Приложение МААМ

Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)

Евдокия Докунина
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)
▼ Скачать + Заказать документы

Досуговое мероприятие для детей

«Куклы из бабушкиного сундука»

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек.

ЗАДАЧИ:

1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного искусства на примере традиционных обереговых кукол. Обратить внимание на традиционные элементы. Совершенствовать умения различать материал, из которого делают игрушки.

2. Развивать средства выразительности.

Публикация «Досуг „Кукла из бабушкиного сундука“ (конспект к проекту „От куда к нам кукла пришла“)» размещена в разделах

3. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное, интерес и любовь к культуре своей страны, к истокам русского народного творчества.

Оборудование: презентация, оформление группы - платки, вышивки, выставка кукол, ватман, нитки шерстяные, кружки - стикеры.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Звучит русская народная мелодия, выходят ведущие-бабушки Матрена и Лукерья.

Бабушка Матрена: - Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин всегда рад!

Бабушка Лукерья: - Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Бабушка Матрена: -Много гостей – много и новостей.

Бабушка Лукерья: - Слава нашей стороне, слава русской старине!

Бабушка Матрена: -И про эту старину я рассказывать начну, чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Бабушка Лукерья: - В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, пряли, плели лапти. (Слайд №2 – иллюстрация – посиделки у печки.) Такие вечера назывались посиделками. Маленькие детки играли рядом с мамами. А чтоб им не было скучно, для них мастерили игрушки (Слайд №3 – иллюстрация – рукодельницы.)

Бабушка Матрена: - А вы любите играть в игрушки?

- Какими игрушками вы любите больше всего играть?

- Где вы берете их?

- Раньше родители делали их сами.

Бабушка Лукерья: приглашаем вас на посиделки.

Бабушка Матрена: - В моем сундуке что-то есть. А что – отгадайте!

Ей косички заплетаем и в колясочке катаем. Спать кладем и кормим в срок –

Про кого прочла стишок?

Бабушка Матрена достает из сундука тряпичную куклу – закрутку, сообщает, что сегодня мы познакомимся с историей возникновения народной куклы.

2. Основная часть.

Рассказ – беседа с детьми об истории возникновения народной куклы – закрутки.

Бабушка Лукерья: - Кукла – самая древнейшая из всех игрушек. Появилась она одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним.

Бабушка Матрена: - Современные куклы очень разнообразны (слайд 4, 5). А каких народных кукол вы знаете?

Бабушка Лукерья: -Издревле особое отношение было у людей к куклам, именно куклы завораживали, притягивали взоры, сопровождали всю жизнь. Кукла всегда несла в себе какое-то магическое значение, как всякое изображение человека будоражила фантазию мастеров древности (слайд 6).

Бабушка Матрена: -Искусство изготовления кукол уходит корнями в глубину веков. Древнейшие куклы, найденные на территории нашей страны относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Из глубины веков пришли и к нам традиции швейной игрушки – куклы, шитой из лоскутов ткани, меха (слайд 7).

Бабушка Лукерья: -Куклы радовали, утешали, спасали и даже лечили. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. Так же и куклы оберегали новорожденных (слайд 8, невест (слайд 9, больных (слайд 10, хозяек (слайд 11, путников (слайд 12,урожай (слайд 13). Для каждого случая была своя кукла. Изображение лица у куклы запрещалось, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата (слайд 14).

Бабушка Матрена: -Особое значение в старину предавалось куклам. Их изготовляли вручную не только для игры, но и для обрядов. Большое значение предавалось куклам – оберегам. Они просты в изготовлении, но удивительно притягательны именно своей простотой. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы не в коем случае нельзя было использовать при обряде (слайд 15). Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих предметов. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать.

Бабушка Лукерья: -На Руси было великое разнообразие тряпичных куколок с забавными названиями – коняшки (слайд 16, пеленашки (слайд 17, мартинички (слайд 18, крупенички (слайд 19). Широко использовались при изготовлении кукол природные материалы – кора, веточки, деревянные столбики, крупа, зерно.

Бабушка Матрена: -Не менее интересны и куклы – чучела, самая распространённая из них – Масленица (слайд 20). А в лечебное дело куколок верили до XX века. Если малыш начинал плакать в колыбельке без видимой причины, мать сворачивала из двух платочков куклу-бессоницу (слайд 21). Была даже жаропонижающая кукла – Кумоха (простудная лихорадка). А уж свадебные и семейные куклы были просто произведениями искусства, такая реликвия передавалась из поколения в поколение (слайд 22).

Бабушка Лукерья: -Кукла сопровождает человека всю жизнь и в современном мире. В детстве это игра в «дочки – матери», посещение кукольных спектаклей, они развлекают, поучают, воспитывают (слайд 23). В жизни взрослого человека куклам также отведено значительное место: они украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. А уж если кукла сделана своими руками, ценность и значимость такого подарка неизмеримо возрастает.

Бабушка Матрена: -Сегодня многие куклы можно увидеть в различных музеях и на выставках мастеров декоративного творчества (слайд 24). Вы много сегодня узнали о куклах, теперь настало время показать себя в играх и конкурсах, повеселиться!

3. Игры и конкурсы:

1. Русская народная игра «Бабка-бабка, нитки рвутся!»

Дети берутся за руки и «запутываются» не разнимая рук, ведущий игры распутывает.

2. Игра «Укрась матрешку»

С закрытыми глазами нужно украсить матрешку изображенную на ватмане.

4. Заключительная часть.

1. Закрепление материала:

-с чем мы сегодня познакомились?

-что вы узнали интересного?

-какими бывают куклы?

-какие куклы вам больше всего понравились (названия)

2. Рефлексия:

каждый ребенок получает 3 цветных кружка, по окончании занятия он кладет лишь один кружок в корзину: красный-мероприятие мне понравилось, желтый - понравилось, но не все, зеленый - не понравилось.

Публикации по теме:

Досуг для детей первой младшей группы «Кукла Маша в гости к нам пришла»Досуг для детей первой младшей группы «Кукла Маша в гости к нам пришла» Цель: привлечь детей к посильному участию в развлечении, создать хорошее настроение. Задачи: обогащение жизненного опыта детей, обогащение.

Фотоотчёт о посещении выставки «Из бабушкиного сундука»Фотоотчёт о посещении выставки «Из бабушкиного сундука» 03 ноября 2017 года дошкольники МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво побывали в Пикалевской центральной библиотеке.

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Секреты бабушкиного сундука. Одежда» Тема: «Секреты бабушкиного сундука. Одежда» Интеграция: Познание, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие,.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Кукла Маша, кукла Даша» Программное содержание: -создание условий для совершенствования умений сравнивать два предмета по величине (ширине, длине, высоте, отражать.

Методическая разработка квест-игры «Секрет бабушкиного сундука» Новая форма игр для детей должна быть увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя,.

Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию в первой младшей группе «Кукла в гости к нам пришла»Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию в первой младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Основное направление: Познавательное. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная,.

НОД «Куклы из бабушкиного сундука»НОД «Куклы из бабушкиного сундука» Тема «Куклы из бабушкиного сундука» Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры Задачи:.

Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Мамина кукла, кукла-антидепрессант» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Мамина кукла, кукла-антидепрессант» Подготовил: воспитатель Чойнжурова.

Сценарий театрализованного праздника «Зимние сказки из бабушкиного сундука» Зимние сказки из бабушкиного сундука Театрализованная развлекательная программа. Инсценировки разработаны по мотивам сказок Н. Абрамцевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 17:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)» (включая файлы) размещена пользователем Евдокия Докунина (УИ 140947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД