МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет) (4 фото)

Марина Моисеева
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет)
Фото «Умные картинки»
Дополнительная общеразвивающая программа  (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет) - фото
Фото №1 Дополнительная общеразвивающая программа срок реализации года возраст детей лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Умные картинки“ (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет)» размещена в разделах

Высокий уровень развития научно-технического прогресса представляет человеку, большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию.

В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Практически все исследования психологов, тема которых — анализ способов и условий развития мышления ребёнка, свидетельствуют : методическое руководство этими процессами не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой — формирование логических приёмов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнка — игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал.

Этой проблеме уделяли внимание А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, К. Распэ, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак.

Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования - процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – возможности применения мнемотехники для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - создание педагогических условий для развития логического мышления старших дошкольников с помощью новых технологий.

Гипотеза исследования - развитие логического мышления у старших дошкольников будет проходить более эффективно, если мы:

- создадим педагогические условия для внедрения в практику новых технологий;

- разработаем программу работы с дошкольниками с учётом психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы детей, посредством работы по мнемокартам.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста;

2. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста с точки зрения различных теорий;

3. Разработать программу для детей дошкольного возраста по развитию логического мышления;

4. Внедрить в практику ДОУ программу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя приём моделирования – мнемотехника;

5. Разработать рекомендации для родителей по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования явились принципиальные теоретические позиции, изложенные в трудах Л. С. Выготского (теория культурно-исторического происхождения высших психических функций, теория общности законов развития психических процессов у детей, развивающихся в норме и с нарушениями, А. Н. Леонтьева (деятельностная теория, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера (положение о специфике дошкольного возраста).

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение; диагностика познавательной сферы детей 6 лет; психолого-педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для систематической и последовательной работы по мнемотехнике был разработан календарно-тематический план:

СЕНТЯБРЬ:

1. Диагностика по изучению познавательной сферы детей 6 лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2. Расскажу я вам ребята (знакомство с волшебными картинками-помощниками)

3. Работа с тренировочными мнемокартами :

Мнемокарта № 1. Цыплёнок, № 2. Щенок, № 3. Ёлка

4. Дополнительные задания по мнемокартам

5. Дидактическая игра "Запомни и составь мнемодорожку"

6. Отгадывание мнемозагадок

ОКТЯБРЬ:

1. Работа с мнемотаблицей (Времена года, Окружающий мир, Мир профессий) :

Мнемокарта № 8. Осень, № 9. Молоко, № 15. Учитель

3. Дополнительные задания по мнемокартам

4. Дидактическая игра "Запомни и составь мнемодорожку"

5. Отгадывание мнемозагадок

НОЯБРЬ:

1. Работа с мнемотаблицей (Времена года, Окружающий мир, Мир профессий) :

Мнемокарта № 8. Осень, № 10. Хлеб, №16. Портниха

2. Дополнительные задания по мнемокартам

3. Отгадывание мнемозагадок

4. Дидактическая игра «Запомни и составь мнемодорожку»

5. Заучивание стихотворения «Ёж и ёлка»

6. Составление предложений об осени (мнемокарта № 8)

7. Заучивание пальчиковой гимнастики «Огород»

ДЕКАБРЬ:

1. Работа с мнемотаблицей (Времена года, Окружающий мир, Мир профессий) :

Мнемокарта № 5. Зима, № 12. Овца, № 13. Повар

2. Заучивание стихотворения Н. Н. Паловой «Зимние забавы»

3. Дополнительные задания по мнемокарте

ЯНВАРЬ:

1. Составление предложений о зиме.

2. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (учить использовать мнемодорожку)

3. Дидактическая игра «Придумай сказку сам» (мнемокарта № 5)

ФЕВРАЛЬ:

1. Отгадывание мнемозагадок

2. Заучивание скороговорки по мнемотаблице

3. Составление описательных рассказов по темам мнемокарт (№ 5)

МАРТ:

1. Работа с мнемотаблицей (Времена года, Мир профессий) :

Мнемокарта № 6. Весна, № 17. Строитель, № 18. Художник

2. Заучивание стихотворения Н. Н. Паловой «О весне» (вместе с родителями)

3. Дидактическая игра «Угадай-ка» (воспитатель выкладывает знакомые сюжеты мнемокарт, а дети узнают и воспроизводят мнемодорожки)

АПРЕЛЬ:

1. Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам.

