Валерия Валерьевна Семенова
Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей «ДоМиСолька»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Дополнительная общеразвивающая программа
Музыкального развития детей «ДоМиСолька»
Направленность программы : художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации программы : 1 год
Составитель программы :
В. В. Семенова
музыкальный руководитель
2022г.
Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа музыкального развития детей „ДоМиСолька“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Прогрессивные системы музыкального обучения последних лет показывают необходимость всё новых поисков, новых подходов к музыкальному воспитанию и развитию ребёнка.
Данная программа предполагает работу с группой детей. В процессе занятий у детей развивается способность к восприятию звуков различной высоты, формируется чувство ритма, способность к различению динамических оттенков и тембровой окраски звуков, развивается интерес к музыке, певческие навыки, дети приобщаются к игре на детских музыкальных инструментах, у детей развиваются навыки восприятия музыки, двигательные навыки, у них формируется эстетический вкус.
Направленность программы – социально-педагогическая. Предлагаемая программа предназначена для дошкольников 4-7 лет.
Актуальность программы. Музыка в центрах образования изучается не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать музыкантом - исполнителем; главное, – для того, чтобы научить детей эмоционально откликаться на музыку, максимально развить их музыкально - сенсорные способности, сформировать у них эстетический вкус и тем самым научить детей любить и понимать музыку.
Новизна программы. Предмет музыка, конечно же, является очень трудным для ребёнка. Но сам ребёнок ни в коем случае не должен об этом догадываться! Помочь преодолеть трудности – задача педагога. И именно он, во-первых, объективно оценит уровень способности каждого ребёнка и будет оценивать в дальнейшем его успехи, принимая во внимание его возможности. Во-вторых, даст ребёнку почувствовать себя маленьким музыкантом. Каждое занятие для детей, как праздник: тут и песни, и игры, и пляски, и музицирование, и даже театрализованная деятельность.
Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивое желание к музыкальной деятельности, педагогическими действиями побуждать их к творчеству.
2. Развивать способности в различных видах музыкальной деятельности, обращая особое внимание на эмоционально - образное постижение музыкального искусства.
3. Совершенствовать умения и навыки, полученные в быту, на других занятиях, дома и др.
4. Способствовать формированию музыкально - ансамблевых умений, используя детские музыкальные инструменты.
5. Дать углублённое понятие о музыке, приобщая детей к различным видам деятельности.
При решении этих задач следует учитывать индивидуальные особенности личности детей, а так же психологические свойства личности:
- общую активность, эмоциональность, особенности характера;
- удовлетворённость от музыки музыкальной деятельности;
- музыкально - ассоциативное воображение;
- потребность в музыкальном выражении.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год. Возраст обучающихся 4-7.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю группой детей, продолжительность занятия 25 минут.
Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
«ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
-развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
-знакомство с музыкальными произведениями, творчеством композиторов, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культуры слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального слуха.
«ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА»
-развитие эмоциональной отзывчивости на характер песен;
-формирование у детей певческих умений и навыков;
-формирование навыка коллективного и индивидуального пения;
-развитие ладотонального, звуковысотного, метроритмического слуха.
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства;
-передавать в движении характер музыки;
-развитие пространственных и временных ориентировок;
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
-развитие художественно-творческих способностей;
-воспитывать коммуникативные качества, развивать художественное воображение.
«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
- знакомство с детскими музыкальными инструментами;
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
- становление и развитие волевых, коммуникативных качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
«ТВОРЧЕСТВО» (песенное, музыкально-игровое).
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно постав ленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах.
На учебный предмет по музыкальному воспитанию детей 4-7 лет отводится
28 часов с октября по апрель (из расчета 1 час в неделю).
Количество часов в год – 28.
