Евдокия Докунина
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)
▼ Скачать + Заказать документы
Досуговое мероприятие для детей
«Куклы из бабушкиного сундука»
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного искусства на примере традиционных обереговых кукол. Обратить внимание на традиционные элементы. Совершенствовать умения различать материал, из которого делают игрушки.
2. Развивать средства выразительности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное, интерес и любовь к культуре своей страны, к истокам русского народного творчества.
Оборудование: презентация, оформление группы - платки, вышивки, выставка кукол, ватман, нитки шерстяные, кружки - стикеры.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Звучит русская народная мелодия, выходят ведущие-бабушки Матрена и Лукерья.
Бабушка Матрена: - Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин всегда рад!
Бабушка Лукерья: - Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Бабушка Матрена: -Много гостей – много и новостей.
Бабушка Лукерья: - Слава нашей стороне, слава русской старине!
Бабушка Матрена: -И про эту старину я рассказывать начну, чтобы дети знать могли о делах родной земли.
Бабушка Лукерья: - В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, пряли, плели лапти. (Слайд №2 – иллюстрация – посиделки у печки.) Такие вечера назывались посиделками. Маленькие детки играли рядом с мамами. А чтоб им не было скучно, для них мастерили игрушки (Слайд №3 – иллюстрация – рукодельницы.)
Бабушка Матрена: - А вы любите играть в игрушки?
- Какими игрушками вы любите больше всего играть?
- Где вы берете их?
- Раньше родители делали их сами.
Бабушка Лукерья: приглашаем вас на посиделки.
Бабушка Матрена: - В моем сундуке что-то есть. А что – отгадайте!
Ей косички заплетаем и в колясочке катаем. Спать кладем и кормим в срок –
Про кого прочла стишок?
Бабушка Матрена достает из сундука тряпичную куклу – закрутку, сообщает, что сегодня мы познакомимся с историей возникновения народной куклы.
2. Основная часть.
Рассказ – беседа с детьми об истории возникновения народной куклы – закрутки.
Бабушка Лукерья: - Кукла – самая древнейшая из всех игрушек. Появилась она одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним.
Бабушка Матрена: - Современные куклы очень разнообразны (слайд 4, 5). А каких народных кукол вы знаете?
Бабушка Лукерья: -Издревле особое отношение было у людей к куклам, именно куклы завораживали, притягивали взоры, сопровождали всю жизнь. Кукла всегда несла в себе какое-то магическое значение, как всякое изображение человека будоражила фантазию мастеров древности (слайд 6).
Бабушка Матрена: -Искусство изготовления кукол уходит корнями в глубину веков. Древнейшие куклы, найденные на территории нашей страны относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Из глубины веков пришли и к нам традиции швейной игрушки – куклы, шитой из лоскутов ткани, меха (слайд 7).
Бабушка Лукерья: -Куклы радовали, утешали, спасали и даже лечили. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. Так же и куклы оберегали новорожденных (слайд 8, невест (слайд 9, больных (слайд 10, хозяек (слайд 11, путников (слайд 12,урожай (слайд 13). Для каждого случая была своя кукла. Изображение лица у куклы запрещалось, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата (слайд 14).
Бабушка Матрена: -Особое значение в старину предавалось куклам. Их изготовляли вручную не только для игры, но и для обрядов. Большое значение предавалось куклам – оберегам. Они просты в изготовлении, но удивительно притягательны именно своей простотой. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы не в коем случае нельзя было использовать при обряде (слайд 15). Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих предметов. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать.
Бабушка Лукерья: -На Руси было великое разнообразие тряпичных куколок с забавными названиями – коняшки (слайд 16, пеленашки (слайд 17, мартинички (слайд 18, крупенички (слайд 19). Широко использовались при изготовлении кукол природные материалы – кора, веточки, деревянные столбики, крупа, зерно.
Бабушка Матрена: -Не менее интересны и куклы – чучела, самая распространённая из них – Масленица (слайд 20). А в лечебное дело куколок верили до XX века. Если малыш начинал плакать в колыбельке без видимой причины, мать сворачивала из двух платочков куклу-бессоницу (слайд 21). Была даже жаропонижающая кукла – Кумоха (простудная лихорадка). А уж свадебные и семейные куклы были просто произведениями искусства, такая реликвия передавалась из поколения в поколение (слайд 22).
Бабушка Лукерья: -Кукла сопровождает человека всю жизнь и в современном мире. В детстве это игра в «дочки – матери», посещение кукольных спектаклей, они развлекают, поучают, воспитывают (слайд 23). В жизни взрослого человека куклам также отведено значительное место: они украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. А уж если кукла сделана своими руками, ценность и значимость такого подарка неизмеримо возрастает.
Бабушка Матрена: -Сегодня многие куклы можно увидеть в различных музеях и на выставках мастеров декоративного творчества (слайд 24). Вы много сегодня узнали о куклах, теперь настало время показать себя в играх и конкурсах, повеселиться!
3. Игры и конкурсы:
1. Русская народная игра «Бабка-бабка, нитки рвутся!»
Дети берутся за руки и «запутываются» не разнимая рук, ведущий игры распутывает.
2. Игра «Укрась матрешку»
С закрытыми глазами нужно украсить матрешку изображенную на ватмане.
4. Заключительная часть.
1. Закрепление материала:
-с чем мы сегодня познакомились?
-что вы узнали интересного?
-какими бывают куклы?
-какие куклы вам больше всего понравились (названия)
2. Рефлексия:
каждый ребенок получает 3 цветных кружка, по окончании занятия он кладет лишь один кружок в корзину: красный-мероприятие мне понравилось, желтый - понравилось, но не все, зеленый - не понравилось.