2. Заучивание пальчиковой гимнастики «На дворе апрель, с крыши капает капель»

3. Работа с мнемотаблицей (Окружающий мир, Мир профессий) :

Мнемокарты № 11. Птица, № 14. Врач

4. Дополнительные задания по мнемокарте

5. Отгадывание мнемозагадок

МАЙ:

1. Работа с мнемотаблицей (Времена года) :

Мнемокарты № 7. Лето, № 4. Круглый год

2. Дополнительные задания по мнемокартам

3. Отгадывание мнемозагадок

4. Диагностика по изучению познавательной сферы детей 6 лет

5. Итоговое совместное с родителями мероприятие: «Мнемотехника-это здорово»

Думаем, что, чем раньше мы будем учить детей методу мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как логическое мышление является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Согласно образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 11 «Зорька» комбинированного вида предусмотрена система развивающей работы с детьми. В эксперименте принимают участие дети в возрасте 6 лет старшей группы детского сада № 11 «Зорька» под названием «Веселушки». Количество детей – 6, три мальчика и три девочки. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы: восприятие, память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, речь, воображение и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно

рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Именно поэтому была разработана программа «Умные картинки», целью которой является развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, образного и логического мышления, речи и причинно-следственных связей, используя элементы мнемотехники в работе с дошкольниками.

Задачи программы :

1) Формирование навыков самоконтроля, развитие произвольности;

2) Развитие речи, обогащение словаря;

3) Развитие эмоциональной сферы;

4) Расширение кругозора детей.

Программа является развивающей и предназначена для работы с детьми 3-7 лет, развивающимися в соответствии с возрастной нормой, так и имеющими общее недоразвитие речи, задержку психического развития.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для проведения развивающей работы были использованы следующие материалы:

18 листов с цветными картинками для запоминания (мнемокарты). Каждая мнемокарта представлена в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные картинки-карточки. Такая организация материала открывает широкие возможности для его использования, так как картинки могут служить основой для выполнения самых разных заданий и подходят как для групповой, так и для индивидуальной работы с детьми. Тематически мнемокарты делятся на три группы: «Окружающий мир»(мнемокарты 1-3, 9-13, «Времена года» (мнемокарты 4-8, «Мир профессий»(мнемокарты 14-18).

Первые 4 мнемокарты состоят из 4-х картинок и предназначены для тренировки, когда ребёнок знакомится с алгоритмом запоминания и правилами работы. Остальные карты включают в себя по 6 картинок. В набор также входят 2 пустые мнемотаблицы, расчерченные на 4 части и на 6 частей соответственно - по количеству картинок, представленных на мнемокарте, - на них ребёнок выкладывает картинки по образцу или по памяти.

Все картинки, размещённые на одной карте, связаны между собой по смыслу. К каждой мнемокарте прилагается стихотворный текст, который связывает картинки логически и может способствовать их лучшему запоминанию, а также закреплению полученных знаний.

Во всех случаях работа начинается с рассматривания картинок. Взрослый спрашивает детей и объясняет, что нарисовано, задаёт вопросы на понимание, затем предлагает детям заполнить, что изображено на мнемокартах, а в конце даёт дополнительное задание и загадывает мнемозагадки [16, с. 3-4].

При работе с данной экспериментальной группой были использованы следующие приемы по мнемотехники:

1) Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Общие задачи для мнемотаблиц :

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, в целое, умение систематизировать, классифицировать;

• Развитие логики

• Развитие наглядно-образного мышления

• Умение связно мыслить, составлять рассказы

• Тренировка памяти

• Развитие смекалки

Виды мнемотаблиц:

1. Развивающие (тренинг основных психических процессов);

2. Обучающие

Пример работы с развивающими мнемотаблицами.

Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается и дети воспроизводят ее по памяти. Работа может быть как индивидуальная, так и групповая.

Пример работы с обучающими мнемотаблицами.

Принцип работы с обучающей мнемотаблицей другой, так как они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

• Запоминание материала по лексическим темам

• Обучение рассказыванию

• Заучивание стихотворений, пословиц

• Обучение грамоте (запоминание букв, правил)

• Природоведение

• Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию)

2) «Картинка + слово» (работа с мнемокартами)

Основные задачи работы по мнемокартам – развитие ассоциаций, памяти, логического мышления

Пример работы с мнемокартами.