Учебно-тематический план
№ Содержание программы Всего часов Теория Практика
1 Вводные занятия 1 1 -
2 Восприятие музыки 3 1 2
3 Музыкально-ритмические упражнения 8 - 8
4 Элементарное музицирование 4 1 3
5 Вокально-хоровая работа 10 - 10
6 Заключительное занятие 2 - 2
Итого: 28 3 25
Содержание программы :
Обучение на занятиях проводится преимущественно в игровой форме с использованием всех традиционных видов музыкальной деятельности : восприятие музыки, пение, музицирование на детских музыкальных инструментах, музыкально - игровое творчество, музыка и движение с преимущественным использованием музыкально-двигательных пауз, музыкальных игр и творческих этюдов.
Восприятие музыки :
Задачи:
Развивать у детей эмоциональный отклик на музыку разного (контрастного) характера. Развивать у детей устойчивый интерес к музыке, обращая внимание
на музыкальные жанры произведений (не называя их, средства музыкальной выразительности, форму произведения. Развивать у детей музыкально - сенсорные способности.
Репертуар по восприятию музыки :
1- «Грустно - весело» муз. Л. В. Бетховена.
2- «Дождик» муз. А. Лядова.
3- «Грустный дождик» муз. Д. Кабалевского.
4- «Болезнь куклы» муз. П. Чайковского.
5- «Новая кукла» муз. П. Чайковского.
6- «Игра в лошадки» муз. П. Чайковского.
7- «Марш деревянных солдатиков» муз. П. Чайковского.
8- «Сказочка» муз. С. Майкапара.
9- «Лошадка» муз. М. Раухвергера.
10- «Труба и барабан» муз. Д. Кабалевского.
11- «Музыкальная шкатулка» муз. С. Майкапара.
12 - «Слон» муз. К. Сен-Санса.
13 - «Куры и петухи» муз. К. Сен-Cанса.
14- «Весной» муз. Э. Грига.
15- «Кукушка в чаще леса» муз. К. Сен-Санса.
16- «Плакса» муз. Д. Кабалевского.
17- «Злюка» муз. Д. Кабалевского.
18- «Упрямый братишка» муз. Д. Кабалевского.
19 -«Клоуны» муз. Д. Кабалевского.
20- «Колыбельная» муз. В. Агафонникова.
Муз. дид. игры: «Эхо»,
«Птицы и птенчики»,
«Мышка и мишка»,
«Тихие – громкие звоночки»,
«Угадай, на чём играю»,
«Повтори ритм»,
«Догадайся, кто зовёт?»
«Качели»,
«Лесенка».
Певческая деятельность:
Задачи:
Формировать у детей певческие навыки (звукообразование, дыхание, дикция) и хоровые навыки (ансамбль, строй). Учить детей петь дружно, вместе начинать и заканчивать песни, подстраиваясь к голосу взрослого, к аккомпанементу и к другим детям. Учить детей петь естественным звуком, без крика и напряжения, хорошо раскрывая рот. Расширять диапазон детского голоса.
При пении (подборе репертуара) обращать внимание на разнообразное содержание песен, их воспитательную функцию. Большое место в певческой деятельности уделять упражнениям, направленным на развитие детского голоса и слуха. Разнообразить детский репертуар, включением в него народных песен, песен детских современных композиторов, популярных детских песенок.
Репертуар по развитию певческих навыков :
1- «Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой
2- «Слова на ладошках» муз. Макшанцевой.
3- «Где же наши ручки» муз. Е. Ломовой.
4- «Кошечка» муз. В. Витлина.
5- «Петушок» РНП
6- «Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского.
7- «Вот какие листики» муз. С. Насауленко.
8- «Зима пришла» муз. Л. Олифировой.
9- «Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко
10- «Огородная - хороводная»» муз. А. Филиппенко
11- «Наш дом» муз. Т. Тютюнниковой.
12- «Мы запели песенку» муз. А. Филиппенко.
13- «Музыканты» муз. Г. Вихаревой.
14 - «Все мы музыканты» муз. Е. Тиличеевой.
15- «Берёзка» муз. А. Филиппенко.
