Надежда Поташова
Дошкольникам об организме человека в играх
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольникам об организме человека в играх»
Поташова Надежда Евгеньевна
воспитатель МАДОУ №43, город Армавир
«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам».
Задача нас педагогов – научить детей покорять эту вершину.
Мой опыт педагогической работы показал, что для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников элементарные представления о своем организме. Зная особенности функционирования своего организма, ребенку будет легче предотвратить или избежать ситуаций, наносящих вред своему здоровью или здоровью окружающих. От знаний о себе, о значении тех или иных органов для жизни, ребенок переходит к знаниям и умениям сохранять и укреплять здоровье этих органов, а значит, и организма в целом.
Публикация «Дошкольникам об организме человека в играх» размещена в разделах
Работу по данной теме осуществляю через основную образовательную деятельность, совместную деятельность с детьми, организацию самостоятельной деятельности детей, создание развивающей среды, работу с родителями.
Для формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью в группе подобраны:
- демонстрационный материал (плакаты «Строение тела человека», «Правильная осанка» и др.,
- настольно-печатные игры («Фоторобот», «Валеология», «На что похож», «Подбери пару (органы чувств)», «Здоровые зубки» и др.,
- книги, картотеки опытов и игр.
Но особо хочется отметить наглядные пособия, которые изготовлены мною совместно с родителями: «Внутренние органы человека», «Полость рта», «Органы чувств», которые помогают детям наглядно увидеть строение и функционирование организма.
В основу формирования и развития знаний о строении тела человека мною положен деятельностный подход, т. е. познавательную деятельность я организую таким образом, чтобы ребё нок сам открыл для себя разного рода знания и правила через наиболее привлекательные виды деятельности: продуктивную, игровую, практическую (экспериментирование, используя игровые и проблемные ситуации.
Интерес ребенка к своему организму я вызываю при помощи проблемных вопросов и ситуаций, требующих активизации мыслительной деятельности детей. Например: «Почему в душной комнате у тебя болит голова?», «Можно ли с закрытыми глазами узнать предмет? А если взять его в руки?», «Как ты узнал, что тебя погладили по спине, ты же не видел этого?» и т. п. Тысяча вопросов и пока значительно меньше ответов! Вот здесь и приходят к нам на помощь дидактические игры, в которых дети находят все ответы на свои вопросы. Используемые мною дидактические игры условно можно разделить на три части.
1 часть «Части тела», в нее вошли игры на ознакомление с внешним строением человека и функционирование его частей: «Назови и покажи», «Найди по описанию», «Составь портрет», «Помоги собрать», «Кто как устроен» и др. С этой же целью провожу игровые упражнения: «Кто быстрее пробежит на прямых ногах», «Собери игрушки пальцами ног», «Возьми яблоко, не сгибая рук, откуси кусочек» и др. Так же с целью познания своего тела предлагаю проблемные ситуации, например, «Одеться, обуться, нарисовать без помощи рук». Задания такого рода подводят ребенка к пониманию значения рук для полноценной жизни.
2 часть «Органы чувств», в нее вошли игры по ознакомлению с разными органами чувств, такие как «Найди пару», «Органы чувств», «Поводыри», «Валеология», игры-эксперименты «Угадай по голосу», «Угадай на ощупь», «Угадай по вкусу», «Чудесный мешочек», «С какой стороны звенит», «Узнай по запаху». Для обеспечения психологического здоровья детей и развития эмпатии, совместно с педагогом-психологом я использовала такую интересную форму работы как игровые тренинги.
Большой интерес у детей вызывает тренинг «Поводыри», который позволил детям научиться способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности, вызвать чувство доверия своему партнеру по игре, воспитывать в детях эмпатию.
3 часть «Внутреннее строение человеческого организма» направлена на формирование представлений о внутреннем строении человеческого организма, их органов и их функциях :
Такие игры как «Что ты знаешь о ….», «Что было бы, если бы….», и т. д.
Игры-эксперименты: «Определение пульса», «Движение крови по сосудам», «Определение объема легких» и т. д.
В этой части хочется поделиться своими педагогическими находками, такими как использование видео фрагментов, программа Елены Малышевой «Здоровье», где дети могут видеть работу органов в упрощенном варианте на макете, что вызывает у них большой познавательный интерес, так как макеты выполнены профессионально, эстетично и функционально. Так же использую познавательные мультфильмы: «Смешарики. Скелет и кости человека», «Как работает сердце», «Приключения Адибу» и др., которые вы можете найти в сети интернет.
Игровые, проблемные ситуации, тренинги создают мотивацию для детей, поддерживают эмоциональный настрой, а также помогают детям лучше освоить полученные знания на занятии и использовать их в повседневной жизни.
Очень эффективной формой работы являются реальные и виртуальные встречи моих воспитанников с врачами различных специализаций. Организации этой формы работы способствует месторасположение ДОУ (рядом с городской больницей). В гостях у нас побывали: врач-стоматолог Анна Геннадьевна Делибалтова, которая рассказала, как правильно ухаживать за зубами, о факторах, влияющих на здоровье зубов; врач-лаборант мама Сони Яцкевич, которая поделилась, какие секреты может открыть кровь человека, зачем дети иногда сдают анализы. О пользе профилактических прививок и профилактике простудных заболеваний ребята узнали из рассказа врача-педиатра Марина Федоровна, мама Ани Бабак. Но не всех специалистов я могу пригласить в группу и поэтому у нас появилась «Виртуальный центр детского здоровья», где ведут прием виртуальные врачи. Они помогают обозначить проблему и найти пути ее решения.
Я хочу отметить, что эти встречи несут колоссальную значимость, так как полученная из уст врачей информация, воспринимается детьми как достоверная и неопровержимая, что способствует формированию у них осознанного отношения к своему здоровью.
Полученные на встречах знания дети с успехом применяют в сюжетно-ролевых играх таких как «Больница», «Поликлиника», «Диагностический центр», «Аптека» и др.
А так же свои знания о человеке и представления о здоровом образе жизни мои дети выражают в художественно-творческой деятельности:
- «Портрет мамы» (закрепление частей лица, «Твой друг» (строение тела человека, «Делаем зарядку» (закрепление понятия «суставы»,
- «Я – здоровый, красивый, умный» (основы здорового образа жизни,
- натюрморт «Витамины на тарелке» (закрепление представлений о витаминах и здоровой пище, «Зимние забавы» (важность прогулки и занятий спортом,
- «Изобрази запах (звук)».
Хочется отметить, роль родителей ведь известно, что только совместными усилиями, мы сможем помочь ребенку покорить вершину под названием - Здоровье.
Родители моих воспитанников активные участники воспитательно-образовательного процесса. Без их помощи или участия не обходится ни одно мероприятие, будь то физкультурные праздники, досуги, где дети закрепляют знания о потребности и пользе движений для укрепления различных органов и систем организма, или изготовления макетов, игр и пособий для ООД и СОД.
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»
Так давайте же будем здоровы и красивы! И научим этому своих воспитанников.