Федорова Мария
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности изучение якутского языка «Чуораанчык»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЕ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА «Чуораанчык»
ДЕТСКОГО САДА № 37 «ЗВЕЗДОЧКА» - ФИЛИАЛА
АН ДОО «АЛМАЗИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
(2023-2024 уч. г.)
Разработчик:
Воспитатель Федорова М. Д.
г. Удачный
2023 г.
п/№ Содержание
Страницы
1 Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи реализации программы 4
1.3 Принципы и подходы к формированию программы 4
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности изучение якутского языка „Чуораанчык“» размещена в разделах
1.4 Значимые характеристики для реализации программы 4
1.5 Планируемые результаты освоения программы 5
2 Содержательный раздел 5
2.1 Формы и виды занятий 5
2.2 Перспективно-календарное планирование 6
2.3 Мониторинг возможных достижений воспитанников 8
3 Организационный раздел 8
3.1 Расписание занятий 8
3.2 Материально-техническое обеспечение 9
3.3 Программно-методическое обеспечение 9
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Воспитание духовной культуры – актуальное направление современной системы образования. Оно направленно на разностороннее развитие детей, создание условий, открывающих возможности для их позитивной социализации, личностного развития на основе изучения якутского языка.
Изучение русскоязычных детей якутскому языку – это не только филологические задачи, но и знакомство с бытом, традиционными занятиями, якутским народным календарем, фольклором, с национальными традициями. Обучение якутскому языку начиная с дошкольного возраста создает прекрасные возможности для детей других национальностей, проживающих в республике и посещающих русскоязычный детский сад участвовать в элементарном общении на якутском языке, воспринимать и понимать несложную информацию на якутском языке, выражать свои эмоции и чувства.
Актуальность.
С раннего детства необходимо воспитывать эмоционально положительное отношение к тем местам, где родился и живешь, учить видеть и понимать их красоту, уважать традиции и обычаи. Воспитание у детей уважительного отношения к жизни и культуре якутского народа, воспитание качеств, присущих якутскому народу : трудолюбие, доброта, гостеприимство, сочувствие, выносливость, гордости за свой родной край, поддержка эмоционального благополучия детей и их желания знать больше об обычаях родного края, актуально в нашей многонациональной республике.
Русскоязычные родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка РС (Я) их детьми, в частности, в условиях детского сада, в связи с этим, все более актуальной становится задача перед коллективом детского сада - создать и реализовать определенные условия для изучения и общения всех участников образовательных отношений на якутском языке.
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности изучение якутского языка «Чуораанчык» детского сада № 37 «Звездочка» - филиала АН ДОО «Алмазик» для детей 6-8 лет (далее программа) проводится за рамками основной образовательной программы детского сада № 37 «Звездочка» - филиала АН ДОО «Алмазик»; разработана на основе «Программы обучения разговорному языку в русскоязычных детских садах» В. М. Петрова, Е. М. Сергеева, Ю. И. Трофимова. Пособие для педагогов «Обучение разговорной якутской речи в русскоязычных дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) под ред. Ю. И. Трофимовой. Программа рассчитана для детей от 6-8 лет, срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся во 2 половине дня, формы проведения групповая, продолжительность занятия – 30 минут.
Учебный план.
Возраст Продолжительность занятий в минутах Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в уч. год
6-8 лет 30 2 8 72
1.2. Цели и задачи реализации программы : обучение русскоязычных детей пониманию и произношению определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену.
Задачи программы :
обучать произношению звуков и звукосочетаний в якутских словах;
развивать способность понимать и произносить элементарные повседневные фразы на якутском языке, навыки диалогической и монологической речи;
усваивать базовую лексику, грамматические навыки, обогащать активный и пассивный словарь;
формировать способность понимать и узнавать основное содержание несложной информации на якутском языке;
воспитывать интерес и уважение к культуре народа Саха
1.3. Принципы и подходы.
Принцип личностно – ориентированного общения : партнерство, соучастие и взаимодействие;
принцип последовательности: изучение материала от простого к сложному;
принцип наглядности и доступности;
принцип поддержки детской инициативы;
принцип интеграции;
принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
принцип сотрудничества с семьей.
1.4 Значимые характеристики для реализации программы.
Значимыми характеристиками для реализации программы являются :
восприятие якутской речи на слух
развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи;
развивается диалогическая и монологическая речь, связная речь;
совершенствуется звуковая сторона речи;
совершенствуется грамматический строй речи
развивается смысловая память, расширяется словарь;
развиваются способности обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание;
активное использование обобщающих существительных, синонимов, антонимов, прилагательных;
формируется культура речевого общения на якутском языке.
1.5. Планируемые результаты
Ребенок способен понимать речевые фразы на слух и произносить их за педагогом.
Ребенок запоминает слова и речевые фразы на якутском языке.
Ребенок употребляет в повседневном общении слова
Ребенок способен называть буквы якутского алфавита.
Ребенок способен считать до 10.
Ребенок способен задавать элементарные вопросы.
Ребенок способен строить простой диалог.
Ребенок способен рассказать о себе в 3-5 предложениях на якутском языке.
Ребенок способен рассказать четверостишие, спеть песню на якутском языке
Ребенок способен чувствовать красоту и выразительность якутского языка.
Ребенок способен воспринимать на слух поощрения педагога.
У ребенка сформирован интерес к дальнейшим элементарным знаниям о якутском языке.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды организации занятий:
Форма проведения – групповая.
Виды занятий:
Занятие – игра
Игра - путешествие
Структура занятий с воспитанниками
Части занятия Количество минут
Знакомство с новым материалом 5 минут
Усвоение нового материала 15 минут
Закрепление пройденного материала 10 минут
Итого: 30 минут
2.2 Перспективно – календарное планирование.
№ Дата Лексическая тема Программное содержание Примечание
Сентябрь (8)
1-2
04.09
06.09 Звукопроизношение Якутский алфавит, удвоенные согласные
Гласные, согласные, дифтонги 2 занятия
3-4 11.09
13.09
18.09 Давайте знакомиться Здравствуйте! До свидания! Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Это кто? Это что? 3 занятия
20.09
25.09
27.09 Счет Счет до 10 3 занятия
Октябрь (9)
3 02.10
04.10
09.10
11.10
16.10 Это я Это что? Это голова, волосы, уши. Это лицо, глазки, нос, рот, зубы. Это руки, ноги Это я. 5 занятий
18.10
23.10
25.10
Учим цвета Основные цвета (красный, желтый, черный, белый, синий, зеленый)
3 занятия
30.10 Повторение 1 занятие
Ноябрь (8)
4 01.11
08.11
13.11 Я и моя семья
Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, мальчик, девочка. Это мама, это папа. Маму зовут…папу зовут….Сергей – мой брат 3 занятия
5 15.11
20.11
22.11
27.11
29.11 Это игрушка Машина, кукла, игрушка, мячик, пирамидка, кубик, самолет, матрешка
Бери, дай, отнеси, отдай 5 занятий
Декабрь(8)
6 04.12
06.12
11.12
13.12
18.12
Моя комната Комната, окно, стол, стул, Есть, нет, чистый, светлый. Это моя комната. Комната чистая, светлая. Окно большое. Это стол, это стул. 5 занятий
20.12
25.12
27.12 Праздники Заучивание стихотворения на Новый год 3 занятия
Январь (7)
7 10.01
15.01 Мой дом Дом, диван, шкаф, зеркало, холодильник, телевизор, ковер, кухня, зал, спальня, садись, положи, бери, проходи. 2 занятия
17.01 Мебель Повторение 1 занятие
22.01
24.01
29.01 Квартира Это дом. Это мой дом. Это спальня. Это зал. Зал большой и просторный. Кухня маленькая. 3 занятия
31.01 Повторение 1 занятие
Февраль (8)
9
05.02
07.02
12.02
14.02
19.02 Мой детский сад Воспитатель, играть, кушать, спать, принести, тебя, хорошо.
Это мой детский сад. В садике много детей. Я в садике играю, кушаю, сплю. Воспитателя зовут …. 5 занятий
21.02 Повторение 1 занятие
26.02
28.02 Праздники Заучивание стихотворения ко дню международного женского дня 2 занятия
Март (8)
10 04.03
06.03
11.03
13.03
18.03 Я и дети Повторение всех слов пройденных тем ребенок, дети, поет, танцует, ты, он, она. Это дети. Это Лена. Меня зовут …Лена поет, а я танцую. Он играет. 5 занятий
12 20.03
25.03
27.03 Я и мои друзья Меня зовут …а друга зовут…Он хорошо поет и танцует. Я его друг. Он мой друг 3 занятия
Апрель (8)
13 01.04
03.04
08.04
10.04 Скоро в школу Ознакомление с лексическим словарем (школа, учитель, классы, директор, доска, парта) 4 занятия
14 15.04
17.04
22.04
24.04 Я и мир вокруг Социальная адаптация ребенка к окружающему миру ( лексический словарь: магазины, продавец, продукты, фрукты, овощи; аэропорт, фабрика, карьер) 4 занятия
Май (8)
15 06.05
08.05
13.05 Праздник Ысыах Формирование способности называть действия (ысыах, осуохай, обряд, одежда) 3 занятия
15.05
20.05
22.05 Праздники Заучивание стихотворения, песни к празднику 3 занятия
27.05
29.05 Задания для повторения 2 занятия
2.3. Мониторинг возможных достижений воспитанников
Критерии/индикаторы Способность усваивать звуки и произносить слова Способность понимать обращенную речь, умение вести диалог Способность рассказать о себе, спеть песню, прочесть стихотворение на якутском языке
Стадия поддержки взрослого
1
С помощью взрослого произносит звуки и слова Ребенок не понимает обращенную к нему речь, с помощью взрослого произносит фразы За взрослым повторяет отрывки стихотворения, с помощью взрослого может рассказать о себе.
Стадия
самостоятельности
2 Правильно или при небольшой помощи взрослого произносит звуки и слова Ребенок может задать вопрос своим товарищам, взрослым Самостоятельно рассказывает о себе в 2-3 фразах, рассказывает небольшие отрывки стихотворения.
Стадия
инициативности и творчества
3
Свободно произносит в речи слова и фразы на якутском языке Ребенок способен сам вести небольшой диалог, задавать вопросы сверстникам и взрослым Проявляет инициативу при чтении стихов на якутском языке, в желании рассказать о себе
Карта индивидуального развития ребенка
Ф. И. ребенка Способность усваивать звуки и произносить слова Способность понимать обращенную речь, умение вести диалог Способность рассказать о себе, спеть песню, прочесть стихотворение на якутском языке
3. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
1 вторник 19.00-19.30
2 среда 19.00-19.30
3.2. Материально-техническое обеспечение программы :
Мольберт
Столы, стулья
Интерактивный стол
Демонстрационный материал:
Настольная игра «Лото», «Разрезные картинки», «Пазлы», «Якутская утварь»,
папки-передвижки, картины
3.3. Программно-методическое обеспечение :
1. Авторская Мини-программа «Якутия мой край родной». Автор Михайлова О. С.
2. Ознакомление дошкольников с Якутией. Книга для воспитателя. Д. Г. Ефимова, В. К. Аржакова, Т. И. Ушакова. Министерство образования Республики Саха (Якутия)г. Якутск.
3. Уклад жизни народа Саха. Иллюстрированный словарь. И. Г. Федоров, П. К. Васильев, 2012 г.
4. Народное искусство Якутии. М. В. Хабарова, 1981 г.
5. Якутский язык в картинках. И. И. Каратаев, Т. И. Каратаева. Якутск, Айар 2022
6. Животные Якутии. Г. С. Угаров, Л. Г. Михалева, А. Ф. Абрамов, М. Г. Попова. Якутск, 2009 г.
7. Декоративные растения Якутии. Краткий справочник. г. Якутск, 2010.
8. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. / Г. М. Блинова. М. : ТЦ «Сфера», 2009.
9. «Программы обучения разговорному языку в русскоязычных детских садах»» В. М. Петрова, Е. М. Сергеева, Ю. И. Трофимова.
10. Пособие для педагогов «Обучение разговорной якутской речи в русскоязычных дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) под ред. Ю. И. Трофимовой
11. Электронные ресурсы.
12. Прописи.