Детям показывается мнемокарта и предлагается ассоциация (одна мнемокарта – одна ассоциация, дается время для запоминания. После предъявления нескольких мнемокарт (рекомендуется начинать с двух) возвращаемся к первой и предлагаем детям вспомнить, что на ней «зашифровано».

Алгоритм и примеры работы с мнемотаблицами и мнемокартами представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Новизна метода моделирования - мнемотехники состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

Использование мнемотехники на занятиях показало положительную динамику. После года обучения в экспериментальной группе по результатам итоговой диагностики мы видим, что дети научились:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять план логического высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, воображения, наглядно-образного и логического мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал посредством мнемокарт, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, умению зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие когнитивные процессы, как память, внимание, речь, воображение, логическое мышление, что положительно сказывается на результативности развивающей работы.

Использование наглядного моделирования в системе дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басов, А. В. Развитие логического мышления детей / А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Гринго, 2010. - 240 с.

2. Большова,Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. - СПб. : 2011. - 71 с.

3. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М. : Издательский центр Академия, 2011. – 496 с.

4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : 2012. - 114 с.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во Лабиринт, 2011. - 352 c.

6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Изд-во Союз, 2011. – 223 с.

7. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. – С. 62 – 68.

8. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. - С. 6.

9. Давышова, Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т. Г. Давышова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 1. - С. 16.

10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М. : Просвещение, 2011. – 127 с.

11. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано / В. А. Козаренко. – М., 2012. – 85 с.

12. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Минск: Университетское, 2010. – 316 с.

13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2012. - 18 с.

14. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. - 2011. - №4. – С. 102 -115.

15. Опаричева, О. А. Развитие элементов логического мышления посредством игры / О. А. Опаричева [Электронный ресурс] : Череповец, 2013. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: https://www.bukvasha.ru.

16. Павлова, Н. Н. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М. : Генезис, 2012. – 44 с.

17. Павлова, Н. Н. Экспресс – диагностика в детском саду. Старшая группа / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М. : Генезис, 2011. – 44 с.

18. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. – М. : Проспект, 2010. – 63 с.

19. Стуликова, М. С. Развиваем логическое мышление / М. С. Стуликова. – М. : Мой мир, 2012. – 256 с.

20. Смышляева, Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. Н. Смышляева, Е. Ю. Корчуганова // Логопед. – 2011. – № 1. – С. 7-12.

21. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Головнева Н. Я. – СПб. : Дельта, 2011. – 47 с.

22. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. - №10. - С. 16 -21.

23. Узорова, О. В. 1000 упражнений для подготовки к школе / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Планета детства, 2012. – 96 с.

24. Успенская, Т. Г. Уроки развития мышления и воображения / Т. Г. Успенская. – М. : Росмэн, 2014. – 112 с.

25. Фесюкова, Л. Б. От трёх до семи / Л. Б. Фесюкова. – СПб. : Кристалл, 2010. – 143 с.

26. Фроловская, М. Н. Основные вопросы педагогики / М. Н. Фроловская. – Барнаул: АлтГУ, 2013. – 59 с.

27. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей / Л. В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 77 с.

28. Шалаева, Г. П. Ребёнок в возрасте 5 лет. Тесты на развитие / Г. П. шалаева. – М. : слово, 2010. – 64 с.

29. Шарохина, В. Л. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы / В. Л. Шарохина. – М. : Национальный книжный центр, 2011. – 136 с.

30. Широких, Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Т. Д. Широких // Ребёнок в детском саду. - 2012. - № 2. - С. 59 - 62.

31. Ярошевский, М. Г. История психологии: от античности до середины XX века: Учебное пособие для ВУЗов / М. Г. Ярошевский. – М. : Издательский центр Академия, 2010. – 416 с.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Буратино» театральной студии «Мамонтенок» Пояснительная записка Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется иг-рать игрушками. Мальчики играют в машинки,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению «Кубань — мой край родной» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Загадочный мир оригами» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет) «Ловкие ладошки» Пояснительная записка Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное.

Дополнительная общеразвивающая программа «Изоискусство» для детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа реализуется в МБДОУ №21 «Светлячок» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет)
Опубликовано: 3 мая 2016 в 20:41
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» (срок реализации — 3 года, возраст детей 5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД