Наталья Белоусова
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию как форма творческого развития дошкольников
▼ Скачать
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [15;47].
Публикация «Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию как форма творческого развития дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современное общество предлагает детям дошкольного возраста большое обилие игрушек, компьютерных игр, мультипликационных сериалов с готовыми штампами, не вызывая при этом у ребенка потребности в развитии воображения и творчества. Всем известно, что воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Именно в дошкольном возрасте требуется целенаправленное развитие механизмов воображения. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. Воображение ни что иное, как создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления, соответственно является основополагающим компонентом развития личностного потециала ребенка, его творческих способностей. По утверждениям психологов Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Иными словами, если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.
Уникальностью детского творчества является то, что рисование для ребенка- своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства. Так же не является секретом и то, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». [14,85]. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Вот почему так важна в дошкольном возрасте художественно- творческая деятельность.
Являясь руководителем кружка дополнительного образования «Цветные ладошки», я вношу свой вклад в приобщение детей к художественному творчеству. Наш детский сад работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Моя практика проведения непосредственно-образовательной деятельности по рисованию показала недостаточное развитие фантазии и творческих способностей у дошкольников.
Для применения нетрадиционной техники рисования с воспитанниками ДОУ мне было необходимо изучить и проанализировать авторские разработки и методические пособия, связанные с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный педагогами-практиками. Практическая деятельность педагогов А. В. Никитиной [23, 35], И. А. Лыковой [11,21], Т. Н. Дороновой [5,86], Р. Г. Казаковой [8, 12], предложенная в пособиях, помогла мне определить задачи работы кружка «Цветные ладошки» :
• Формирование навыков художественных действий с различным художественным материалом у младших дошкольников.
• Развитие мелкой моторики, воображения, мышления.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.
Составленный мной план работы кружка рассчитан на два года с детьми младшей и средней группы. Знакомство детей с нетрадиционными техниками я начинала в младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения, который обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь палец и наносит точки, пятнышки на бумаге.
Работу начинала с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давала два – три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).
Могу с уверенностью сказать, что рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Последовательность и аккуратность выполнения работы организует воспитанников, стимулирует пальчиковую деятельность, развивает ориентировку в пространстве.
Следуя плану работы кружка, учила воспитанников рисовать ладошкой, этот способ вызвал большой восторг у детей. Самыми интересными получились работы на темы: «Солнышко» и «Попугай».
За время реализации плана работы кружка «Цветные ладошки», ребята освоили технику печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку»
С большим удовольствием применяли технику рисования мятой бумагой. Она позволяет легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Так же познакомила воспитанников с техникой рисования «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду опускать не нужно. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику использовали для рисования пушистых или колючих объектов. Мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселая зима».
Необходимо отметить, что в период реализации кружковой работы тема моего самообразования называлась «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Таким образом, моя методическая копилка пополнилась новыми комплексами пальчиковых игр, упражнений, загадок, физминуток, которые и до настоящего времени применяю как в совместной, так и в индивидуальной деятельности с детьми. (вписать)
План работы кружка «Цветные ладошки» на второй год обучения включает технику «тампонирование». Эта техника позволяет легко нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки», забавные «Снеговики», «Цыплята».
Хочу отметить, что во время прогулки на участке детского сада мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме и размеру. Когда я впервые предложила дошкольникам рисование с применением собранных листьев, на лицах детей было недоумение, как можно рисовать листьями, но получившиеся работы порадовали моих воспитанников. Позже в своих работах дети сами предложили скомбинировать технику рисования пальчиком и листом, вот какие ветки с ягодами у нас получились.
Следующим этапом кружковой работы является техника «Монотипия». Ребята с осторожностью рисуют на половинке листа половину изображаемого предмета, а затем складывают лист пополам и с неподдельным интересом рассматривают полученное изображение. Копилка детских работ пополнилась темами: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
Регулярность режима работы кружка и последовательность применяемых техник от простой к более сложной позволили воспитанникам получить навыки использования таких нетрадиционных техник рисования как:
-рисование пальчиками,
-рисование ладошкой,
-рисование методом тычка,
-рисование листом, причем отлично сочетая в своих работах несколько техник одновременно.
Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие творческих способностей и терапевтический эффект. Я считаю, что именно совместная деятельность детей и взрослого, выбор наиболее инновационных методов и форм помогли сделать эффективной деятельность кружка «Цветные ладошки».
Подводя итог своей работы по данному направлению, хочу отметить достижение положительных результатов развития воспитанников. Самым главным достижением своей деятельности в кружке считаю заметно выросший интерес дошкольников к изобразительному искусству. Дети активны и самостоятельны в изображении даже незнакомых предметов, применение нескольких техник одновременно, работая в одной команде получают одну общую композицию. Ребята видят результат своей деятельности, которым довольны. Результатом проведенной работы считаю успешность дошкольников, умение искренне радоваться маленьким победам, творчески мыслить и решать поставленные задачи.