Татьяна Плоткина
Досуг для старших дошкольников «Лукоморье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект досуга «Лукоморье», посвящённого творчеству А. С. Пушкина
(для старшего дошкольного возраста)
Тема: «Сказки в творчестве А. С. Пушкина».
Цель: познакомить детей со сказочным наследием А. С. Пушкина
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с русской классикой на примере произведений А. С. Пушкина.
2. Сформировать у детей интерес к сказкам Пушкина.
3. Закрепить знания о пушкинских сказках.
4. Используя театрализованную постановку, познакомить детей с
Публикация «Досуг для старших дошкольников „Лукоморье“» размещена в разделах
образом няни Александра Сергеевича – Ариной Родионовной.
5. Прививать любовь к творчеству великого русского поэта.
Оборудование: портрет Пушкина, подсвечники со свечами, чернильница с гусиным пером, столик с самоваром и связкой баранок, 2 чашки с блюдцами, вязанье со спицами для Арины Родионовны, искусственная ёлочка, чучело белочки, корзина с конфетами «Вечерний звон», репродукция картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь», изображение месяца со звёздами, кораблика в волнах, изображение дуба в Лукоморье со сказочными персонажами (на интерактивной доске).
Предварительная работа: 1. Заучивание вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья»).
2. Рассматривание репродукции М. Врубеля «Царевна-Лебедь» и иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
3. Заучивание стихотворных отрывков из сказок Пушкина: «Ветер, ветер, ты могуч», «Ветер по морю гуляет…», «Месяц, месяц, мой дружок», «Ель растёт перед дворцом».
4. Чтение сказок А. С. Пушкина.
Ход занятия.
В зале на центральной стене висит портрет А. С. Пушкина, на интерактивной доске – изображения дуба в Лукоморье со сказочными персонажами, перед зрителями стоят два столика: на одном – самовар со связкой баранок и две чашки с блюдцами, вязанье со спицами для Арины Родионовны, на втором столике – чернильница с гусиным пером, листы бумаги.
На боковой стене – изображение месяца со звёздами, кораблика в волнах, репродукция картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь».
У окна стоит искусственная ель, под ней – чучело белочки (или игрушка, корзинка с «орехами» (конфетами «Вечерний звон»). Аудиозаписи звуков: вой ветра, звон колокольчиков, цокот копыт, шум ветра, музыки: менуэт Боккерини, «Царевна-Лебедь» Римского-Корсакого, плясовая «Барыня».
Дети заходят в зал под музыку (менуэт Боккерини). За ними входит ведущий, в его руках подсвечник с горящей свечой. Ведущий тихо ставит подсвечник на столик, обращается к детям.
Вед. : - Вы когда-нибудь видели звёздное небо? Как красиво светят звё зды: мерцают, искрятся, переливаются, блестят. Их много, не сосчитать, но есть среди них большие звёзды – яркие, крупные. Их мало, но они стараются осветить нам дорогу, подарить лучезарный свет, украсить всё вокруг. Так и среди людей есть самые светлые и яркие, как добрые удивительные волшебники. Они согревают наши сердца и помогают нам увидеть и понять красоту. Среди таких людей жил чудесный волшебник слова – великий русский поэт, который писал прекрасные стихи, сказки, Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня мы с вами попали в удивительную сказочную пушкинскую страну Лукоморье. Подойдите ко мне тихонько, не спугните сказку. Вот он – тот cамый таинственный дуб из Лукоморья, а это учёный кот, он приготовился слушать вас, я ему шепнула, что вы знаете стихи Пушкина о Лукоморье и он очень заинтересовался. Давайте прочитаем ему эти стихи!
(дети читают «У Лукоморья»).
Вед. : - А вы знаете, сказку можно не только прочитать и услышать, но и увидеть, и показать. Давайте представим, как двигаются пушкинские сказочные герои. Вот, например, учё ный кот: «Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит» (вед. ведёт детей попеременно направо и налево). А кого вы ещё хотите показать?
(Ответы детей. Дети показывают Лешего, Бабу-Ягу, царевну, Кощея.)
Вед. – Ну, ребята, вы просто молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои места, сказка продолжается… Друзья мои, вы заметили, как уютно, красиво выглядит наш зал при свете свечей? А знаете, почему мы их зажгли? В то время, когда жил Александр Сергеевич Пушкин, не было электричества, а значит не было интернета, телевизора, электроприборов. Не было электрических лампочек, к которым мы так привыкли. Люди зажигали свечи. И вот при свете таких свечей Пушкин писал свои удивительные стихи гусиным пером… Да, да! Тогда люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. (ведущий подходит к столику со старинной чернильницей и гусиным пером, показывает их детям). И не было тогда машин, поездов, самолётов. Ездили люди на лошадях, запрягая их в простые телеги, сани, богатые кареты, а чтобы было быстрее ехать, запрягали в сани, или в карету по три лошади. И неслась, как птица русская чудо-тройка, и звенел колокольчик, привязанный к дуге.
