Мария Новикова
Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе
Уважаемые педагоги! представляю вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу на тему: Дошкольная подготовка ребёнка 6-7лет к обучению в современной школе.
В контексте гуманизации образования и его реформирования особо важное значение приобретает проблема подготовки детей к школьному обучению и успешной адаптации первоклассников к условиям школы.
Публикация «Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе» размещена в разделах
В педагогике и общественной жизни тема детского образования традиционно рассматривается как одна из наиболее острых. Исторически сложилось так, что ей уделяется большое внимание практически на всех уровнях, от бытового до научного и политического. Однако остаётся недооцененной роль дошкольного образовательного учреждения в общей системе детского образования.
Но именно в ДОУ, и особенно в группах старшего дошкольного возраста, имеется колоссальный потенциал для психического, умственного, нравственного и личностного развития ребёнка, для его подготовки к дальнейшему систематическому образованию в школе. Поэтому тема нашего исследования - «Дошкольная подготовка ребёнка 6-7 лет к обучению в современной школе».
Цель исследования – выявить оптимальные формы и методы педагогической организации дошкольной подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению в современной школе.
Для достижения этой цели понадобилось решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и философской литературы определить методологические основы проблемы дошкольной подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению в современной школе.
2. Опираясь на психологическую литературу, выявить особенности развития ребёнка 6-7 лет (психологические, физические, личностные).
3. Рассмотреть традиционные и альтернативные подходы к детскому образованию, и к дошкольному в частности.
4. Выявить формы и методы проведения занятий с детьми 6-7 лет.
5. Выстроить систему занятий, способствующую подготовке ребёнка 6-7 лет к обучению в современной школе.
Объект исследования – это образовательный процесс учреждения.
Предмет исследования – дошкольная подготовка ребёнка 6-7 лет к школе.
Гипотеза заключается в том, что если в процессе методологического исследования мы выявим важнейшие составляющие здоровья ребёнка 6-7 лет, активно меняющиеся под влиянием целенаправленно педагогически организованных занятий в ДОУ, то определим формы, методы и содержание дошкольной подготовки ребёнка к обучению в современной школе.
Методы исследования, которые использовались: беседа в свободной форме,анкетирование,эксперемент).
Методологическую основу работы составили труды таких видных исследователей, как Я. А. Коменский, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. С Выготский, Л. И. Божович, В. И. Тихеева, Э. В Мануйленко, М. Монтессори, Е. И. Конради, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Н. В. Нижегородцева, М. Липман и другие.
Выбранная тема исследования не теряет актуальности в настоящее время, хотя и исторически выступала предметом анализа со стороны различных ученых, педагогов, психологов, общественных деятелей, гуманистов в разные времена.
Проблема подготовки детей к школьному обучению и успешной адаптации первоклассников к условиям школы имеет особое значение в контексте гуманизации образования и его реформирования.
Значимость работы заключается в поисках практических оптимальных методов и форм подготовки старших дошкольников к успешному школьному обучению, что может быть использовано в педагогической деятельности в рамках современной системы образования.
Практическую ценность имеют представленные в работе Приложения, в которых приведены примеры возможных развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста :
• Развитие внимания
• Развитие памяти
• Развитие мышления
• Математика
• Развитие речи
• Развитие мелкой моторики
• Обучение грамоте
• Знакомство с окружающим миром
В процессе исследования было выявлено, что в настоящее время в дошкольной педагогике и при подготовке детей 6-7 лет к школе используются методы, способы и средства, которые вырабатывались исторически в рамках разных систем, развивались параллельно и дополняли друг друга.
Ключевая особенность развития детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что в этом возрасте образуются принципиально новые психологические механизмы деятельности и поведения, и поэтому данный возраст имеет столь большое значение. Именно в этот период формируется устойчивая структура мотивов с опосредованным типом мотивации, появляются социальные ценности и моральные нормы, новые социальные потребности, приходит осознание себя среди других людей, формируется устойчивая самооценка. Для нас важен также и тот факт, что старший дошкольный возраст — это период активного развития и становления познавательной деятельности.
Исследование дошкольной подготовки ребёнка к обучению в современной школе привело нас к выводу, что при выборе соответствующих форм педагогической деятельности необходимо исходить из связи физического и умственного развития: с возрастом каждому соответствует свой определенный уровень физического, психического и социального развития. Возраст детей 6-7 лет находится на стыке старшего дошкольного и младшего школьного периодов, поэтому в педагогической практике мы, с одной стороны, ориентируемся на принцип природосообразности, своевременности и последовательности, а с другой – используем корректирующее воздействие для достижения поставленных перед нами задач полноценной подготовки детей к школе.
Анализ процесса педагогической работы с детьми 6-7 лет показал, что в практическую деятельность вовлекаются методы и формы подготовки, не востребованные ранее по причине недостаточности физиологического, психологического и интеллектуального развития детей более младшего возраста.
Исследование показало, что проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы при использовании форм и методов, выделенных в процессе.
Таким образом, задачи исследования решены и цель достигнута.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!