Ирина Галошева
Дополнительная образовательная программа «Чудесная проволока» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа детей дошкольного возраста по художественно-эстетической направленности
«Чудесная проволока»
(Изготовление поделок из синельной проволоки)
Возраст обучающихся: 3-5лет
Срок реализации: 1 год
Автор -составитель:Галошева Ирина Андреевна
Чебоксары -2019 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Темочки:
- Проволока. Конструирование, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
1.2.2 Оценивание качества образовательной деятельности по Программе
РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1. Содержание образовательной деятельности
РАЗДЕЛ III. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
3.2. Методическое обеспечение Программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 80» города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Программа) разработана, утверждена и реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) - (далее – ФГОС ДО) с учетом методического пособия Большев А. С., Вайнерман С. М., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2015г.);
Устав МБДОУ
Название организации:
Дошкольное учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей недели с 6.30 до 18.30 часов. Дополнительное образование осуществляется во второй половине дня.
1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи:Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Актуальность в том, что продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Использование в художественном творчестве стандартных материалов стало традиционно и вошло в систему.
Нетрадиционные техники работы в творческой деятельности детей очень важны для развития воображения и мелкой моторики, а необычные материалы позволяют узнать больше об окружающем мире и его составляющих.
Я решила опробовать со своими детьми, что-то новенькое и необычное.
Решение было найдено - это синельная пушистая разноцветная проволочка, которая никого не оставит равнодушным.
Цель программы : развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Создавать условия для развития творческой активности детей.
Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством изготовления поделок из синельной проволоки.
Познакомить с техникой выполнения творческих работ из проволоки.
Знакомить детей с синельной проволокой, его свойствами и способами преобразования.
Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей :
1.«Познавательное развитие»
2.«Речевое развитие»
3. «Художественно-эстетическое развитие»
4.«Социально-коммуникативное развитие»
5.«Физическое развитие».
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
В основу программы положены принципы :
1. Принцип доступности (методы обучения соответствуют возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
2. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей);
3. Принцип активности (активная позиция каждого ребенка).
Формы работы на занятии:
1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
2. Рассматривание образцов, обсуждение;
3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
4. Выбор материала;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Самостоятельная работа детей;
7. Физкультурная минутка или игра с поделкой.
8. Анализ готовой работы. Рефлексия.
1.1.3. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Синельная проволока – полезная и универсальная заготовка, с ней легко и приятно работать - она легко гнется, держит форму, отлично крепится к большинству поверхностей, и даже ребенок может разрезать ее обычными ножницами. Этот замечательный материал привлекателен, безопасен и дает бесконечный простор для фантазии ребенка.
Уникальность этого материала заключается в следующем:
- простота использования;
- многообразие цветовой палитры;
- тактильно привлекателен для ребенка;
- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- развитие воображения, мышления, мелкой моторики;
- развитие синхронной работы рук;
- является толчком для развития речи.
С помощью поделок из синельной проволоки можно разнообразить костюмерную театрального центра, изготовив: головные уборы, очки, короны, волшебные палочки и другие атрибуты для театрализованных игр. Дети старшего дошкольного возраста смогут самостоятельно смастерить героев пальчикового театра, а разыгрывая с ними представление, оттачивать навыки интонационной выразительности, монологической и диалогической речи.
Синельная проволока поможет осуществить самые сложные творческие замыслы в ручном труде, поделки из природного материала станут более яркими и разнообразными.
Применение синельной проволоки будет очень актуально в коррекционно-развивающей работе с детьми, так как в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом: зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Например, в сюжетно-ролевой игре «Школа»дети будут с удовольствием выполнять «задания учителя» – изготовить из проволоки нужную букву или цифру. Самостоятельно играя, дети улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Таким образом, незаметно для ребенка, без психологической нагрузки, мы проводим профилактику нарушений письменной речи.
Объемными и красивыми получатся елочные игрушки и новогодние композиции, которые украсят праздничный интерьер дома и в детском саду.
Яркость и притягательность материала стимулирует мотивацию детей в деятельности. Изготавливая игрушки, поделки, подарки, дети пребывают в положительном эмоциональном настрое, так как шенилл очень пластичен, что дает возможность достичь успеха в работе с ним.
Занимаясь творчеством, человек счастлив, так пусть дети каждый день проявляют свою фантазию, выдумку, пусть каждый день пребывания в детском саду будет интересным, познавательным и счастливым
Из мохнатых палочек можно делать как плоские, так и объемные поделки. Бархатная синельная проволока также подойдет для оригинального оформления подарков и предметов интерьера. Из пушистых палочек ребенок с удовольствием смастерит фигурки забавных животных и цветов, овощей и фруктов, букв и цифр и многое другое – возможности для творчества не ограничены!
Приоритетная образовательная область : «Художественно- эстетическое развитие».
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Дети:
• начнут проявлять интерес к синельной проволоке, как материалу для творческой продуктивной деятельности;
• увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
• повысится уровень познавательного развития дошкольников;
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• у детей будет более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы
Развивать интерес детей к творческой деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Формировать художественно -творческие способности. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
1.2.2 Оценивание качества образовательной деятельности по Программе
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание образовательной деятельности
Реализация цели осуществляется в процессе дополнительной образовательной деятельности : игровой, коммуникативной, продуктивной, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации рабочей программы по средствам домашнего задания: индивидуального.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей; самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Совместная деятельность с семьей:
Консультации для родителей;
Открытые просмотры.
Методы и приемы:
1. Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет:
в младшей группе – 15 мин. ,
в средней группе – 20 мин. ,
в старшей группе – 25 мин.
