Надежда Погодина
Дополнительная образовательная программа «Экосад»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА П. ПРИОЗЕРЬЕ
142600, Российская Федерация, Московская область, городской округ
Орехово-Зуево, п. Приозерье, 2-й пр. Строителей, д. 2
Email : detki-1@bk.ru. Тел. / факс: 8-496-413-33-09
___
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете № 1 от 30.08.2018г. Заведующий МДОУ д/с № 6
Председатель педагогического совета ___ Погодина Н. В.
___ Арефьева Н. И.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Экосад“» размещена в разделах
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭкОСАД»
(Территория Экологии Образования Социальной Адаптации Детей)
Направленность: естественнонаучная
Возраст детей: 5-7 лет, разновозрастная
Срок реализации: 1 год
Орехово-Зуево, 2019 год
Оглавление
1. Пояснительная записка….3
1.1. Направленность программы, нормативно-правовое обеспечение…. …3
1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы…. ….5
1.3. Цели и задачи программы…. ….6
1.4. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации дополнительной программы…. …. …. 6
1.5. Продолжительность реализации программы, формы организации и принципы работы, режим занятий …. ….….8
1.6. Ожидаемые результаты программы…. 9
2. Календарно-тематическое планирование программы…. …. 10
3. Материально – техническое обеспечение программы…. 17
4. Методическое обеспечение программы….17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы, нормативно-правовое обеспечение
Программа дополнительного образования естественно-научной направленности (далее – Программа) является обязательным нормативным документом, разработанным и реализуемым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 6 статьи 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Объединение «ЭкОСАД» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Наша главная цель — всестороннее развитие ребенка в окружающей среде.
Наша миссия – создание окружающего пространства, в котором каждый ребенок может проявить свои способности, реализовать свои возможности и почувствовать себя успешным.
Наша стратегия - наполнить жизнь детей яркими эмоциями и событиями, подарить им незабываемое детство.
«Как только ребенок переступает порог нашего ЭкОСАДа, он погружается в окружающую среду, наполненную интересными событиями, увлекательными приключениями. Мы не просто учим, мы создаем уникальное пространство, в котором дети воспринимают окружающий мир как часть жизни и естественным образом начинают сами для себя его открывать и обучаться».
Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовым обеспечением дошкольного образования в Российской Федерации, с учетом особенностей развития и образовательных потребностей детей.
Нормативно – правовое обеспечение:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
8. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
9. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Родионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
12. Устав МДОУ д/с № 6
13. Договоры с родителями (законными представителями) воспитанника.
14. ООП МДОУ д/с № 6.
1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, повседневная деятельность.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
1.3. Цели и задачи программы
Основными целями программы являются :
• воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
• формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
• закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Программа «Юный эколог» реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
1.5. Продолжительность реализации программы, методические принципы работы и режим занятий
Срок реализации программы – 1 год.
Режим работы кружка – 1 раз в неделю, по четвергам с 15.30 до 16.00.
Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как :
• Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса,
• Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
• Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры.
• Деятельность.
• Целостность.
• Системность.
Формы проведения:
-игра – путешествие;
-занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
-досуги;
-экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные:
Наблюдения;
Кратковременные и
Длительные;
Определение предмета по определённым признакам;
Восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические:
Игра;
Эксперименты;
Дидактические игры (настольно-печатные, словесные,
Игры-занятия;
Подвижные игры;
Творческие игры.
Словесные:
Рассказывание;
Беседа;
Чтение.
1.6. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• повышение уровня знаний по экологии у детей;
• повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
• называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
• правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
• владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
• знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
• понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы :
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
2. Календарно-тематическое планирование
дополнительной программы
«Юный эколог»
№П/П Месяц Тема Задачи Форма проведения Дидак. мат-ал, оборудование
1 Сентябрь «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой
природе. Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую
природу. Беседа Материалы из
экспериментальной зоны
(камни, песок, глина).
«Наш дом – природа»-
экскурсия по территории ДОУ. Формировать у детей
представление о том, что в природе всё взаимосвязано,
создание у детей радостного настроения, воспитание любви к природе. НОД
«Как вести себя в природе» Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Беседа Сюжетные картинки -знакомство с окружающим миром.
«Что нас окружает?» Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты, созданные природой и человеком. НОД Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)
2 Октябрь 1. «Вода вокруг нас» (вода в
природе, водоемы, осадки) Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета,
без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в
нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в
окружающей среде. Беседа Глобус, картинки с
изображением различных
водоёмов.
2. «Эта волшебница вода»
(разнообразное состояние
воды в природе: лед, пар, вода) Познакомить детей с
различными природными
явлениями (дождь, роса, снег, иней и т. д.) показать
разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра.
