Ольга Кляйвина
Досуг по экологическому воспитанию с родителями и детьми «Путешествие почемучек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА»
Досуг по экологическому воспитанию с родителями и детьми в старшей группе
«Путешествие почемучек»
Разработала воспитатель
старшей гр №8 «Радуга»
Кляйвина О. Е.
д. Жуково
Публикация «Досуг по экологическому воспитанию с родителями и детьми „Путешествие почемучек“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2019
Досуг по экологическому воспитанию с родителями и детьми в старшей группе
«Путешествие почемучек»
Цели: активизировать и обогащать умения родителей осуществлять экологическое воспитание детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
Форма проведения: познавательная викторина.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Подготовка рукописных книг усилиями детей и родителей : «Чудесные цветы», «Мои любимые животные»
Изготовление костюмов или элемента костюма, украшений и т. п. из бросового материала, усилиями детей и родителей.
II. Этап проведения праздника
1. Вступительная часть.
Родители -2 команды и дети - две команды. Ведущий представляет участников, объясняет правила викторины.
1 команда – сирень
2 команда – гиацинт
У каждой команды своя группа поддержки от родителей.
Каждой команде, по очереди, будут задаваться задания. Выполнять задания и отвечать на вопросы должны только члены, той команды, кому задан вопрос. Члены другой команды должны проявить выдержку и терпение, и только если соперники затрудняются – дать ответ. За правильный ответ команда получает цветок. В конце вечера мы подсчитаем цветы и выявим победителя.
2. Викторина.
Задание 1. «Придумайте загадку» (для родителей).
На каждый стол кладется чудесная коробка с игрушечными животными, растениями и пр. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звездах, рыбах, чтобы дети могли их отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный - дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например: «белые лепестки, желтая серединка, листики похожи на укроп»; невербальный - изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
Родители загадывают - дети отгадывают.
Задание 2. Игровое упражнение «Как вести себя в природе» (для детей).
Детям предлагается из ряда табличек-рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе.
Это могут быть следующие ситуации:
1. «Не разоряй муравейники».
2. «Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко».
3. «Не лови диких животных и не уноси их домой».
4. «Не руби деревья».
5. «Не убивай лягушек, жаб, змей - они полезны».
6. «Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны в лесу» и т. д.
Физкультурная минутка
У оленя дом
большой.
Он глядит
в своё окошко.
Заяц
по лесу бежит,
В дверь к нему
стучит.
— Стук,стук,
дверь открой,
Там в лесу
охотник злой.
— Заяц, заяц, забегай. Лапу мне давай.
Руки и пальцы изображают рога оленя. Ладони сведены над головой, как крыша дома. Руки делают широкий круг сверху вниз. Правая ладонь делает козырёк над глазами. Правая ладонь над головой, левая — под подбородком.
Указательные пальцы делают ушки. Кисти рук изображают бег зайца.
Указательные пальцы обрисовывают форму двери. Кулачок изображает стук. Кулачок ритмично стучит. Рука как бы открывает дверь.
Большой палец показывает назад. Можно сделать соответствующую гримасу.
Машут руками к себе, приглашая войти.
Левая рука вытянута, правая хлопает по левой.
Задание 3. «Придумайте напоминающие знаки» (для родителей).
Родителям предлагаются на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которым нужно сделать черно-белый набросок знака, напоминающего то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.
1. «Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой».
2. «Не бросай в водоемы мусор и разный хлам».
3. «Не жги костры».
4. «Не лови насекомых».
5. «Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны».
6. «Не бери собаку в лес и в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают детенышей животных».
Поэтическая минутка Под мелодию выходят дети «деревья».
А сейчас, представьте, что вы на краю зеленого поля, возле тропинки, ведущей в густой лес, стоят две березки. Белые березы склонились друг к другу, переплелись шелковистыми ветвями, образуя полукруглые во-ротца, они зовут нас в лес. Войдя в лесные ворота, мы окажемся в те-нистом сумраке летнего бора.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам
— Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танцы пчел.
Ребята! Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и сосны, и ели, и клены. А вот и первое дерево на нашем пути.
Д у б.
Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей черной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне.
Б е р е з а.
А я, красотка стройная,
Березка белоствольная.
Дарю кору я вам
И сока полный жбан.
Л и п а.
Я - липа медоносная,
Дерево серьезное.
Горшочек меда
Вам передаю,
Рой пчел благодарю.
О с и н а.
Замерли вершины,
Ветры в поле спят,
Только у осины
Листья шелестят.
Спят в лесу рябины,
Дремлет пышный клен.
Чуткая осина
Стережет их сон.
С о с н а.
Из чистого бора
Пришла я сюда.
Корзинку сыроежек
Я вам принесла.
Е л ь
Я - ель, любимица людей,
На Новый год всех веселю друзей.
Приют находят у меня
И зайцы, и медведи –
Мои любимые соседи.
К л е н.
Я - живописный клен,
Люблю на солнышке погреться.
А семена мои, что крылышки весны,
Примите их, украсьте листьями столы.
О л ь х а.
Ольхою звать меня.
Бобры пушистые живут
Под корнем у меня.
Да зайцы с рябчиками,
Будто мне родня,
В кустах моих находят дом,
Чтобы не думать
О страшной встрече с врагом.
Р я б и н а.