16- «Весёлые гуси» РНМ.
Музицирование на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
Дать детям сведения о детских музыкальных инструментах (бубенцы, бубен, маракас, коробочка, колокольчик, металлофон, свистульки, треугольник, румба, ложки, копытца, колокольцы, приёмам игры на них. Учить детей играть в ансамбле, слушая друг друга и по одному. Учить детей слышать и отмечать игрой на детских музыкальных инструментах метрическую пульсацию музыки, динамические оттенки, зависимость музыкального пульса от темпа.
Репертуар:
1- «Литовская полька» муз. Т. Попатенко.
2- «Полянка» РНМ.
3 - «Как у наших, у ворот» РНМ.
4 - «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова.
5- «Колокольчики звенят» муз. В. Моцарта.
6 -«Полька» муз. А. Жилинского.
7 - «Вальс - шутка» муз. Д. Шостаковича.
8- «Во саду ли, в огороде» РНМ.
9- «Музыканты» муз. Г. Вихаревой.
10 – «Все мы музыканты» муз. Е. Тиличеевой.
11- «Полечка» муз. Е. Гольцовой.
12 – «Полька» муз. И. Штрауса.
Музыка и движение (музыкально - игровая деятельность детей).
Задачи:
Учить детей реагировать на начало и окончание звучания музыки, на динамику, темп, регистр. Учить детей менять движения со сменой частей музыки. Развивать у детей умение различать настроение музыки и передавать его в движении. Формировать у детей умение легко и ритмично двигаться под музыку. Учить детей выполнять движения, соответствующие характеру музыки, тексту.
Репертуар музыкальных игр :
1- «Прятки»
2- «Мишка ходит в гости» муз. М. Раухвергера.
3- «Солнышко и дождик» муз. Е. Тиличеевой.
4- «Зайцы и медведь» муз. Е. Тиличеевой.
5- «Игра с бубном» муз. С. Сильванского.
6- «Зимние прятки» муз. И. Штрауса.
7- «На осеннем, на лугу» РНМ.
8- «Воробушки и автомобиль» РНМ
9- «Лошадки в конюшне» муз. М. Раухвергера.
10- «По лесной лужайке» муз. А. Филиппенко.
11- «Догадайся, кто зовёт?» сост. Н. Ветлугина.
12- «Дождик» муз. Т. Ломовой.
13- «Катись яичко» РНМ сост. И. Якушина.
14- «С чем будем играть?» сост. Т. Ломова.
15- «Узнай по голосу» сост. Н. Ветлугина.
16- «Игра с маракасами»
17 - «Мишку мы передаем» РНМ
18 - «Дудочка-дуда» муз.
19- «Самолеты» муз. В. Витлина
Детское музыкальное творчество.
Задачи:
Учить детей пропевать своё имя, отвечая на вопрос взрослого. Учить детей, используя различные звукоподражания, находить различные интонации (весёлые, грустные) : «Серый котик у ворот грустно (весело) песенку поёт» и т. д. Побуждать детей находить различные интонации, отвечая на музыкальный вопрос : «Кто там мёрзнет под сосной?», «Мишка, мишка, где ты был?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка,зайка, где бывал?», «Лизавета, здравствуй.» и т. д. Учить детей сочинять конец к песенке, используя различные звукоподражания, слоги: «Возле ёлочки стою, звонко песенку пою…», «Очень мамочку (бабушку) люблю, я ей весело (радостно, ласково) спою, «Снова осень к нам пришла…» и т. д.
Развивать у детей самостоятельность, инициативу в выборе танцевальных движений с игрушкой, для игрушки.
Формировать творческие проявления детей, передающих образы различных животных, учить комбинировать звуковысотные, динамические, ритмические и тембровые свойства музыки.
Учить детей придумывать небольшие остинатные фигуры, ритмический аккомпанемент, самостоятельно выбирать музыкальные инструменты в соответствии с музыкальным образом. Учить озвучиванию небольших стихотворений образного содержания.
