Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей «ДоМиСолька»

Валерия Валерьевна Семенова
Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей «ДоМиСолька»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»

Дополнительная общеразвивающая программа

Музыкального развития детей «ДоМиСолька»

Направленность программы : художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации программы : 1 год

Составитель программы :

В. В. Семенова

музыкальный руководитель

2022г.

Пояснительная записка.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей „ДоМиСолька“» размещена в разделах

Прогрессивные системы музыкального обучения последних лет показывают необходимость всё новых поисков, новых подходов к музыкальному воспитанию и развитию ребёнка.

Данная программа предполагает работу с группой детей. В процессе занятий у детей развивается способность к восприятию звуков различной высоты, формируется чувство ритма, способность к различению динамических оттенков и тембровой окраски звуков, развивается интерес к музыке, певческие навыки, дети приобщаются к игре на детских музыкальных инструментах, у детей развиваются навыки восприятия музыки, двигательные навыки, у них формируется эстетический вкус.

Направленность программы – социально-педагогическая. Предлагаемая программа предназначена для дошкольников 4-7 лет.

Актуальность программы. Музыка в центрах образования изучается не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать музыкантом - исполнителем; главное, – для того, чтобы научить детей эмоционально откликаться на музыку, максимально развить их музыкально - сенсорные способности, сформировать у них эстетический вкус и тем самым научить детей любить и понимать музыку.

Новизна программы. Предмет музыка, конечно же, является очень трудным для ребёнка. Но сам ребёнок ни в коем случае не должен об этом догадываться! Помочь преодолеть трудности – задача педагога. И именно он, во-первых, объективно оценит уровень способности каждого ребёнка и будет оценивать в дальнейшем его успехи, принимая во внимание его возможности. Во-вторых, даст ребёнку почувствовать себя маленьким музыкантом. Каждое занятие для детей, как праздник: тут и песни, и игры, и пляски, и музицирование, и даже театрализованная деятельность.

Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивое желание к музыкальной деятельности, педагогическими действиями побуждать их к творчеству.

2. Развивать способности в различных видах музыкальной деятельности, обращая особое внимание на эмоционально - образное постижение музыкального искусства.

3. Совершенствовать умения и навыки, полученные в быту, на других занятиях, дома и др.

4. Способствовать формированию музыкально - ансамблевых умений, используя детские музыкальные инструменты.

5. Дать углублённое понятие о музыке, приобщая детей к различным видам деятельности.

При решении этих задач следует учитывать индивидуальные особенности личности детей, а так же психологические свойства личности:

- общую активность, эмоциональность, особенности характера;

- удовлетворённость от музыки музыкальной деятельности;

- музыкально - ассоциативное воображение;

- потребность в музыкальном выражении.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся 4-7.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю группой детей, продолжительность занятия 25 минут.

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной образовательной деятельности с учетом учебного плана:

«ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»

-развитие способности эмоционально воспринимать музыку;

-знакомство с музыкальными произведениями, творчеством композиторов, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культуры слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального слуха.

«ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА»

-развитие эмоциональной отзывчивости на характер песен;

-формирование у детей певческих умений и навыков;

-формирование навыка коллективного и индивидуального пения;

-развитие ладотонального, звуковысотного, метроритмического слуха.

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства;

-передавать в движении характер музыки;

-развитие пространственных и временных ориентировок;

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

-развитие художественно-творческих способностей;

-воспитывать коммуникативные качества, развивать художественное воображение.

«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»

- знакомство с детскими музыкальными инструментами;

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых, коммуникативных качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

«ТВОРЧЕСТВО» (песенное, музыкально-игровое).

- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно постав ленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах.

На учебный предмет по музыкальному воспитанию детей 4-7 лет отводится

28 часов с октября по апрель (из расчета 1 час в неделю).

Количество часов в год – 28.

Учебно-тематический план

№ Содержание программы Всего часов Теория Практика

1 Вводные занятия 1 1 -

2 Восприятие музыки 3 1 2

3 Музыкально-ритмические упражнения 8 - 8

4 Элементарное музицирование 4 1 3

5 Вокально-хоровая работа 10 - 10

6 Заключительное занятие 2 - 2

Итого: 28 3 25

Содержание программы :

Обучение на занятиях проводится преимущественно в игровой форме с использованием всех традиционных видов музыкальной деятельности : восприятие музыки, пение, музицирование на детских музыкальных инструментах, музыкально - игровое творчество, музыка и движение с преимущественным использованием музыкально-двигательных пауз, музыкальных игр и творческих этюдов.

Восприятие музыки :

Задачи:

Развивать у детей эмоциональный отклик на музыку разного (контрастного) характера. Развивать у детей устойчивый интерес к музыке, обращая внимание

на музыкальные жанры произведений (не называя их, средства музыкальной выразительности, форму произведения. Развивать у детей музыкально - сенсорные способности.

Репертуар по восприятию музыки :

1- «Грустно - весело» муз. Л. В. Бетховена.

2- «Дождик» муз. А. Лядова.

3- «Грустный дождик» муз. Д. Кабалевского.

4- «Болезнь куклы» муз. П. Чайковского.

5- «Новая кукла» муз. П. Чайковского.

6- «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского.

7- «Марш деревянных солдатиков» муз. П. Чайковского.

8- «Сказочка» муз. С. Майкапара.

9- «Лошадка» муз. М. Раухвергера.

10- «Труба и барабан» муз. Д. Кабалевского.

11- «Музыкальная шкатулка» муз. С. Майкапара.

12 - «Слон» муз. К. Сен-Санса.

13 - «Куры и петухи» муз. К. Сен-Cанса.

14- «Весной» муз. Э. Грига.

15- «Кукушка в чаще леса» муз. К. Сен-Санса.

16- «Плакса» муз. Д. Кабалевского.

17- «Злюка» муз. Д. Кабалевского.

18- «Упрямый братишка» муз. Д. Кабалевского.

19 -«Клоуны» муз. Д. Кабалевского.

20- «Колыбельная» муз. В. Агафонникова.

Муз. дид. игры: «Эхо»,

«Птицы и птенчики»,

«Мышка и мишка»,

«Тихие – громкие звоночки»,

«Угадай, на чём играю»,

«Повтори ритм»,

«Догадайся, кто зовёт?»

«Качели»,

«Лесенка».

Певческая деятельность:

Задачи:

Формировать у детей певческие навыки (звукообразование, дыхание, дикция) и хоровые навыки (ансамбль, строй). Учить детей петь дружно, вместе начинать и заканчивать песни, подстраиваясь к голосу взрослого, к аккомпанементу и к другим детям. Учить детей петь естественным звуком, без крика и напряжения, хорошо раскрывая рот. Расширять диапазон детского голоса.

При пении (подборе репертуара) обращать внимание на разнообразное содержание песен, их воспитательную функцию. Большое место в певческой деятельности уделять упражнениям, направленным на развитие детского голоса и слуха. Разнообразить детский репертуар, включением в него народных песен, песен детских современных композиторов, популярных детских песенок.

Репертуар по развитию певческих навыков :

1- «Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой

2- «Слова на ладошках» муз. Макшанцевой.

3- «Где же наши ручки» муз. Е. Ломовой.

4- «Кошечка» муз. В. Витлина.

5- «Петушок» РНП

6- «Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского.

7- «Вот какие листики» муз. С. Насауленко.

8- «Зима пришла» муз. Л. Олифировой.

9- «Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко

10- «Огородная - хороводная»» муз. А. Филиппенко

11- «Наш дом» муз. Т. Тютюнниковой.

12- «Мы запели песенку» муз. А. Филиппенко.

13- «Музыканты» муз. Г. Вихаревой.

14 - «Все мы музыканты» муз. Е. Тиличеевой.

15- «Берёзка» муз. А. Филиппенко.

