Мария Борисова
Досуг по звуковой культуре речи «Гласные — прекрасные» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг по звуковой культуре речи «Гласные – прекрасные» для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
1. Совершенствовать слуховое внимание.
2. Развивать фонематический слух: уметь выделять гласный звук в словах, определять местонахождение звука в слове.
Публикация «Досуг по звуковой культуре речи „Гласные — прекрасные“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
3. Упражнять в письме гласных букв. Развивать навык чтения слогов, слов.
4. Развивать мышление, память, внимание, общую моторику.
Предварительная работа: цикл занятий по грамоте – гласные звуки, викторина «Гласные звуки», разучивание стихов, изготовление букв из различных материалов.
Ход досуга.
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались, что вспомнить, что мы знаем о гласных звуках и выполнить интересные задания. Дети встают в круг.
2. Игра «Слушай хлопки». Один хлопок – нужно идти по кругу, два хлопка – показать аиста (руки в стороны, стоять на одной ноге, три хлопка – показать утят (ходьба в приседе).
3. Игра «Змея». Ведущий проходит между детьми со словами:
«Я змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу,
- Хочешь быть моим хвостом?» Спрашивает любого участника.
«-Да, конечно же хочу!» Отвечает ребёнок. Выполняет задание и встаёт за ведущим. Например, ведущий показывает гласную букву, ребёнок придумывает слово, которое начинается с этой буквы. (Может быть любое устное задание). После игры дети садятся на стульчики.
4. Игра «Подними букву». Дети выходят и выбирают любую гласную букву. Послушайте стихотворение, когда услышите слова про свою букву, поднимите её вверх.
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
А - на астре расцветает,
И - на иволге летает,
О - на ослике сидит,
У - на улицу глядит,
Э - на это отозвался,
Ы - во внутрь слов забрался.
5. Молодцы, а теперь послушайте стихи про гласные буквы. (Дети читают стихи)
Всем известна буква «А»-
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.
«И» похожа на гармошку
На испуганную кошку.
«И» - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
Буква «О» - луна и солнце,
В доме чистое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не все.
Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи!
«Ы»… Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтоб легко тебе ходить,
Палочку пришлось добыть.
Буква «Э» - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.
6. Презентация «Гласные звуки»
• Называние букв и картинок
• Выделение гласных в начале, середине и конце слова
• Игра «Полубуковка»
• Скороговорки
7. Физминутка
Логопед: Ребята, давайте немного разомнемся и не только расскажем о наших гласных но и покажем.
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики.
Будем гласные считать : Хлопают ладошками.
А – это АИСТ на крышу забрался, Стоят на одной ноге, руки на поясе.
У – это УШКИ у зайки дрожат. “Дрожат” поднятыми вверх руками.
О – это ОСЛИК в дорогу собрался, Наклоняются вперёд, руки на спине.
И – это ИГЛЫ торчат у ежат. Наклонившись вперёд, поднимают назад-вверх руки с разведёнными пальчиками.
Э – это ЭХО кричит нам из леса. Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.
Ы – отдыхает… А где его место? На сложенные ладошки наклоняют голову. На вопрос - удивляются, приподнимая плечи.
Пусть отдыхает, но каждый узнает, Машут рукой.
Что слов на звук Ы никогда не бывает. Грозят пальчиком.
А, У, О, И, Э, Ы – Хлопают ладошками.
Это точно знаем мы,
Что гласных звуков ровно шесть,
Их не сложно перечесть.
8. Задания – эстафеты
• Впиши нужную гласную букву
• Продолжи ряд гласных
9. Кинезиологические упражнения
Упражнение «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Слон»
Ухо плотно прижать к плечу, вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмёрку. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, 3-5 раз.
10. Молодцы, а теперь послушайте сказку «Что случилось с буквами!»
Театр за ширмой.
Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами: ПОБЕДА.
Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась Ёжику буква П. «Поставлю её, — думает, — перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унёс.
Пришёл Медведь хмурый. Жаловаться стал:
— Нет у меня сегодня…
— Обеда, — подсказали буквы.
— Верно! — рявкнул Медведь. — Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.
Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.
А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.
— Ой, где беда! — заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.
Прилетела Ворона. Вкусное слово увидела: ЕДА. А в траве и верно еда: червячков и семян — сколько хочешь. Приделала Ворона к букве Е палочку, получилась вилка. Поела Ворона, улетел и вилку унёс.
Тут Волк пришёл. Завыл обиженно:
— Неправду говорят, что я серый и глупый. Разве я такой?
А буквы ему:
— ДА.
Разозлился Волк. Разбежался, ударил букву Д. Она рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква — А. Стоит одна-одинёшенька. Что она без друзей сказать может? Только плакать горько: а-а-а! Давайте придумаем слова с буквой А, чтобы не скучать букве А без работы, без друзей-товарищей!
(По Мотивам С. Погореловского)
11. А теперь, давайте подведём итоги нашей викторины, по теме «Гласные звуки». (Объявление результатов, награждение)
12. Молодцы! Я думаю, теперь вы будете дружить с гласными звуками.
Давайте повторим, какие звуки называются гласными? (звуки, которые тянутся, поются, при их произнесении воздух во рту не встречает преград).
Чем отличаются звуки от букв. (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
Какую роль играют гласных звуки в слове? (образуют слоги, сколько
в слове гласных звуков столько и слогов.)