Задачи музыкально - творческой деятельности решать во всех видах деятельности.
Формы проведения занятий:
• фронтальное занятие;
• тематическое занятие;
• доминантное занятие,
• открытый урок.
Этапы музыкального развития детей.
Систематичность в обучении и музыкальном развитии дошкольников при групповом методе обучения – один из важных факторов успеха. Условно, в обучении можно выделить 3 этапа, каждый из которых длится 2-3 месяца (весь курс рассчитан на один учебный год).
1. Начальный этап – организационный.
Содержание работы по всем видам музыкальной деятельности на данном этапе направлено на развитие музыкальных способностей и их коррекцию.
Обучение и развитие музыкальных способностей происходит путём использования музыкально - дидактических игр, развивающих разные группы музыкально - сенсорных способностей, музыкальных игр, и музицирования на детских музыкальных инструментах. Параллельно, с развитием музыкальных способностей необходимо заниматься развитием вокально - хоровых навыков, расширением диапазона детского голоса, формировать правильные вокальные установки, используя «Забавное сольфеджио» авт. Кончаловский, «Доноткино» авт. Т. Тютюнникова.
В течение первых двух месяцев главная задача – формирование положительной эмоциональной установки на музыкальные занятия. Важно уметь гибко переключать деятельность детей, не переутомляя их обучением, большое место отводя играм со словом, музыкальным играм, музыкальным играм с пением, музыкальным этюдам и паузам.
2 этап – обучающий.
Определённый, пусть и небольшой уровень развития музыкальных способностей позволяет перейти к целенаправленной работе по формированию устойчивых навыков и умений. На этом этапе большое место отводится уже не только играм,
главным методом в работе становится детское исполнительство, выразительное исполнение детского репертуара (песен, музыкальных игр, оркестровых пьес, танцевальных движений). Детский репертуар существенно расширяется во всех видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности значительное место уделяется расширению детского диапазона, формированию вокальных и хоровых навыков. Дети знакомятся с элементами нотной грамоты (жестикуляцией показывают высоту и долготу музыкальных звуков). Формируются навыки игры на детских музыкальных инструментах.
3 этап - творческий.
Накопленный опыт общения с музыкой, определённый объём умений, навыков, знаний позволяет перейти к музыкальному творчеству : к песенному, музыкально- речевому, танцевальному, музыкально- игровому, импровизационному. Каждый из видов творчества требует осознанного отношения к специальному языку творческой деятельности. В процессе общения дети овладевают определённым объёмом знаний для выражения собственных мыслей, что позволяет им находить музыкальный ответ на музыкальный вопрос взрослого, дети учатся допевать песенку до конца, сочинять мелодии – подражающие интонациям речи человека, голосам птиц и животных, звукам природы.
В музыкально - игровом и танцевальном творчестве основное место уделено формированию «Словаря пантонимических и танцевальных движений», а в музицировании на детских музыкальных инструментах – модулированию элементов музыкального языка.
Материально-техническое оснащение
- Цифровое фортепиано;
- Музыкальный центр;
- Портативные колонки;
- Микрофоны;
- Детские музыкальные инструменты;
-Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски и т. д.)
-Концертные костюмы;
-Флеш-накопитель для фонограмм.
Список использованной литературы
1. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб. : изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС «2005.
2.«Праздники и развлечения в дошкольном учреждении».- М. «Мозаика – Синтез».2006
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день СПб. Изд-во «Композитор» 2008
4. Зарецкая Н. В. «Танцы для детей дошкольного возраста» М. : «АЙРИС ПРЕСС» 2008
5. Л. Гераскина «Ожидание чуда» музыкальные занятия для детей мл. и ст. дошкольного возраста. Издательский дом «Воспитание дошкольника 2003 г. (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание»).
6. Журнал «Музыкальный руководитель» М. Издательский дом «Воспитание дошкольника»