Бухменова Анастасия
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральные ступени» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Цель программы: Развитие коммуникативно - творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с различными видами театра;
• создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
• совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
• побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения;
• закреплять представление об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования;
• формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
• формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
• обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Развивающие:
• развивать простейшие образно-выразительные умения, способность имитировать характерные движения сказочных животных;
• развить интерес к театральной игровой деятельности;
• развивать речь детей: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
• развивать желание выступать перед родителями, сверстниками, сотрудниками детского сада;
• развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус;
• развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.
Условия реализации программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 - лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Организационная форма: индивидуально-групповая. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25 минут.
Условия для проведения занятий:
1. Занятия проходят в групповой комнате.
2. Подбор материала, инструментов, костюмов, различных видов театров и др. для театрализованной деятельности детей.
3. Систематизация художественного материала: стихи, загадки, пословицы, иллюстрации, альбомы с целью активизации детей.
4. Изготовление картотеки игр для драматизации, артикуляционных и пальчиковых гимнастик.
Методы работы:
В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.
- Наглядный: рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ.
- Словесный: объяснение, указание, использование х/слова, рассказ, пояснение.
- Практический: игры-драматизации, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, проигрывание различных видов театра, индивидуальный подход с учётом возрастных особенностей, просмотр альбомов, иллюстраций.
- Игровой: сюрпризный момент, игровая ситуация, пальчиковые, артикуляционные и подвижные игры.
Формы работы: беседа, индивидуальная работа, игровые упражнения, этюды, игры - драматизации, сюжетно-ролевая игра.
Форма реализации итоговых мероприятий: показ театрализованного представления.
Форма организации детей: коллективная и индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения дети:
- Знают и называют различные виды театров, театрального оборудование;
- Передают мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
- Умеют оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;
- Используют необходимые актерские навыки: свободно взаимодействуют с партнером, в предлагаемых обстоятельствах, импровизируют, сосредоточивают внимание, развита память;
- Желают выступать перед родителями, сверстниками, сотрудниками детского сада.
У них развиты:
- Развиты простейшие образно-выразительные умения, способность имитировать характерные движения сказочных животных;
- Развит интерес к театральной игровой деятельности;
- Развита речь: обогащен словарь, сформированы умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов, усовершенствованна звуковая культура речи, интонационный строй, диалогическая речь;
- Развит эстетический вкус и творческая самостоятельность.
Взаимодействие с родителями
Для продуктивной работы кружка и с целью вовлечения родителей в интересы детей обязательно нужно взаимодействовать с ними.
Формы и методы взаимодействия:
1. Родительские собрания в начале года (вводное – рассказ о работе кружка) и в конце года – подведение итогов о работе кружка;
2. Анкетирование "Нужен ли кружок по театральной деятельности В ДОУ";
3. Памятка "Как организовать театр дома?";
4. Папки-передвижки: "Сказка в жизни ребенка", "Театрализованная деятельность дошкольников";
5. Консультации: "Организация театрально-игровой деятельности в домашних условиях", "Чем занять ребенка дома";
6. Фотовыставки: "Театральная семья";
7. Привлечение родителей к помощи в сборе и изготовлении костюмов, масок и различных атрибутов.
Учебный план
Период проведениЯ: Сентябрь-май
Количество детей: 13
Периодичность занятий: вторник
Количество занятий в неделю:1
Количество занятий в год: 33
Структура программы
Вводная часть:
Цель: Установить контакт с детьми, настроить на совместную работу.
Основные виды работы: Чтение сказок, рассказов, стихов, просмотр спектаклей, беседу по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.
Продуктивная часть:
Цель: Развитие творческих способностей, уверенности, раскрепощенности, памяти, речи.
Основные виды работы: Художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей, элементы театрализованной деятельности (сказкотерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, сказок, небольших рассказов,игры на развитие воображение, внимание, памяти, восприятия, мышление.
Завершающая часть:
Цель: Получение знаний, положительных эмоций ребенком.
Основные виды работы: Театрализованные игры, викторины, театрализованная деятельность
Тематический план
№ Период проведения Тема занятия
1 Сентябрь Знакомство с понятием "Театр", виды театров
2 Знакомство с театральными профессиями
3 "Правила поведения в театре"
4 Октябрь Сюжетно-ролевая игра "Мы пришли в театр"
5 Знакомство с видами театров для детей
6 Психогимнастика "Разные лица"
7 Знакомство с пальчиковым театром
8 Ноябрь Показ пальчикового театра "Соломенный бычок"
9 Знакомство с кукольным театром
10 Подготовка к показу кукольного театра "Колобок"
11 Декабрь Показ кукольного театра "Колобок"
12 Знакомство с настольным театром
13 Подготовка к показу настольного театра "Волк и семеро козлят"
14 Показ настольного театра "Волк и семеро козлят"
15 "Мимика, пантомима, жесты"
16 Январь "Техника речи"
17 Знакомство с понятием "Ролевый диалог"
18 Чтение р. н. сказки "Три медведя" (распределение ролей)
19 Февраль Подготовка к показу сказки "Три медведя", работа над речью
20 Репетиция сказки "Три медведя"
21 Инсценировка сказки "Три медведя"
22 Чтение сказки "Три поросенка", распределение ролей
23 Март Подготовка к показу сказки "Три медведя", работа над речью
24 Репетиция сказки "Три поросенка"
25 Инсценировка сказки "Три поросенка"
26 Ритмопластика
27 Игровые упражнения "Пойми меня", "Измени голос"
28 Апрель Игровые упражнения
29 Викторина "Знатоки театра"
30 Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом", распределение ролей
31 Подготовка к показу сказки "Под грибом", работа над речью
32 Май Репетиция сказки "Под грибом"
33 Инсценировка сказки "Под грибом
Перспективный план
№ Месяц Тема Программное содержание Содержание занятия
1 Сентябрь Знакомство с понятием "Театр", виды театров
-Познакомить с понятием "Театр";
-Дать представление о театре;
-Расширять знание о театре, как виде искусства;
-Развивать память, внимание, мышление;
-Воспитывать интерес и эмоционально-положительное отношение к театру, повышать художественную и творческую активность.
Беседа, просмотр картинок, фотографий, видеоролика, презентации.
2 Знакомство с театральными профессиями
- Формировать представление о театральных профессиях;
- Активизировать интерес к театральному искусству;
- Развивать речевую активность;
-Воспитывать интерес и уважение к работникам театра.
Беседа, просмотр презентации.
3 "Правила поведения в театре"
- Познакомить с правилами поведения в театре;
- Развивать умение общаться по правилам, использовать в речи вежливые слова, пополнять словарь;
- Воспитывать интерес и желание посещать театр.
Беседа, просмотр презентации.
4 Октябрь Сюжетно-ролевая игра "Мы пришли в театр"
- Совершенствовать знание о правилах поведения в театре;
- Вызвать интерес и желание играть в театральных постановках;
- Развивать познавательный интерес, речь, воспитанность, тактичность.
-Воспитывать любовь к искусству, дружеские взаимоотношения.
Беседа, проведение сюжетно-ролевой игры.
5 Знакомство с видами театров для детей
- Познакомить с различными видами театров;
- Развивать умение называть и различать различные виды театров;
- Воспитывать любовь к театру.
Беседа, показ презентации, некоторых видов театра (по выбору воспитателя)
6 Психогимнастика
- Стимулировать детей к показу названных героев, эмоций;
- Способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я»;
- Развивать воображение, преодоление двигательной неловкости.
Психогимнастика "Разные лица"
7 Знакомство с пальчиковым театром
- Продолжать знакомить с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности;
- развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, интерес к различной театральной деятельности.
- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Беседа, просмотр презентации, пальчикового театра по выбору воспитателя
8 Ноябрь Показ пальчикового театра "Соломенный бычок"
-Совершенствовать коммуникативные способностей в процессе пальчикового театра;
- Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
- Воспитывать любовь к театральной деятельности.
Показ сказки, беседа
9 Знакомство с кукольным театром
- Знакомить с кукольным театром, навыками владения этим видом театральной деятельности;
- Развивать познавательный интерес;
- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Беседа, просмотр презентации, кукольного театра по выбору воспитателя
10 Подготовка к показу кукольного театра "Колобок"
- Формировать умение понимать эмоциональное состояние героев;
- Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, интерес к различной театральной деятельности
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Работа над речью (текстом, выразительностью, умением показывать кукольные представления
11 Декабрь Показ кукольного театра "Колобок"
-Совершенствовать коммуникативные способностей в процессе кукольного театра;
- Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
- Воспитывать любовь к театральной деятельности.
Показ сказки, беседа
12 Знакомство с настольным театром
- Знакомить с настольным театром;
- Развивать внимание, память, познавательный интерес;
- Воспитывать любовь к театру.
Беседа, просмотр презентации, настольного театра по выбору воспитателя
13 Подготовка к показу настольного театра "Волк и семеро козлят"
- Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты);
- Развивать умение понимать эмоциональное состояние героев;
- Воспитывать чувство уверенности в себе
Работа над речью (текстом, выразительностью, умением показывать настольный театр
14 Показ настольного театра "Волк и семеро козлят"
- Развивать творческие способности посредствам настольного театра;, связную речь, умение разыгрывать простейшие сказки.
Показ сказки, беседа
15 "Мимика, пантомима, жесты"
- Содействуем формированию сценической раскрепощённости, побуждение детей экспериментировать со своей внешностью;
- Развивать воображение, умение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние, умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
- Воспитывать чувства удовлетворения от проделанной работы, самоконтроль, самооценка.
Творческое задание "Превращение", артикуляционные и пальчиковые гимнастики, игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики.
16 Январь "Техника речи"
- Совершенствовать артикуляционный аппарат, умение строить диалоги;
- Развивать речевое дыхание правильную артикуляцию, дикцию;
- Воспитывать терпение и выдержку.