Технология конструирования поделок и игрушек из синельной проволоки :
Проволочку изгибают, скручивают, свивают, навивают и закрепляют в руках, предварительно выполнив эскиз будущей игрушки. Иногда используют болванки или каркасы для основы. Для последующей отделки прекрасно подходит любая фурнитура: и пуговички и стразы и бусинки и блестки и картон и бумага и любые актуальные декоративные мелочи.
Октябрь
№ Тема Задачи Материал
1. «Знакомство с разнообразными видами проволоки». Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие проволоки. Познакомить с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя свойства. Проволока :
алюминиевая, медная, синельная и т. д.
2.«Насекомые: гусеница, бабочка, стрекоза» Познакомить детей с новым материалом для конструирования - пушистой проволокой, её свойствами.
Научить скручивать, сгибать, отрезать.
Воспитывать эстетические чувства. Синельная проволока разных цветов,
ножницы, клей, бусинки.
3. «Вишенки» Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Синельная проволока : красного и зеленого цвета.
4. «Тыква» Знакомство детей с разными приемами по изготовлению поделок из синельной проволоки. Закрепление сенсорных представлений; развитие мелкой моторики и ручной умелости.
Синельная проволока : оранжевого, коричневого и зеленого цвета, ножницы
5. «Гроздь винограда» Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Синельная проволока сиреневого, синего и зеленого цвета, ножницы
Ноябрь
1.«Цветок для мамы» Продолжать развивать навык работы с синельной проволокой. Закрепление сенсорных представлений; развитие мелкой моторики и ручной умелости. Синельная проволока красного, розового, зеленого цвета.
2. «Лесные птицы» Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом Синельная проволока, шишки, перышки, ножницы, клей.
3. «Крокодил» Научить наматывать проволочку на палочку от мороженого.
Развивать творческую фантазию детей, формировать художественный вкус.
Палочка от мороженого, белый картон, фломастеры. Зеленая синельная проволока. Пластмассовые глаза.
4. «Котенок» Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Синельная проволока разного цвета, пластмассовые глаза, ножницы, клей.
Декабрь
1. «Рыбка» Продолжать знакомить детей с новым материалом для конструирования — пушистой проволокой, ее свойствами. Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Синельная проволока, пластмассовые глазки, помпоны.
2. «Снежинка» Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук, умение сгибать и скручивать. Белая синельная проволока, ножницы.
3. «Елочка» Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Зеленая синельная проволока, палочки от мороженого, ножницы, клей
4. «Елочные игрушки» Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Блестящая синельная проволока, ножницы, клей.
Январь
1.«Корона для снегурочки» Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. Цветной картон, синельная проволока, ножницы,
2. «Снежинки – балеринки» Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость. Пластиковые ложки, пластмассовые глаза, бумажные салфетки.
3. «Рождественский венок» Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом Блестящая синельная проволока, ножницы, клей
4. «Карнавальные очки» Развитие мелкой моторики рук, закрепление приемов работы с синельной проволокой. Синельная проволока
Февраль
1. «Сердечко» Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким. Красный картон, карандаши, ножницы, синельная проволока.
2. «Попрыгунчики» Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук, умение сгибать и скручивать.
3. «Мальчики солдаты» Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию.
Поролон, синельная проволока, глазки, ножницы, клей.
4. «Черепашка» Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Синельная проволока, пластмассовые глазки.
Март
1. «Нарцисс» Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Синельная проволока белого, желтого, зеленого цвета.
2. «Украшения» (колечко, бусы, браслет) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество Синельная проволока, бусины крупные и мелкие.
3. «Ваза для цветов»
Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Маленькие пластмассовые баночки, синельная проволока,.
4. «Куклы девочки» Формировать умение конструировать из проволоки, развивать творчество и фантазию. Развивать чувство формы. Синельная проволока, поролон, картон, пластиковые ложки, ножницы, клей, глазки.
Апрель
1. «Веточки вербы»
Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Синельная проволока, шпажки, ножницы
2. «Пасхальное яйцо» Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество. Укреплять пальчики и кисти рук Синельная проволока, пластмассовые футляры
3. «Обезьянки под пальмой» Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом Шпажки, каштаны, синельная проволока.
4. «Божья коровка» Закреплять навыки работы с проволокой : сгибание, скручивание, переплетение. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение творческое мышление Синельная проволока, клей, глазки.
Май
1. «Воздушные шарики» Создание интересных поделок. Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления Синельная проволока разных цветов.
2. «Петушок» Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом Синельная проволока, глазки, перья, шишки.
Инструменты и материалы – цветная пушистая синельная проволока длиной 15см, алгоритм, природные материалы (веточки, шишки, перышки). Ножницы, пушистые помпоны, пуговицы, бусинки, клей, двусторонний скотч, маркеры и фломастеры разной толщины.
3. «Петушок» Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом Синельная проволока, глазки, перья, шишки.
Инструменты и материалы – цветная пушистая синельная проволока длиной 15см, алгоритм, природные материалы (веточки, шишки, перышки). Ножницы, пушистые помпоны, пуговицы, бусинки, клей, двусторонний скотч, маркеры и фломастеры разной толщины.
РАЗДЕЛ III. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
Для обеспечения планируемого результата необходимы следующие средства и оборудование:технические средства для сопровождения -компьютер;синельная проволока,ножницы, пушистые помпоны, пуговицы, бусинки, клей, двусторонний скотч, карандаши и фломастеры разной толщины.
3.2. Методическое обеспечение Программы
1. Вайнерман, С. М., Большов, А. С., Силкин, Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос, 2001.
2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Пр., 2009.- 160 с.
3. Опыт работы Татьяны Титовой:
«Методическая разработка авторских мастер - классов по изготовлению поделок из синельной проволоки для работы с дошкольниками» (интернет ресурсы).