Куценко Татьяна
НОД «Куклы из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Куклы из бабушкиного сундука»
Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с народной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Продолжать знакомство с новым видом работы - изготовление оберегов «веника –домовушки». Создать условия для реализации образного мышления. Закрепить и уточнить знания о значении составляющих частях оберегов и умения рассказывать – что означает полученный оберег
Публикация «НОД „Куклы из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивающие:
Развивать умения составлять композицию.
Развивать мелкую моторику в ходе изготовления оберегов
Воспитательные:
Прививать интерес к истории своего народа, к традициям.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Материал: куклы : тряпичные, современные куклы; сундук, русские народные куклы «Берегиня», «Неразлучники», «Крупеничка», «Десятиручка», «Кубышка-травница», «Зайчик на пальчик». Материалы для изготовления оберега «веника домовушки» (семена подсолнечника, тыквы, фасоль, монеты, пуговицы, ленточки, цветы - подсолнечника, сундук
Предварительная работа: «Изготовление куклы оберега, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла»
Ход НОД:
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Ведущий: Комната у нас большая
Да красивая такая
Вот в углу сундук стоит
Много он добра хранит
- этот сундук являлся частью русской избы, в нем хранились нужные вещи хозяев
- Ребята этот сундук, он не простой, а волшебный, чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами должны отгадать загадку
Глазки голубые, кудри золотые
Губки розовые, что все это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь
Будет спать день, и два и даже пять
-Кукла
-правильно это кукла (достать из сундука куклу)
- А для чего Вам нужны куклы? (играть). Игрушки сейчас могут двигаться, прыгать, и даже говорить
-а вот в старину не могли даже и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и не прихотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. И делали их из разных материалов. Может, вы мне расскажите из каких материалов делали игрушки? (ответы детей)
- из дерева, глины, соломы, ткани.
-Сундук у нас волшебный, в нем живут необычные куклы (Достать куклы : тряпичные)
-Скажите, а у вас есть такие куклы дома? (нет)
-Посмотрите внимательно, чем отличаются эти куклы (ответы детей) : У современных кукол есть лицо, а у тряпичных кукол нет лица. Поэтому они называются безликими. Также они сделаны из разных материалов. (Пластмасса, тряпичные)
В старину на Руси кукол не было, поэтому люди делали их своими руками, с большой любовью. Раньше в каждом доме было много таких кукол. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Куклы были ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ.
Достать из сундука игровую куклу –зайчик на пальчик
Как вы думаете, для чего нужны была эта куколка?
Дети: Это игровая кукла – зайчик на пальчик, с такими куклами играли дети. Она делалась из прямоугольного ласкута без ножниц и иголок.
Воспитатель: Ох и засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой зайкой поиграйте
Все дети встают в круг, (одевая на пальчик «зайку»). Все двигаются по кругу и поют.
Идем мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга
- мы с зайкою попрыгаем?
- попрыгаем, попрыгаем!
- и ножками подрыгаем
- подрыгаем, подрыгаем
- И ручками похлопаем
-похлопаем, похлопаем!
-И ножками потопаем
-потопаем, потопаем!
-ручками помашем?
-помашем, помашем!
- а потом попляшем?
- попляшем, попляшем!
Игра проводиться 1 раз. После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель : А еще в этом бабушкином сундуке есть куклы. Давайте ребята посмотрим какие тут куклы.
Ребенок: это кукла – Колокольчик, считалась оберегом хорошего настроения
Ребенок: это кукла – Берегиня- обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того что бы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др.
Ребенок: это кукла – Крупеничка- сулила богатый урожай
Ребенок: это кукла – Десятиручка- дарилась девушке, чтобы она все успевала, чтобы все у нее ладилось
Ребенок: это кукла – Неразлучники- дарились на свадьбу молодожена, чтобы они всегда жили вместе и никогда не разлучались.
Воспитатель: Ребятишки а как вы думаете, а у самого дома есть хозяин который его оберегает?
Дети: Это Домовой
Ведущий: На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем.
- у нас в детском саду тоже живет свой домовой Кузя. Давайте его позовем
- Кузя (дети зовут Кузю)
Появляется домовенок Кузя
- Я хозяйственный такой
Кузя добрый домовой
Сказки сказывать могу
Всем испечь по пирогу,
Чтобы в доме был покой
Рад стараться домовой
Чтобы мир был и лады
Охраняю от беды
Воспитатель: Кузя как мы рады тебя видеть!
Кузя: (застенчиво) И я очень рад, ребята а вы играть любите? Поиграете со мной?
Дети: Поиграем
ИГРА ШУТКА «КУЗЯ»
ДЕТИ: Кузя! Кузя!
КУЗЯ:Аюшки!
ДЕТИ: Где ты был?
КУЗЯ:У бабушки.
ДЕТИ: что принес?
КУЗЯ: Оладушки.
ДЕТИ: А где они?
КУЗЯ: Под лавочку положил.
ДЕТИ: Экий Кузя ты чудак, все ты делаешь не так!
КУЗЯ: а как надо?
ДЕТИ: На стол положить, маслом полить и съесть
КУЗЯ: Ладно в следующий раз так и сделаю!
ДЕТИ: Кузя! Кузя!
КУЗЯ: Аюшки!
ДЕТИ: Где ты был?
КУЗЯ: У бабушки
ДЕТИ: Что принес?
КУЗЯ: сапожки
ДЕТИ: А где они?
КУЗЯ: Ну я сделал все как вы и говорили на стол положил, маслом полил и съел
ДЕТИ: Экий Кузя ты чудак, все ты делаешь не так!
Воспитатель: Ну Кузя насмешил!
Кузя Мы слышали, что вы домавята, дома оберегаете, это правда?
КУЗЯ: Правда, правда, мне помогает оберег «домовушка» подаренная мне очень давно (показывает «домовушку» сделанную из старого веника)
Воспитатель: Ребята давайте задобрим ваших домашних домовых, сделаем им подарок, красивый веник «домовушку». Мы знаем, что обереги украшались, вы должны выбрать по своему усмотрению материал, чем украсить свой веник «домовушку»
Давайте пройдем к столам
А чтобы ручки хорошо потрудились давайте зарядку для пальчиков
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
Родных братьев потешать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
(Дети приступают к изготовлению «домовушки»,
Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом эти домовушки будут помогать домовым охранять ваш дом. В течении практического задания, спрашивать почему ребенок выбирает определенный материал.
(Самостоятельная работа под народную музыку.)
Воспитатель: Ребята вы хорошо потрудились, молодцы! Кузя посмотри какие замечательные обереги «домовушки» получились у ребят.
КУЗЯ: (обиженно) Красивые… А у меня уже совсем старенький…
Воспитатель: не переживай КУЗЯ, и тебя мы не отпустим без подарка (Кузе дариться украшенный веник-оберег)