«Какой
вода
бывает?» Вода в жидком состоянии, намороженный лед,
картинки снежинок, сосулек,
дождя.
3. «Ходит капелька по кругу»
(Круговорот воды в природе) Дать детям первые
элементарные знания о
круговороте воды в природе. НОД Мисочки для воды,
план – схема «Круговорот
воды в природе», альбомы,
краски, кисти
4. «Узнаем, какая вода»-
опыты и эксперименты с водой Выявить свойства воды:
прозрачная, без запаха, без вкуса, растворитель. Опытно-
экспериментальная
деятельность. Наборы для
экспериментирования, лабораторная посуда.
3 Ноябрь 1. «Воздух вокруг нас,
свойства воздуха». Ветер –
движение воздуха. Дать представление о воздухе
как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. НОД (практическая) «Мыльные пузыри» Воздушные шарики,
стаканчики с мыльной водой
и соломинки.
2. «Прозрачный невидимка»-
опыты с воздухом. Познакомить детей с
некоторыми свойствами
воздуха. Опытно-
экспериментальная
деятельность. Полиэтиленовые пакеты,
трубочки для коктейля,
мыльные пузыри,воздушные шарики.
3. Чистый и загрязнённый
воздух. Дать детям элементарные
представления об источниках
загрязнения воздуха, о
значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых
правилах экологической
безопасности. Опытно-
экспериментальная
деятельность. Пылесос, картинки с
изображение автомобилей,
заводов с трубами.
Сказочный герой Карлсон.
4. Солнечная система.
Солнце – источник света и
тепла Дать первоначальные
представления о строении
Солнечной системы.
Познакомить детей с
«небесным светилом» -
солнцем.
Наблюдать за изменением
длины дня, связывать их с
положением солнца на небе. НОД:
«Солнце,
Земля и
другие
планеты» Карта солнечной системы,
глобус и лампа для
освещения шапочки с
изображением солнца, мел,
верёвка, бинокли
4 Декабрь 1. Роль света в жизни
растений, животных,
человека.
Сезонные изменения в
природе. Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.
Учить понимать причины
сезонных изменений в
природе Беседа в
живом
уголке
комнаты,
практические
занятия в
уголке
экспериментирования. Горшочки для посадки
растений
(для дальнейшего
наблюдения за ними во
тёмном местах)
2. «Космос. Вселенная.
Звёзды.». Уточнить и расширить
представления детей о
космосе, работе космонавтов,
подчеркнуть уникальность
планеты Земля. Беседа Иллюстрации с изображением Вселенной,
звёзд, фото космонавтов
3. Почва – верхний слой земли
– «Живая земля» Познакомить детей с понятием
«Живая земля». Познакомить с
составом Земли – почвой. практическое
занятие,
чтение.
4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений,
животных, человека. Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.
Рассказать о значении почвы
для жизни растений,
животных, человека. Практическое
занятие Образцы разных видов
почвы: торф, песок, глина,
земля, перегной.
Рассказ «Почва-
«живая земля»
5 Январь 1. Песок и глина. Закрепить знания о
минералах: песок, глина. Практическое
занятие в
уголке
экспериментирования. Глина, песок, часы
песочные, банка с водой,2-3
гвоздя, молоток, поднос для
лепки, фишки для
награждения
2. Камни. Развивать интерес к камням,
умение обследовать их и
называть свойства. Дать
представление о том, что
камни бывают разные:
(морские, речные, ценные
(мрамор, гранит,
драгоценные. Практическое
занятие в
лаборатории Наборы камней, лупы, кусок
дерева, гвозди, молоток.
Слайды изделий из гранита.
Загадки о камнях.
3. Разнообразие видов
растений. Развивать интерес к камням,
умение обследовать их и
называть свойства. Дать
представление о том, что
камни бывают разные:
(морские, речные, ценные
(мрамор, гранит,
драгоценные.
другим признакам. Обобщающая
беседа. Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим миром»
4. Части растений. Формировать представления
детей о том, что у растений
есть корень, стебель, листья,
цветы и какое значение они
имеют для растений. Обобщающая
беседа. Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром», гербарий растений
6 Февраль 1. Развитие растений.
Влияние света, тепла и воды
на жизнь растений. Формировать у детей
представления о том, что для растениям необходимы сразу
несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.
Проект «Огород на окне». Экспериментальное
занятие Растения теневыносливые и
светолюбивые.
Баночки с водой для посадки
растений в разных
световых условиях.
2. Комнатные растения. Обобщить представления
детей о комнатных растениях,
об уходе за ними, закрепить
знания об основных
потребностях комнатных
растений. Беседа по
вопросам
и
иллюстрациям. Иллюстрации комнатных
растений, растения, лейка с водой, тряпочки.