Рябинкою кличут в народе меня,
Кругами-цветами знаменитая я.
Красные ягоды в осень имею,
Птичек зимою кормлю и жалею.
Ч е р е м у х а.
Веселое дерево - черемуха я,
Цветами пушистыми Покрытая вся.
Вкусные ягоды дети едят,
Стаями птицы на ветви летят.
Игра «Времена года»
Посмотрите, какие красивые деревья на лесной полянке. В жаркий летний день они дают нам прохладу и тень, кислород для дыхания. В лесу гуляет легкий летний ветерок. Но всему когда-то приходит конец и после жаркого лета наступает осень.
Осенний ветер сильнее и холоднее летнего. Он дует сильно и ветви деревьев гнуться от этого. Листья на деревьях высыхают, желтеют и опадают, устилая землю под деревьями пестрым одеялом. На смену осени приходит зима.
Зимой деревья погружаются в сон: не питаются, не растут. Ведь зимой мало влаги, света и питательных веществ, необходимых растениям.
Но едва пригреет весеннее солнышко, земля оттаивает, и начинается движение соков, почки набухают, затем появляются первые, еще совсем маленькие нежные зеленые листики. И опять возвращается тепло, наши де ревья расцветают. Вокруг них вьются, жужжат пчелы, порхают бабочки и другие насекомые. Наступает лето. И так бесконечно.
А теперь послушайте все, какие рекомендации дают вам ребята.
• Раз, два, три!
Деревья ты побереги:
Ножик быстро убирай,
Меток на коре не оставляй.
• Раз, два, три!
Деревце ты посади.
Пусть растет, растет, растет -
Удивляется народ.
Тень прохладную дает.
Здесь и путник отдохнет.
• Раз, два, три, четыре, пять!
Природу надо охранять.
Лес дремучий береги
-Не пили и не руби.
• Раз, два, три, четыре, пять, шесть!
В лесу деревьев много есть.
Вот береза, вот осина,
А здесь красная рябина.
Ты, рябина, созревай,
Нас, ребяток, догоняй.
Задание 4. «Животный мир планеты» (для детей).
Детям предлагаются коробки с пазлами «Животный мир планеты». Необходимо быстро собрать сюжетные картины и составить небольшие рассказы о животных. К каждой команде детей подключается взрослый.
Задание 5. «Рассели животных» (для родителей).
На каждом столе размещается один из макетов 2-х частей света Европы и Азии. Родители выбирают из предметных картинок-животных тех, кто обитает в той или иной части света, и комментируют свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство-ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями : «Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?»
Задание 6. «Логика в картинках» (для детей).
По очереди для сидящих за каждым из столов демонстрируются карточки с заданиями:
1. «Расположите по росту» - от самого низкого до самого высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, взрослый человек, слон, жираф.
2. «Помогите вернуть хвосты животным». На картинке у акулы - хвост золотой рыбки; у павлина - лисы; у ящерицы - петуха; у рыбки - ящерицы; у лисы - скорпиона; у петуха - акулы; у скорпиона - павлина.
3. «Кто где живет?» Определите, где чей домик: оса вернется в осиное гнездо; пчела - в соты; паук - в паутину; улитка - в раковину; червячок - в земляную норку, птица - в гнездо, медведь - в берлогу, акула - в море, щука - в реку, лиса - в нору, собака - в конуру, конь - в конюшню.
4. «Кто лишний?» На картинках- животные джунглей и севера. В джунглях не живет белый медведь (живут зебра, попугай, носорог, слон, змея, обезьяна).
На севере не живет бегемот (живут морж, тюлень, белый медведь, северный олень, чайка, кит).
ИГРА «НАРОДНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ И ПРИМЕТЫ»
Педагогические задачи. Приучать детей запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков, на-копленный тысячелетиями. Помочь детям понять смысл и значение отдельных изречений. Учить детей наблюдать, подтверждается ли та или иная народная примета. Жизнь дана //на добрые дела.
Хорошие поступки // украшают человека.
Без хозяина земля —// круглая сирота.
Много снега — // много хлеба, много воды — // много травы.
Аист на крыше — // мир в доме.
Землю красит // солнце, а человека — // труд.
Сломать дерево // недолго, вырастить — // годы.
Зима морозная — // лето жаркое,
Зима снежная — // лето дождливое.
Иней на деревьях — //к морозу.
Подкорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Весна красна // цветами, а осень // хлебами.
Рощи да леса — // родного края краса.
Судьба природы — // судьба Родины.
III. Заключительный этап
Заканчивается викторина чтением стихотворения и исполнением общей песни «Не дразните собак»
А сейчас, дорогие гости, мы послушаем, что хотят наши ребята.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
Не дразните собак
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробьи
Песенкой разбудят.
А царапать и кусать
Вас никто не будет!
Если очень шуметь
Около берлоги,
То придётся потом
Уносить вам ноги.
И пчела просто так
Тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать
Зря никто не станет.
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке,
Веселее в лесу
От её расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами,
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами!
Если вам по душе
Красота земная,
Берегите её,
Устали не зная!
Непременно тогда
Станем мы друзьями.
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами! М. Пляцковский, Музыка Е. Птичкина,
ноты в сб. : «Песенник для малышей», — М., 1980. — С. 12.
Подведение итогов конкурса костюмов из бросового материала. Награждение победителей.