16- «Весёлые гуси» РНМ.

Музицирование на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Дать детям сведения о детских музыкальных инструментах (бубенцы, бубен, маракас, коробочка, колокольчик, металлофон, свистульки, треугольник, румба, ложки, копытца, колокольцы, приёмам игры на них. Учить детей играть в ансамбле, слушая друг друга и по одному. Учить детей слышать и отмечать игрой на детских музыкальных инструментах метрическую пульсацию музыки, динамические оттенки, зависимость музыкального пульса от темпа.

Репертуар:

1- «Литовская полька» муз. Т. Попатенко.

2- «Полянка» РНМ.

3 - «Как у наших, у ворот» РНМ.

4 - «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова.

5- «Колокольчики звенят» муз. В. Моцарта.

6 -«Полька» муз. А. Жилинского.

7 - «Вальс - шутка» муз. Д. Шостаковича.

8- «Во саду ли, в огороде» РНМ.

9- «Музыканты» муз. Г. Вихаревой.

10 – «Все мы музыканты» муз. Е. Тиличеевой.

11- «Полечка» муз. Е. Гольцовой.

12 – «Полька» муз. И. Штрауса.

Музыка и движение (музыкально - игровая деятельность детей).

Задачи:

Учить детей реагировать на начало и окончание звучания музыки, на динамику, темп, регистр. Учить детей менять движения со сменой частей музыки. Развивать у детей умение различать настроение музыки и передавать его в движении. Формировать у детей умение легко и ритмично двигаться под музыку. Учить детей выполнять движения, соответствующие характеру музыки, тексту.

Репертуар музыкальных игр :

1- «Прятки»

2- «Мишка ходит в гости» муз. М. Раухвергера.

3- «Солнышко и дождик» муз. Е. Тиличеевой.

4- «Зайцы и медведь» муз. Е. Тиличеевой.

5- «Игра с бубном» муз. С. Сильванского.

6- «Зимние прятки» муз. И. Штрауса.

7- «На осеннем, на лугу» РНМ.

8- «Воробушки и автомобиль» РНМ

9- «Лошадки в конюшне» муз. М. Раухвергера.

10- «По лесной лужайке» муз. А. Филиппенко.

11- «Догадайся, кто зовёт?» сост. Н. Ветлугина.

12- «Дождик» муз. Т. Ломовой.

13- «Катись яичко» РНМ сост. И. Якушина.

14- «С чем будем играть?» сост. Т. Ломова.

15- «Узнай по голосу» сост. Н. Ветлугина.

16- «Игра с маракасами»

17 - «Мишку мы передаем» РНМ

18 - «Дудочка-дуда» муз.

19- «Самолеты» муз. В. Витлина

Детское музыкальное творчество.

Задачи:

Учить детей пропевать своё имя, отвечая на вопрос взрослого. Учить детей, используя различные звукоподражания, находить различные интонации (весёлые, грустные) : «Серый котик у ворот грустно (весело) песенку поёт» и т. д. Побуждать детей находить различные интонации, отвечая на музыкальный вопрос : «Кто там мёрзнет под сосной?», «Мишка, мишка, где ты был?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка,зайка, где бывал?», «Лизавета, здравствуй.» и т. д. Учить детей сочинять конец к песенке, используя различные звукоподражания, слоги: «Возле ёлочки стою, звонко песенку пою…», «Очень мамочку (бабушку) люблю, я ей весело (радостно, ласково) спою, «Снова осень к нам пришла…» и т. д.

Развивать у детей самостоятельность, инициативу в выборе танцевальных движений с игрушкой, для игрушки.

Формировать творческие проявления детей, передающих образы различных животных, учить комбинировать звуковысотные, динамические, ритмические и тембровые свойства музыки.

Учить детей придумывать небольшие остинатные фигуры, ритмический аккомпанемент, самостоятельно выбирать музыкальные инструменты в соответствии с музыкальным образом. Учить озвучиванию небольших стихотворений образного содержания.

