Елена Михальчук
Дополнительная общеразвивающая программа «Мульткадрик» с детьми 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Актуальность программы.
В настоящее время особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в большинстве своем отличающиеся низкой эстетической и воспитательной ценностью, содержанием сцен насилия и жестокости. Каждый человек согласится, что велика разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе которой мысль, что зло не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Мульткадрик“ с детьми 3–5 лет» размещена в разделах
Правильное информационное воздействие медиасреды способно формировать душу и ум ребенка, воспитывать его вкусы и взгляды на мир, а ведь просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям.
Но при правильно организованном и дозированном просмотре мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
— показывают примеры поведения, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора.
Это подчеркивают Бурухина А. Ф., Гаваза Е. А., Лалетина А. Ф.
В практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л. И. Баженова, Г. Н. Козак, С. М. Эйзенштейн, М. И. Яновский, а также работ мультипликаторов (Ю. Б. Норштейн, И. П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
Кроме того, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Л. С. Выготский отмечал, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к искусству. И важную роль в развитии играет продуктивная деятельность. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих «развитие продуктивной деятельности» и «творчества» дошкольников.
Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам :
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Постановление от 04 июля 2014 года № 41;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726Р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
В статье 75 273-ФЗ сказано, что «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном …. совершенствовании, … а также на организацию их свободного времени. (Оно) … обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Цель программы - развитие творческих способностей детей в процессе создания мультипликационных фильмов.
Задачи Программы :
-знакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
-развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
-развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности;
-формировать художественные знания, умения и навыки;
-формировать интерес к деятельности, активно используя игру, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
-формировать навыки анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
-формировать основы изобразительной грамоты (лепки);
-привлекать детей к подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения;
-обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов;
-воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;
-воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Первый год обучения.
№ п/пТема занятия Количество часов
1 Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» 1
2 Мульт-студия. Правила поведения в мульт-студии. 3
3 Знакомство с оборудованием мульт-студии. 1
4 Плоскостная анимация 1
5 История на бумаге 2
6 Что такое декорации? Рисуем героев и декорации. 4
7 Мы уже аниматоры! 3
8 «Звук и голос в мультфильмах» 4
9 Мы - звукорежиссеры. (Монтаж - воспитатель) 4
10 Демонстрация мультфильма 4
11 История пластилиновой анимации 1
12 Выбор нового главного героя. Разработка сценария пластилинового мультфильма 2
13. Взаимодействие с родителями. Создание героев из пластилина. 2
14 Изготавливаем декорации. 3
15 Мои любимые мультфильмы. Выпуск газеты «Мульт-кадрик» 1
итого 36
. Второй год обучения
№ п/п Тема занятия Количество часов
1 Пластилиновая анимация. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Идея к новому мультфильму. 4
2 Герои и декорации к мультфильму. 9
3 Аниматоры! 2
4 Озвучивание 2
5 Мы – звукорежиссеры! (монтаж –воспитатель) 3
6 Демонстрация мультфильма 3
7 Комбинированная анимация (перекладная, пластилиновая) 2
8 Мы - звукорежиссеры! 2
9 «Звук и голос в мультфильмах» 4
10. Создание нового мультфильма. Муль-открытка ко дню Победы. 2
11 Анимация и аниматоры 1
12 Демонстрация мульт-открытки 2
Планируемые результаты освоения Программы
.Первый год обучения.
-Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном придумывании сюжета к мультфильму, обыгрывает его в театральной деятельности, игре.
- Ребенок учится договариваться, учитывая интересы и чувства других.
- Учится распределять роли, озвучивать героев.
-Знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
- Имеет представление:
- об истории возникновения и развитии мультипликации;
-о создании новых мультфильмов, используя разные техники (рисованные, пластилиновые, кукольные мультфильмы);
- о значении голоса и звука в мультфильмах.
Второй год обучения.
-Проявляет художественно-эстетический вкус, фантазию, логическое мышление и пространственное воображение.
-Применяет различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности.
-Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
-Умеет войти в образ, передать интонацией, мимикой, жестами характер героя.
-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
-Способен различать добро и зло, отличить фантастическое от реального примерять на себя разные роли.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (итоговый).
А также:
- игры;
- чтение художественной литературы;
- придумывание сюжетов к мультфильмам;
- беседы;
- рисование, лепка;
- конструирование;
- обыгрывание сюжетов.
Рекомендуемая литература:
1. Анофриков П. И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П. И. Ануфриков. - Новосибирск, 2011.
2. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.
3. Горичева В. С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектной деятельности дошкольников М. : Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.
5. С. В. Погодина «Веселый клоун». 32 творческих заданий для самых маленьких - М. : издательство «АЙРИС - пресс», 2011.- 32 с.
6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
7. Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова «Мультфильм руками детей» - Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1990г,
8. Д. В. Велинский «Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки» методическое пособие – Детская киностудия «Поиск»-Новосибирск, 2010 г,
9. Нелли Больгерт, Сергей Больгерт «Мультистудия пластилин» -Москва «Робинс», 2012 г
10. Интернет ресурсы:
-Электронная газета «Интерактивное образование» статья Л. Т. Якубенко (руководителя методического объединения воспитателей Калининского района г. Новосибирск) «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада», выпуск № 56, декабрь 2014
https://io.nios.ru/articles2/57/10/ispolzovanie-multiplikacionnyh-filmov-s-celyu-socializacii-detey-v-rabote
-Рабочая программа дополнительного образования на платной основе для детей 5-7 лет (кружок по художественно-эстетическому развитию) «Забавные мультяшки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 14 «Ручеек» г. Балашиха https://bal-ds14.edumsko.ru/activity/additional_groups/zabavnye_mul_tyashki/program
-Интернет- ресурс wikipedia.org
-Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми» (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/643088
-Проект пластилиновый мультфильм https://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m
-«Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей https://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
-Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет – портал «О детстве».)