Артикуляционные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, чистоговорки, скороговорки
17 Знакомство с понятием "Ролевый диалог"
- Дать понятие "Ролевый диалог";
- Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;
- Совершенствовать связную речь, расширять образный строй речи;
- Воспитывать уверенность в себе.
Беседа, игры: "Остановимся-познакомимся", Игры с телефоном", "Говорю-слушаю"
18 Чтение р. н. сказки "Три медведя"
- Вспомнить сказку;
- Развивать координацию движений;
- Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.
Чтение сказки, обсуждение, распределение ролей
19 Февраль Подготовка к показу сказки "Три медведя",
- Развивать интерес к театральной деятельности;
- Прививать гуманные чувства по отношению к своему дому, к труду;
- Воспитывать в детях добрые отношения к своим близким, желание помочь им.
Работа над текстом и речью
20 Репетиция сказки "Три медведя"
- Совершенствовать навыки владения умением изобразить героя;
- Развивать навыки театрального искусства, воображения, творческих способностей;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах
21 Инсценировка сказки "Три медведя"
- Создать положительный эмоциональный настрой;
- Развивать умение эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, творческие способности;
- Воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Показ инсценировки
22 Чтение сказки "Три поросенка",
- Вспомнить сказку;
- Развивать внимание, усидчивость;
- Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Чтение сказки, обсуждение, распределение ролей
23 Март Подготовка к показу сказки "Три медведя", работа над речью
- Развивать интерес к театральной деятельности;
- Прививать гуманные чувства по отношению к своему дому, к труду;
- Воспитывать в детях добрые отношения к своим близким, желание помочь им.
Работа над текстом и речью
24 Репетиция сказки "Три поросенка"
- Работа над артистичностью, мимикой, движениями, выразительностью;
- Развивать творческие способности;
- Воспитывать желание выступать на сцене.
Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах
25 Инсценировка сказки "Три поросенка"
- Формировать умение воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении;
- Развивать эстетический вкус;
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Показ инсценировки
26 Ритмопластика
- Совершенствовать знание о жестах и их применении;
- Развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность, умение равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. Игры: "Не ошибись", "Заводная кукла"
27 Апрель Игровые упражнения "Пойми меня", "Измени голос"
- Совершенствовать внимания, наблюдательности, воображения;
- Развитие пантомимических навыков.
Проведение игр
28 Игровые упражнения
- Совершенствовать внимания, наблюдательности, воображения;
- Развитие пантомимических навыков.
Проведение игр
29 Викторина "Знатоки театра»
- Пробуждать интерес детей к посещению театров и к творческой театральной деятельности;
- Активизировать словарный запас;
- Развивать логику и мышление
- Закрепить правила поведения в театре.
Проведение викторины
30 Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"
- Вспомнить сказку;
- Развивать умение внимательно слушать сказку, воображение, память;
-Воспитывать любовь к чтению.
Чтение сказки, беседа по прочитанному, распределение ролей.
31 Подготовка к показу сказки "Под грибом", работа над речью
- Развивать умение понимать эмоциональное состояние героев;
- Воспитывать чувство уверенности в себе
Работа над артистичностью, мимикой, движениями, выразительностью.
32 Май Репетиция сказки "Под грибом"
- Развивать навыки театрального искусства, воображения, творческих способностей;
- Воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Репетиция инсценировки, отработка мизансцен с детьми в костюмах
33 Инсценировка сказки "Под грибом
- Развивать умения выступать на сцене перед зрителями;
- Воспитывать артистические качества
Показ инсценировки
Диагностика полученных знаний, умений, навыков на конец года:
Диагностика проводится на основе творческих заданий.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки показа различных видов театра.
Высокий уровень – 3 балла: показывает и импровизирует с при показе различных видов театра.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки полученные ранее в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками при показе различных видов театра.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками показа различных видов театра, может применять их в свободной творческой деятельности.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками показа различных видов театров, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Список используемой литературы:
1. А. В. Щеткин Театрализованная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010
2. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. : Просвещение, 1991
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2006 – 2010
4. Е. А. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. Методические рекомендации. М. : Сфера,2009
5. И. М. Петрова «Театр на столе» - Детство – пресс, 2006г Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей)
6. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. «Театрализованные игры в детском саду» Издательство ВИРО, 2000
7. М. Д. Маханёва Театрализованные занятия в детском саду. - М. :ТЦ «Сфера», 2001
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса, 2003
9 Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» - М; 2009г.
Интернет источники:
1. https://dou24.ru/249/images/17-18/str_ped/racheva/kartoteka_teatral_igr_dlya_detey_4- 7_let.pdf
2. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/teatralizovannyie-igryi-v-starshey-gruppe.html
3. https://multiurok.ru/files/osobennosti-teatralizovannoi-deiatelnosti-v-starsh.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/-teatralizovanaja-dejatelnost-v-starshei-grupe.html