Галина Кравченко
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению «Кубань — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство
социального развития и семейной политики
Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГКУ СО КК Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая
«___» ___ 2015 года «___» ___ 2015 года
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по кубановедению „Кубань — мой край родной“» размещена в разделах
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
по кубановедению
«Кубань – мой край родной»
Разработчики: воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации Кравченко Г. Д.
Краснодар
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кубань моя, за всё спасибо
За хлеб и соль, за силу трав.
Живя с тобой, я так счастлива
И кто поверит, будет прав.
С. Донченко
«Кубановедение» - это знание о своей ближней (малой) родине - от слов «ведать». «Знать» свою родную Кубань - ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.
Маленькие кубанцы - это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества. Формирование в детской душе этого “чувства малой родины”, которому способствует изучение традиций, быта, воинской славы казаков их походов, сражений, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина, помочь воспитанникам ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины.
Программа «Кубань - мой край родной» направлена на ознакомление детей с особенностями природы Краснодарского края, с историческим развитием своей малой родины, с поэтами, композиторами и художниками, выдающимися деятелями науки, медицины, с хозяйственной деятельностью жителей родного края. Во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы является хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи обогащают чувственный, эмоциональный опыт детей.
Изучение национальной культуры, ее сохранение и развитие - залог духовной связи поколений, нравственного возрождения народа. Изучение истории казачества - одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся. В богатейшей истории нашей родины история казачества, пожалуй, одна из самых интересных и менее изученных сюжетов.
У всех народов есть свое прошлое и настоящее. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Изучая историю родного края и станицы, дети расширяют свой кругозор, который помогает им по - новому взглянуть на окружающий мир.
Актуальность данной образовательной программы заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре и к жителям края.
Цель программы - воспитание любви к малой родине, бережного отношения к ее природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов ее литературы, музыки и других видов искусства.
Задачи программы :
Образовательные :
• ознакомление детей со своеобразием истории, культуры, природы родного края;
• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами и видами труда;
• ознакомление с основными видами декоративно-прикладного творчества кубанского казачества, приобщение воспитанников к кубанским казачьим праздникам, обрядам и знаменательным датам;
Воспитательные:
• воспитание в детях чувства патриотизма, быть активными гражданами Кубани;
• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
• воспитание аккуратности и дисциплинированности;
Развивающие:
• развитие экологическое мышления, формирования экологической грамотности;
• развитие эмоциональной сферы ребёнка;
• Развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
При обучении используются методы:
• практические методы: экскурсии, встречи с ветеранами;
• словесные методы: объяснения, чтения, описания, анализ, словесная оценка;
• методы наглядного воздействия: показ иллюстраций, плакатов, просмотр видео фильмов, выставки предметов народного творчества.
Занятия проводятся в форме рассказа, беседы, экскурсии, демонстрации иллюстраций из книг и образов творческих работ, предметов быта кубанских казаков, презентаций.
Ожидаемые результаты:
• знание истории, культуры, природы родного края;
• умение рассказывать о своей малой Родине;
• знаком с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами и видами труда;
• знаком с основными видами декоративно-прикладного творчества кубанского казачества, с кубанскими казачьими праздниками, обрядами и знаменательными датами.
Методика и технология реализации:
Программа состоит из 12 занятий. Общий объем занятий – 12 академических часов.
Категория обучаемых: несовершеннолетние подростки в возрасте 7-12 лет.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в группе по 5-7 человек, для всех видов практических занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 минут.
Форма проведения: групповая.
Данная форма организации позволяет объединить детей с различными навыками в одну группу, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т. е. на протяжении всего цикла проведения нет повторяющихся занятий.
Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей в ходе реализации программы.
Занятия проводятся в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки при необходимости.
Состав исполнителей: социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально оборудованная комната для проведения занятий.
Мониторинг эффективности работы: осуществляется на всех этапах реализации программы.
Диагностические критерии оценки знаний проводятся в форме анкетирования на начало и конец реализации программы.
По истечении срока реализации программы дети должны знать :
• символику Краснодарского края;
• даты важнейших событий в истории края, города.
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
• достопримечательности родного города;
• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края;
• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани;
• исполнять гимн Краснодарского края; правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани;
• стремиться быть высоконравственным, неравнодушным гражданином своей Родины.
Технические средства обучения
• использование мультимедийного оборудования
• ноутбук
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое занятие: «Мы живем на Кубани»
Прививать детям интерес к истории родного края; расширять представления о многообразии природы, о труде людей края; воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, ремёслам, любознательность, любовь к родному краю.
2. Теоретическое занятие: «Символика Кубани»
Познакомить с символикой Кубани : флагом, гербом, гимном; воспитание любви к родному краю, Родине, воспитание чувства патриотизма.
3. Теоретическое занятие: «Православие на Кубани»
Формирование представлений о культурно - историческом наследии Кубани, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Раскрыть роль и значение православия для казачества.
4. Теоретическое занятие: «Лейся песня над Кубанью»
Знакомство с творчеством композиторов родного края Г. Ф. Пономаренко, В. Г. Захарченко. Развитие интереса к их произведениям.
5. Теоретическое занятие: «Равнодушие»
Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека. Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие»; учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды. Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.
6. Теоретическое занятие: «Особенности труда и быта жителей родного края»
Познакомить детей с особенностями труда жителей родного края; расширить словарный запас; воспитывать уважение к труженикам родного края, любовь и гордость к Кубанской земле, к родному городу.
7. Теоретическое занятие: «Отчизны верные сыны. Защитники земли кубанской».
Воспитывать гражданскую позицию и патриотизм; познакомить учащихся с историей семьи Степановых; воспитывать чувство гордости за героев своей страны, своего края.
8. Теоретическое занятие: «Краснодарская улица Красная»
познакомить детей с достопримечательностями улицы Красной, города Краснодара.
9. Теоретическое занятие: «Просветители земли кубанской»
Познакомить детей с выдающимися историческими, научными, культурными деятелями Кубани. Гордиться их именами. Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
10. Теоретическое занятие: «Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края»
Познакомить детей с различными способами описания красоты природы родного края; с произведениями художников, писателей, воспевающих красоту земли Кубанской.
11. Теоретическое занятие: «Красная книга Краснодарского края»
Познакомить детей с названиями некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края, об исчезающих животных и растениях своего района.
12. Заключительное занятие: «Викторина по кубановедению»
Анализ знаний детей в форме тестирования по истории, культуре, природе родного края; укладе жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами и видами труда;
с кубанскими казачьими праздниками, обрядами и знаменательными датами.
Список используемой литературы
Основная литература
1. «Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс», автор-составитель Еременко Е. Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.
2. «Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс», автор-составитель Еременко Е. Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.
3. Мирук М. В., Еременко Е. Н., Науменко Т. А., ПаскевичН. Я. Кубановедение. Учебник для 3-4 кл. 2-е изд.
Дополнительная литература
1. Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006 /. Составители Казарян К. П., Бурлаченко Т. Л.
2. Животный мир Кубани. Учебное наглядное пособие. Авторы-составители Терская И. А., Криштопа А. Н.
3. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Составитель И. П. Лотышев. – 2-е изд., испр. и доп., 2009.
4. Голиков В. И. Фауна Кубани : видовой состав и экология. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 192 с.
5. Плотников Г. К., Стрельников В. В., Островских С. В., Пашков А. Н., Жукова Т. И., Пескова Т. Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 208 с.