подошло время слушать сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками.
Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами.
Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами.
А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками.
- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Детская игра «Каждое изделие в свой город». (Дети расставляют изделия по названию города).
- Молодцы, дети! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие, а это из села Дымково? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, способы художественной выразительности, материал и т. д.).
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!
И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу. Да пока вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали. Вот вам и не досталось. Но мастера и мастерицы прислали вам угощение. (Раздается угощенье).
Вот и посидели, вот и поговорили.
Добрый конец всему делу венец!
Список использованной литературы
1. Каюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.
2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова. – М. : Российское педагогическое агенство, 1997.
4. Пословицы русского народа / В. Даль. – М. : Художественная литература, 1984.
5. Русский фольклор : Классика и современность. – М. : Художественная литература, 1985.