(Звучит в записи звон колокольчика, слышится цокот копыт).
Дети читают:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ведущий: - Но вот к звону колокольчика добавился вой ветра. Завыл ветер, зашумел, разгулялся в чистом поле. Заносит он снегом зимнюю дорогу, не проехать нашей тройке.
(Включается запись с шумом ветра).
Давайте, ребята, успокоим ветер, прочитаем ему пушкинские строчки.
Дети:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Ведущий: - Успокоился ветер, но вот небо затянуло тучами.
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна.
Давайте обратимся к месяцу, чтобы осветил он дорогу тройке.
Дети:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И. обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Ведущий: - Какое чудо! Волшебные пушкинские строчки разогнали тучи, успокоили ветер, позвали в гости месяц, и помчалась дальше по дороге русская тройка.
(Стук в дверь).
Ведущий:- Кто к нам пришёл? Входите, пожалуйста!
(Входит Арина Родионовна).
А. Р. – Здравствуйте, деточки мои золотые!
Вед. - Ой, ребята, чудеса продолжаются! К нам пожаловала в гости добрая нянюшка Александра Сергеевича, которая нянчила его в детстве и которую он любил всю жизнь. Проходите, дорогая Арина Родионовна, садитесь, мы вам очень рады! Расскажите нам, пожалуйста, об Александре Сергеевиче.
А,Р. - Ох, ребятки, любила я Сашеньку всем сердцем, да и как не любить, ведь такой он был ласковый, послушный! Всё просил: «Расскажи мне, нянюшка, сказку!» Вот я ему и рассказывала много сказок: и про царевен, и про Кощея Бессмертного, и про Бабу ягу. А он так слушал внимательно, никогда не перебивал! А когда вырос, сам стал сказки писать такие, что заслушаешься! А стихи какие сочинял, до самого сердца доходят! Весь мир их узнал и полюбил. И мне он стихотворение посвятил, сокол мой ненаглядный! Оно так и называется – «Няне».Любо оно сердцу моему! Вот послушайте.
(Арина Родионовна читает стихотворение «Няне»).
-А ещё Сашенька любил песни русские и пляски. А вы, ребята, любите плясать? А давайте спляшем!
(Под народную задорную музыку пляшет с детьми, показывая им движения).
- Вот спасибо, ребятушки! Вот порадовали меня! Я знаю: Сашеньке моему, Александру Сергеевичу понравилось бы, он бы и сам с нами сплясал!
Ох, уморилась я, устала, присяду.
А вы знаете, что Александр Сергеевич сказки писал не простые, а в стихах.
Вот то-то я и смотрю, что к вам кораблик приплыл из его «Сказки о царе Салтане». (Изображение кораблика в волнах на стене).
(Звучит музыка Римского-Корсакого из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Ребё нок читает:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
А. Р. - А это кто под ёлочкой прячется? Да это белочка из этой же сказки!
Ведущий - Наши дети и о ней стихи знают!
Ребё нок читает:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
А. Р. - Вот спасибо, мои дорогие! Вот уважили! Как мёду напилась, слушая вас! И я вас порадую! (Подходит к репродукции картины Врубеля «Царевна-Лебедь»). Расскажу вам о прекрасной Царевне-Лебеди из «Сказки о царе Салтане» :
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо:
Это диво, так уж диво!
А. Р-: - Спасибо вам, детки мои славные, что слушали меня внимательно, что стихи читали замечательно. Много пушкинских стихов знаете, значит и сердце ваше добрей будет, и всё вокруг красивей покажется! Не обижайте старых, помогайте им, как мой Сашенька (подходит к портрету Пушкина, гладит его).А мне пора домой. Не поминайте лихом!
Ведущий: - До свидания, дорогая Арина Родионовна! Спасибо, что навестили нас, столько много интересного рассказали.
А. Р. : - До свидания, мои хорошие! Низкий вам поклон за вашу ласку и доброту! (Кланяется, уходит).
Ведущий: - И нам пора прощаться с Лукоморьем. Сегодня мы так много узнали об Александре Сергеевиче Пушкине, а,значит, стали добрее, умнее, взрослее. Вечер наш закончился, а стихи Пушкина останутся с вами навсегда! А на прощание белочка из пушкинской сказки подарила нам чудо: все свои золотые орешки она превратила в конфеты и дарит их вам. Спасибо тебе, белочка (берет корзинку с конфетами). Конфеты раздадим в группе.
А сейчас мы посмотрим мультфильм «У лукоморья».
(Просмотр мультфильма).