Задачи музыкально - творческой деятельности решать во всех видах деятельности.

Формы проведения занятий:

• фронтальное занятие;

• тематическое занятие;

доминантное занятие,

• открытый урок.

Этапы музыкального развития детей.

Систематичность в обучении и музыкальном развитии дошкольников при групповом методе обучения – один из важных факторов успеха. Условно, в обучении можно выделить 3 этапа, каждый из которых длится 2-3 месяца (весь курс рассчитан на один учебный год).

1. Начальный этап – организационный.

Содержание работы по всем видам музыкальной деятельности на данном этапе направлено на развитие музыкальных способностей и их коррекцию.

Обучение и развитие музыкальных способностей происходит путём использования музыкально - дидактических игр, развивающих разные группы музыкально - сенсорных способностей, музыкальных игр, и музицирования на детских музыкальных инструментах. Параллельно, с развитием музыкальных способностей необходимо заниматься развитием вокально - хоровых навыков, расширением диапазона детского голоса, формировать правильные вокальные установки, используя «Забавное сольфеджио» авт. Кончаловский, «Доноткино» авт. Т. Тютюнникова.

В течение первых двух месяцев главная задача – формирование положительной эмоциональной установки на музыкальные занятия. Важно уметь гибко переключать деятельность детей, не переутомляя их обучением, большое место отводя играм со словом, музыкальным играм, музыкальным играм с пением, музыкальным этюдам и паузам.

2 этап – обучающий.

Определённый, пусть и небольшой уровень развития музыкальных способностей позволяет перейти к целенаправленной работе по формированию устойчивых навыков и умений. На этом этапе большое место отводится уже не только играм,

главным методом в работе становится детское исполнительство, выразительное исполнение детского репертуара (песен, музыкальных игр, оркестровых пьес, танцевальных движений). Детский репертуар существенно расширяется во всех видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности значительное место уделяется расширению детского диапазона, формированию вокальных и хоровых навыков. Дети знакомятся с элементами нотной грамоты (жестикуляцией показывают высоту и долготу музыкальных звуков). Формируются навыки игры на детских музыкальных инструментах.

3 этап - творческий.

Накопленный опыт общения с музыкой, определённый объём умений, навыков, знаний позволяет перейти к музыкальному творчеству : к песенному, музыкально- речевому, танцевальному, музыкально- игровому, импровизационному. Каждый из видов творчества требует осознанного отношения к специальному языку творческой деятельности. В процессе общения дети овладевают определённым объёмом знаний для выражения собственных мыслей, что позволяет им находить музыкальный ответ на музыкальный вопрос взрослого, дети учатся допевать песенку до конца, сочинять мелодии – подражающие интонациям речи человека, голосам птиц и животных, звукам природы.

В музыкально - игровом и танцевальном творчестве основное место уделено формированию «Словаря пантонимических и танцевальных движений», а в музицировании на детских музыкальных инструментах – модулированию элементов музыкального языка.

Материально-техническое оснащение

- Цифровое фортепиано;

- Музыкальный центр;

- Портативные колонки;

- Микрофоны;

- Детские музыкальные инструменты;

-Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски и т. д.)

-Концертные костюмы;

-Флеш-накопитель для фонограмм.

Список использованной литературы

1. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб. : изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС «2005.

2.«Праздники и развлечения в дошкольном учреждении».- М. «Мозаика – Синтез».2006

3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день СПб. Изд-во «Композитор» 2008

4. Зарецкая Н. В. «Танцы для детей дошкольного возраста» М. : «АЙРИС ПРЕСС» 2008

5. Л. Гераскина «Ожидание чуда» музыкальные занятия для детей мл. и ст. дошкольного возраста. Издательский дом «Воспитание дошкольника 2003 г. (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание»).

6. Журнал «Музыкальный руководитель» М. Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей «ДоМиСолька»
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 14:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей «ДоМиСолька»» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Валерьевна Семенова (УИ 1166942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД