Валентина Демиденко
«Дошкольное детство». Консультация для родителей о нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство- важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях). Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи и главное- у него формируется нравственное отношение к окружающему миру.
Публикация «„Дошкольное детство“, Консультация для родителей о нравственном воспитании детей» размещена в разделах
Целесообразно организованная деятельность детей играет ведущую роль в их воспитании. В практической деятельности ребенок усваивает и накапливает нравственный опыт. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, дружно играть и трудиться со сверстниками, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.
Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают поступки прямо противоположные. Поэтому в воспитательной работе нужно чаще использовать пример взрослых. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы получить одобрение взрослого. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность.
При этом особое значение имеет пример самих родителей. Подражая родителям. Дети копируют их манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища и т. д. действия взрослого они копируют в играх. По примеру взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу незаконченной. Положительно-эмоциональное отношение родителей к процессу труда также влияет на детей, взрослые заражают их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу.
Дети чутко воспринимают характер взаимоотношений, сложившихся в семье и копируют их. Ребенок с удовольствием аккуратно расправляет и вешает свою одежду в шкаф, видя, как это делает папа. Если же костюм отца небрежно брошен на стул, трудно будет убедить ребенка соблюдать порядок. В семье всегда легко включить ребенка в полезную для других работу: подмести пол, вымыть посуду, полить цветы, почистить туфли. Такой труд не всегда интересует ребенка и задача родителей заинтересовать результатом, объяснить необходимость такого труда: мы без твоей помощи не справимся- мама и папа не успевают, они тоже работают. «Саша, ты хорошо вымыл посуду, как мама и теперь все после ужина могут отдохнуть.»
Родителям необходимо помнить, что дети должны уметь занять себя, не мешая другим, уметь считаться с общественным мнением, оказать услугу, стремиться прийти на помощь.
Например: отец с сыном вернулись с прогулки. Они возбуждены, громко обсуждают увиденное. В соседней комнате отдыхает бабушка. Переходя на шепот папа предупреждает сына- тише, бабушка спит. Человек отдыхает- значит в квартире должна быть тишина- закон. Доброе отношение к людям должно быть естественным: я как папа. Соседка несет тяжелую сумку- давай поможем! Мама пришла с работы, устала- сын поможем маме раздеться, напоим чаем.
В нравственном развитии детей, в становлении их характера большое значение имеет формирование моральных норм и привычек культурного поведения, которые оказывают решающее влияние на отношения, возникающие в трудовой, игровой и учебной деятельности. Здесь влияние семьи особенно велико. Поэтому родители должны быть примером в культуре общения, отношения к окружающим, как вести себя дома, в гостях, в обществе взрослых и сверстников.
Близкий человек, мать и отец, становится для ребенка образцом, которому он подражает, воплощением тех нравственных норм, в соответствии с которыми он строит свое поведение. Родители организуют жизнь ребенка, передают ему свой опыт. Пример родителей, нравственная атмосфера, царящая в семье, накладывают глубокий отпечаток на всю жизнь.