Наталья Чудакова
Работа с семьей — важный аспект деятельности воспитателя.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в нравственном воспитании ребенка.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования педагогов и психологов свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому мы подчеркиваем особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка. Семья является главной, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает от них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Публикация «Работа с семьей — важный аспект деятельности воспитателя,» размещена в разделах
Мы должны раскрыть родителям одно из положений дошкольной педагогики: нравственное воспитание предусматривает формирование у ребенка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений (о добре и зле, о явлениях общественной жизни). Уже в периоде дошкольного детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими людьми и окружающими людьми, со сверстниками.
Правильное воспитание формирует культуру поведения, умение выполнять правила элементарного общежития, доброжелательное, чуткое, отзывчивое отношение к окружающим.
Многие родители не видят воспитывающего значения игр, труда, занятий.
Наша задача – рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности, что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения со сверстниками, побуждать действовать по правилам, формировать у него начала идейной направленности – отношение к людям, труду, своим обязанностям.
Общение «родитель-ребенок» - это диалог двух сторон, выраженный не только в слове, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, мимике и т. д. Вместе поразмышлять о прочитанной книге, о совершенном проступке или просмотренной телепередаче важно для ребенка – в этом проявляется его умение сопереживать, стремление поразмышлять.
Для ребенка общение с близкими людьми – своеобразная школа, благодаря которой он обучается, усваивает, уточняет, переосмысливает ту информацию, которую получает от них. Одновременно ребенок получает уроки общения, уроки нравственного поведения.
В беседах с родителями воспитатель творчески дает советы, рекомендации, примеры, с учетом педагогической эрудиции родителей и особенностей семейного воспитания. Беседа должна побуждать к обмену мнениями, способствовать взаимопониманию в обсуждаемом вопросе. Необходимо дать родителям возможность высказаться, не навязывать своё мнение, стараться вызвать у них внутреннее согласие с предлагаемыми рекомендациями и, главное, обосновать свои суждения с позиции интересов ребенка.
Педагогический такт воспитателя, его профессиональная эрудиция, умение ссылаться на конкретные факты из жизни детей – все это должно быть направлено на установление контакта с родителями.
Привлекая родителей к участию в оценке и разрешению различных ситуаций, воспитатель учит их понимать ребенка, оценивать его нравственные проявления, анализируя собственные действия, подходя к воспитанию, как к серьезному целенаправленному процессу.
Какая бы тема не обсуждалась педагогом и родителями, необходимо подчеркнуть, что формирование нравственного воспитания ребенка должно проходить под руководством взрослых, что семейное и общественное воспитание дополняют друг друга, создавая оптимальные условия для формирования всесторонне развитой личности.
В нашем детском саду проводится большая работа по развитию педагогической компетентности у родителей. Используя пособия Н. М. Метеновой: «Родительские собрания», «Взрослым о детях», «Уроки вежливости», «Нравственное воспитание», мы предложили организовать в ДОУ встречи за круглым столом по проблеме воспитания нравственности и культуры поведения у дошкольников. Предварительный опрос показал наличие проблемы нравственного воспитания детей : родители не понимают чему учить и как учить. Разработанный план работы на год позволит организовать совместную деятельность в системе и целенаправленно.