Елена Ильс
Дополнительная общеразвивающая программа «Изоискусство» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа реализуется в МБДОУ №21 «Светлячок» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими дошкольное учреждение по индивидуальной заявке родителей (законных представителей).
Основной контингент: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Изоискусство“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В основе программы курса Изоискусство лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.
Занятия проводятся: с детьми 5-6 лет - 3 раза в неделю, длительность занятия 25мин (+10 мин); с детьми 6-7 лет - 1 раз в неделю, длительность занятия 30 мин (+10 мин).
Раздел 1: Основная характеристика программы :
1.1. Направленность: художественная.
1.2. Актуальность: Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Педагогическая целесообразность: В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощенно работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Значение занятий изобразительной деятельностью заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, чувств, оценки художественных образов.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятие по рисованию доставляет радость детям, создает положительный настрой.
1.3. Цель, задачи и методы программы :
Целью программы является развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.
Задачи:
1. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства
2. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
3. Формировать умение оценивать созданные изображения.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
5. Развивать творческие способности и художественные навыки детей;
6. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Для воспитания и развития навыков творческой работы воспитанников, программой предусмотрены следующие основные методы:
1) объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
2) репродуктивных (работа по образцам);
3) частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
4) творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
5) исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы :
2.1. Условия для реализации данной программы :
• Занятия проводятся в изостудии;
• Отбор и наличие материала;
• Социально-эмоциональные условия (создание у ребенка чувства внешней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний);
• Интеллектуальные условия (создаются путем решения творческих задач);
• Мастерство и профессионализм педагога.
2.2. Этапы реализации программы :
• подготовительный этап;
• диагностика (обследование художественно-эстетических навыков)
• этап планирования работы
• этап реализации
• оценка и контроль (отслеживание динамики в обучении).
2.3. Методы и приемы, используемые для реализации программы :
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме.
Основной метод обучения – игровой.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т. е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.
Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования, нравственного, духовного, эстетического воспитания детей.
2.4. Учебный план (таблица №1)
Учебный план
Таблица №1
Направление образовательной деятельности по ДОПр
Продолжительность
занятий по ДОПр
Старший дошкольный возраст
с 5-х до 7-ти лет
неделя Год Общее кол-во часов
Художественное 25 мин (10 мин) 3 занятия 108 занятий 45
30 мин (10 мин) 1 занятие 36 занятий 18
2.5. Календарный учебный график (таблица 2)
Таблица №2
Содержание Возрастные группы
Группа старшего дошкольного возраста
от 5 до 6 лет
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе: 01 сентября 2015г - 30 мая 2016г
36 недель
1 полугодие 18 недель 2 дня
2 полугодие 19 недель 3 дня
Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в том числе: 75 мин.
в 1-ю половину дня 00 мин.
в 2-ую половину дня 75мин.
Праздничные дни 4 ноября 2015г, 01-12 января 2016г, 23 февраля, 08 марта, 02,09 мая.
Содержание Возрастные группы
Подготовительная группа
от 6 до 7лет
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе: 01 сентября 2015г - 30 мая 2016г
36 недель
1 полугодие 18 недель 2 дня
2 полугодие 19 недель 3 дня
Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в том числе: 30 мин.
в 1-ю половину дня 00 мин.
в 2-ую половину дня 30 мин.
Праздничные дни 4 ноября 2015г, 01-12 января 2016г, 23 февраля, 08 марта, 02,09 мая.
2.6. Расписание занятий
Таблица №3
Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Группа старшего дошкольного возраста
5 - 6 лет
25 мин
Подготовительная группа 6 - 7 лет
30 мин
2.7. Диагностический инструментарий
Критерии определения уровня освоения программы.
А — умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;
В — способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
С — рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
Карта определения уровня освоения программы.
Ф. И. воспитанника Уровни освоения программы
А В С
Итого:
Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу 2 раза в год.
1-й раз — на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений.
В случае если ни один из уровней А, В, С не выявлен, кружочек не ставится.
2-й раз — на конец учебного года (май).
Раздел 3. Программное содержание первого года обучения (5 – 6 лет)
Цель: Развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы.
Основные задачи:
- помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
- донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;
- научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией, передавать настроение, состояние;
Предполагаемый результат первого учебного года:
- учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;
- научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать;
- смогут понимать, о чем говорит искусство.
Раздел 4. Программное содержание второго года обучения (6 – 7 лет)
Цель: Научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
- помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни;
- развить воображение и образное мышление, наблюдательность и вни-мательность;
- совершенствовать владение художественными инструментами и материалами;
- познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства;
Предполагаемый результат второго учебного года:
- дети откроют для себя всё богатство и разнообразие проявлений труда художника в окружающей жизни;
- включатся в круг художественной жизни через создание собственных оригинальных произведений;
- узнают что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.
Как итог реализации программы ежегодно планируется проводить выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы воспитанников будут принимать участие в городских и окружных конкурсах. Дети и их родители сравнят работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баймашова В. А. 33 занятия по рисованию в детском саду. – М. : Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2013
2. Давыдова Г. Н. Рисуем транспорт. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
3. Дубровская Н. В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Коваленко З. Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
5. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5 – 6 лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие) : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.