МААМ-картинки

Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)

Евдокия Докунина
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)
▼ Скачать + Заказать документы

Досуговое мероприятие для детей

«Куклы из бабушкиного сундука»

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек.

ЗАДАЧИ:

1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного искусства на примере традиционных обереговых кукол. Обратить внимание на традиционные элементы. Совершенствовать умения различать материал, из которого делают игрушки.

2. Развивать средства выразительности.

Темочки:

3. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное, интерес и любовь к культуре своей страны, к истокам русского народного творчества.

Оборудование: презентация, оформление группы - платки, вышивки, выставка кукол, ватман, нитки шерстяные, кружки - стикеры.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Звучит русская народная мелодия, выходят ведущие-бабушки Матрена и Лукерья.

Бабушка Матрена: - Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин всегда рад!

Бабушка Лукерья: - Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Бабушка Матрена: -Много гостей – много и новостей.

Бабушка Лукерья: - Слава нашей стороне, слава русской старине!

Бабушка Матрена: -И про эту старину я рассказывать начну, чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Бабушка Лукерья: - В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, пряли, плели лапти. (Слайд №2 – иллюстрация – посиделки у печки.) Такие вечера назывались посиделками. Маленькие детки играли рядом с мамами. А чтоб им не было скучно, для них мастерили игрушки (Слайд №3 – иллюстрация – рукодельницы.)

Бабушка Матрена: - А вы любите играть в игрушки?

- Какими игрушками вы любите больше всего играть?

- Где вы берете их?

- Раньше родители делали их сами.

Бабушка Лукерья: приглашаем вас на посиделки.

Бабушка Матрена: - В моем сундуке что-то есть. А что – отгадайте!

Ей косички заплетаем и в колясочке катаем. Спать кладем и кормим в срок –

Про кого прочла стишок?

Бабушка Матрена достает из сундука тряпичную куклу – закрутку, сообщает, что сегодня мы познакомимся с историей возникновения народной куклы.

2. Основная часть.

Рассказ – беседа с детьми об истории возникновения народной куклы – закрутки.

Бабушка Лукерья: - Кукла – самая древнейшая из всех игрушек. Появилась она одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним.

Бабушка Матрена: - Современные куклы очень разнообразны (слайд 4, 5). А каких народных кукол вы знаете?

Бабушка Лукерья: -Издревле особое отношение было у людей к куклам, именно куклы завораживали, притягивали взоры, сопровождали всю жизнь. Кукла всегда несла в себе какое-то магическое значение, как всякое изображение человека будоражила фантазию мастеров древности (слайд 6).

Бабушка Матрена: -Искусство изготовления кукол уходит корнями в глубину веков. Древнейшие куклы, найденные на территории нашей страны относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Из глубины веков пришли и к нам традиции швейной игрушки – куклы, шитой из лоскутов ткани, меха (слайд 7).

Бабушка Лукерья: -Куклы радовали, утешали, спасали и даже лечили. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. Так же и куклы оберегали новорожденных (слайд 8, невест (слайд 9, больных (слайд 10, хозяек (слайд 11, путников (слайд 12,урожай (слайд 13). Для каждого случая была своя кукла. Изображение лица у куклы запрещалось, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата (слайд 14).

Бабушка Матрена: -Особое значение в старину предавалось куклам. Их изготовляли вручную не только для игры, но и для обрядов. Большое значение предавалось куклам – оберегам. Они просты в изготовлении, но удивительно притягательны именно своей простотой. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы не в коем случае нельзя было использовать при обряде (слайд 15). Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих предметов. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать.

Бабушка Лукерья: -На Руси было великое разнообразие тряпичных куколок с забавными названиями – коняшки (слайд 16, пеленашки (слайд 17, мартинички (слайд 18, крупенички (слайд 19). Широко использовались при изготовлении кукол природные материалы – кора, веточки, деревянные столбики, крупа, зерно.

Бабушка Матрена: -Не менее интересны и куклы – чучела, самая распространённая из них – Масленица (слайд 20). А в лечебное дело куколок верили до XX века. Если малыш начинал плакать в колыбельке без видимой причины, мать сворачивала из двух платочков куклу-бессоницу (слайд 21). Была даже жаропонижающая кукла – Кумоха (простудная лихорадка). А уж свадебные и семейные куклы были просто произведениями искусства, такая реликвия передавалась из поколения в поколение (слайд 22).

Бабушка Лукерья: -Кукла сопровождает человека всю жизнь и в современном мире. В детстве это игра в «дочки – матери», посещение кукольных спектаклей, они развлекают, поучают, воспитывают (слайд 23). В жизни взрослого человека куклам также отведено значительное место: они украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. А уж если кукла сделана своими руками, ценность и значимость такого подарка неизмеримо возрастает.

Бабушка Матрена: -Сегодня многие куклы можно увидеть в различных музеях и на выставках мастеров декоративного творчества (слайд 24). Вы много сегодня узнали о куклах, теперь настало время показать себя в играх и конкурсах, повеселиться!

3. Игры и конкурсы:

1. Русская народная игра «Бабка-бабка, нитки рвутся!»

Дети берутся за руки и «запутываются» не разнимая рук, ведущий игры распутывает.

2. Игра «Укрась матрешку»

С закрытыми глазами нужно украсить матрешку изображенную на ватмане.

4. Заключительная часть.

1. Закрепление материала:

-с чем мы сегодня познакомились?

-что вы узнали интересного?

-какими бывают куклы?

-какие куклы вам больше всего понравились (названия)

2. Рефлексия:

каждый ребенок получает 3 цветных кружка, по окончании занятия он кладет лишь один кружок в корзину: красный-мероприятие мне понравилось, желтый - понравилось, но не все, зеленый - не понравилось.

Публикации по теме:

Досуг для детей первой младшей группы «Кукла Маша в гости к нам пришла»Досуг для детей первой младшей группы «Кукла Маша в гости к нам пришла» Цель: привлечь детей к посильному участию в развлечении, создать хорошее настроение. Задачи: обогащение жизненного опыта детей, обогащение.

Фотоотчёт о посещении выставки «Из бабушкиного сундука»Фотоотчёт о посещении выставки «Из бабушкиного сундука» 03 ноября 2017 года дошкольники МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво побывали в Пикалевской центральной библиотеке.

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Секреты бабушкиного сундука. Одежда» Тема: «Секреты бабушкиного сундука. Одежда» Интеграция: Познание, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие,.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Кукла Маша, кукла Даша» Программное содержание: -создание условий для совершенствования умений сравнивать два предмета по величине (ширине, длине, высоте, отражать.

Методическая разработка квест-игры «Секрет бабушкиного сундука» Новая форма игр для детей должна быть увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя,.

Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию в первой младшей группе «Кукла в гости к нам пришла»Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию в первой младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Основное направление: Познавательное. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная,.

НОД «Куклы из бабушкиного сундука»НОД «Куклы из бабушкиного сундука» Тема «Куклы из бабушкиного сундука» Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры Задачи:.

Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Мамина кукла, кукла-антидепрессант» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «Мамина кукла, кукла-антидепрессант» Подготовил: воспитатель Чойнжурова.

Сценарий театрализованного праздника «Зимние сказки из бабушкиного сундука» Зимние сказки из бабушкиного сундука Театрализованная развлекательная программа. Инсценировки разработаны по мотивам сказок Н. Абрамцевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 17:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла»)» (включая файлы) размещена пользователем Евдокия Докунина (УИ 140947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД