Лидия Деркач
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «ДСКВ №49», для детей 4-5 лет. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 статья 75 п. 5, Статья 35 ч. 1 п. 7.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г. № 1008);
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук - это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
Возраст воспитанников: 4-5 лет (средний дошкольный возраст)
Срок освоения программы : 5 месяцев (с января месяца)
Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего дошкольного возраста в различных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
- Формировать пространственное восприятие, пространственное представление.
- Развивать и совершенствовать графические умения и навыки.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие, слуховую память, внимание.
-Развивать логическое мышление, познавательный интерес, художественное творчество.
-Учить соблюдать элементарные гигиенические правила при письме : правильная
посадка при работе с тетрадью, положение листа, кисти руки, ручки.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
Основные направления работы по подготовке руки к письму :
- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые кинезиологические упражнения, игры с мелкими предметами.
- Графические упражнения: обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями; дорисовывание и копирование рисунков; раскрашивание картинок, соблюдение правил раскрашивания; штриховка.
- Лексические упражнения по развитию речи.
- Упражнения на развитие логического мышления.
- Работа с ножницами- вырезывание фигур разной формы.
- Работа с пластилином – пластилинография.
Условия реализации программы :
1. Систематическое проведение занятий
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей. (Приветствуется помощь со стороны родителей в приобретении детьми элементарных графических навыков).
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный момент.
2. Для активизации пальцев рук ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук.
3. Показ педагогом на доске, как нужно выполнять задание, сопровождая показ подробным объяснением. Самостоятельное воспроизведение детьми образца пальцем на столе или в воздухе.
4. Зрительные или слуховые графические диктанты (в чередовании, графические упражнения.
5. Динамические паузы. Расслабляющие упражнения для глаз.
6. Занимательные упражнения по развитию логического мышления или лексические упражнения.
7. Подведение итога занятия.
Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринуждённую обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному, эстетическому воспитанию.
Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.
Работа с родителями:
1. Беседы, консультации.
2. Выставки творческих работ.
3. Выполнение небольших творческих заданий родителями с детьми.
Планируемый результат освоения программы :
К концу года дети должны знать и уметь
- Знать гигиенические правила письма,
- Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
- Знать правильное расположение тетради и карандаша при письме.
- Уметь правильно держать карандаш.
- Обводить фигуры по точкам, проводить безотрывные линии.
- Знать правила штриховки.
- Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
- Знать правила работы с тетрадью.
- Уметь ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клеточку.
- Знать правила работы с ножницами
- Уметь правильно держать ножницы и работать с ними, уметь самостоятельно вырезывать простые элементы, фигуры.
- Знать способы выполнения пальчиковой гимнастики.
- Уметь работать с пластилином: мозаичная, контурная пластилинография, изображать предметы с помощью шариков и жгутиков из пластилина.
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является комплекс умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Диагностика по программе проводится два раза : входная диагностика в середине учебного года, итоговая диагностика в конце учебного года. Входная диагностика (декабрь) проводится с целью выявить ведущую руку ребенка, определить уровень развития мелкой моторики пальцев рук в начале обучения. Диагностика проводится по тестам М. М. Безруких (приложение 1). Итоговая диагностика (май) проводится с целью выявления качества и степени дифференцированных движений пальцев рук и возможности действий с предметами в конце обучения. Диагностика проводится по пособию С. Е. Большаковой «Формирование мелкой моторики рук» (приложение 2). Подведение итогов реализации программы «Умные пальчики» осуществляется в форме открытого занятия для родителей с демонстрацией достижений ребенка.
Перспектива на будущее: продолжить работу с детьми по подготовке руки к письму и развитию мелкой моторики, в старшей и подготовительной группе. Разработать и составить программу для детей 5-7 лет.
Список литературы:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. // Дошкольное воспитание. 2003.
2. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму. СПб., 2004.
3. Нижегородцева Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001
4. Нищева Н. В. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2005.
5. Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша. М., 2009г.
6. Узорова О., Нефёдова Е. Научись и нарисуй. ООО Издательство АСТ. 2008.14.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками, развиваем речь. – Лань, Санкт-Петербург, 199