3. Понятие о дикорастущих и
культурных растениях.
Лекарственные и ядовитые
растения. Познакомить детей с
разновидностями растений.
Учить различать их в
природе. Игра –
путешествие в
страну
«Полезны
хи
вредных
растений» Иллюстрации
лекарственных и ядовитых
растений,
гербарий этих растений
4. Охрана растений.
Красная книга природы Познакомить детей с
охраняемыми растениями,
сформировать чувство
зелёного наряда планеты,
познакомить с различными
видами деятельности по
охране растений, вызвать
стремление к этой
деятельности. Беседа на
тему:
«Растения просят
помощи» Рисунки охраняемых
растений, Красная книга,
плакаты по охране природы,
репродукции художников -
пейзажистов И. И. Шишкина,
Ф. А. Васильева.
7 Март 1. Дикие и домашние
животные. Познакомить детей с
разнообразными видами
животных. Уточнить признаки
диких и домашних животных,
чем они отличаются друг от
друга. Рассматривание
иллюстраций
животных
разных
широт,
беседа по
содержани Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром»,
«Животные»
2. Рыбы. Расширять знания детей о разновидностях рыб
(аквариумные; пресноводные
– прудовые, речные; морские;
океанические). Рассматривание
иллюстраций о
рыбах,
беседа по
содержанию,
рисование
рыб. Иллюстрации с видами рыб
и мест их обитания,
аквариум с рыбами,
альбомы, цветные
карандаши
3. Земноводные. Познакомить детей с таким
классом животных, как
земноводные.
Их особенностями и средой
обитания. Рассматривание
иллюстраций о
земноводных,
беседа по
содержанию,
рисование
земноводных. Иллюстрации с видами земноводных
и мест их обитания,
альбомы, цветные
карандаши
4. Пресмыкающиеся Познакомить детей с таким классом животных, как
пресмыкающиеся.
Их особенностями и средой
обитания Рассматривание
иллюстраций о
пресмыкающихся,
беседа по
содержанию,
рисование
пресмыкающихся. Иллюстрации с видами пресмыкающихся
и мест их обитания,
альбомы, цветные
карандаши
8 Апрель 1. Насекомые. Учить детей сравнивать
насекомых по способу
передвижения, определять их
по издаваемым звукам и
правильно называть их. Экскурсия
по
территории детского
сада.
Наблюдения за
насекомыми,
рассматривание
картин с
изображением
насекомых. Наглядный материал
«Насекомые в картинках»,
сачки, коробочки – садки
для насекомых.
2. Птицы. Учить различать и
классифицировать птиц по
местам их обитания, по
повадкам. Экскурсия в лес, наблюдение за птицами Наглядный материал
«Птицы в картинках».
3. Звери. Учить группировать
животных по общим
признакам. Беседа Материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром»,
«Животные»
4. Животные разных
континентов. Красная книга
Природы. Научить детей осознавать
значение животных не только для человека, но и в природе.
Познакомить детей с Красной книгой.
Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей
природе, в том числе и
человека. НОД «Какая
птица, где
живёт»,
«Звери,
какие
они?» Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром»,
«Животные»
9 Май 1. Лес - как пример
сообщества. Дать детям первоначальные
сведения о лесе. Учить
различать по внешнему виду и
по другим признакам 5-7
деревьев. Более подробно
познакомить детей с
обитателями леса нашей
местности. НОД–
беседа с
использов
анием
иллюстра
ций с
видами
леса, его
обитателя Иллюстрации, вопросы к
детям, чтение
стихотворения» В лесу» И.
Белоусова
Заповеди правильного
поведения людей в лесу.
2. Лес и человек.
Охрана леса. Привить детям навыки
экологически грамотного
поведения во время
пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. Дидактическая игра:
«Угадай
правило»
3. Десять заповедей друзей
природы. Познакомить детей с десятью
заповедями поведения в
природе, понимать их
значение и применять эти правила в жизни по
отношению к объектам
природы.
4. Обобщение знаний Обобщение знаний,
полученных в процессе
обучения по предыдущим
блокам.
Закрепление и обобщение
правил экологически
грамотного поведения
человека в природе и в быту. Экологический вечер
развлечений:
«Земля
наш
общий
дом»
3. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы :
• столы, стулья;
• интерактивная доска;
• дидактические игры;
• природный уголок;
• мольберт;
• инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т. д.);
• природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.);
• дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т. д.).
4. Методическое обеспечение программы
В основу содержания данной программы легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Список литературы
1. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002 г.
2. С. Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003 г.
3. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005 г.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010 г.
5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
6. А. И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005 г.
7. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001 г.
8. Т. А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005 г.
9. Т. А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005 г.
10. Т. А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
11. Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г.
12. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г.