Ирина Чекункова
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Радуга“» размещена в разделах
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальность данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему важно максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
1.2. Цель программы развитие художественно – творческих способностей детей 5-7 лет
1.3. Задачи программы
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
· Развивать мелкую моторику рук;
· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
· Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
· Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
· Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
1.4. Направленность программы
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
наш детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной. В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа «Радуга» на 2 года обучения.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
· «Тычок жесткой полусухой кистью.
· Рисование пальчиками.
· Рисование ладошкой.
· Оттиск поролоном.
· Оттиск смятой бумагой.
· Восковые мелки и акварель.
· Свеча и акварель.
· Монотипия предметная.
· Черно-белый граттаж.
· Цветной граттаж.
· Набрызг.
· Отпечатки листьев.
· Тиснение.
· Монотипия пейзажная.
· Оттиск печатания из овощей
1.5. Возрастные особенности детей 5-7 лет
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации дети осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) будут знать нетрадиционные техники: монотипия предметная; набрызг; рисование по сырому; рисование песком; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография). Будут уметь свободно экспериментировать с нетрадиционными художественными материалами : и инструментами, такими как: ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; простой карандаш; альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; простые карандаши; акварель художественная; гуашь художественная; соль; клей – карандаш; восковые мелки, свеча.
Дети подготовительной группы (6-7 лет) будут знать нетрадиционные техники: монотипия пейзажная; рисование мыльными пузырями; рисование зубной щеткой; расчесывание краски. Будут уметь свободно экспериментировать с нетрадиционными художественными материалами : и инструментами, такими как: ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; простой карандаш; альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; простые карандаши; акварель художественная; гуашь художественная; соль; клей – карандаш; восковые мелки, свеча; зубные щётки.
У детей будет сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности, культура творческой личности. У обучающихся будут развиты художественно-творческие способности; воображение, фантазия, мышление, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация, чувство композиции и колорита
2. Содержательный раздел
2.1 Организационно-методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на один год. Она охватывает: старшую и подготовительную к школе группу (5-7 лет)
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
2.2. Учебно-тематический план
Октябрь Золотая осень 1
Знакомство с искусством оригами 1
Разноцветная радуга 1
Лист клена 1
Ноябрь Разноцветные рыбки 1
Парусник 1
Зимний пейзаж 1
Воздушный змей 1
Декабрь Звездная фантазия 1
Разноцветная фантазия
Зима " Зимний лес" 1
Новогодняя елка 1
Январь Я слепил снеговика 1
Хочешь стать волшебником 1
Превращение ладошки
Февраль Открытка для папы 1
Военная тема (Оригами) 1
Коллективная работа 1
Плюшевый медвежонок 1
Март Гортензия в вазе 1
Подарок маме 1
Весенние цветы 1
Подснежник 1
Апрель Уж верба пушистая 1
Пасхальное яйцо 1
Про цыпленка, который умел дружить 1
Космическое путешествие 1
Май Салют над городом 1
Дома на улице презентация 1
Парад рисунков на любую тему 1
Одуванчики 1
Всего 32 часа
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, мебель для их хранения.
В качестве дидактического материала
1. Наглядные пособия.
2. Тематические образцы изделий.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
3.2. Применяемые средства, инструменты и расходные материалы
Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты, оборудование Материалы
• ластик;
• точилка для карандашей;
• ножницы;
• кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;
• палитра;
• емкости для воды;
• стека;
• предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
• рабочие столы;
• магнитная доска;
• муляжи и макеты для постановки натюрмортов; • простой карандаш;
• альбом для рисования;
• бумага для рисования акварелью;
• бумага для рисования гуашью;
• цветные карандаши;
• простые карандаши;
• акварель художественная;
• гуашь художественная;
• пластилин;
• цветная бумага;
• цветной картон;
• соль
• клей – карандаш;
• восковые мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктейльные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• зубные щётки;
3.3. Структура занятий
Структура занятий может варьироваться в зависимости от целей, задач, но включает в себя:
1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, мотивация;
2. Основная часть – объяснение нового материала, практическая – творческая деятельность детей под руководством педагога.
3. Заключительная часть – анализ детских работ (рассматривание и обсуждение рисунков).
Основные этапы работы:
1 этап
«Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап
«Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап
«Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
3.4. Формы организации занятий:
Занятия проводятся по подгруппам 8-10 человек.
4. Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Цель педагогического мониторинга: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.
Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
Принципы проведения мониторинга:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.
Название разделов диагностической таблицы:
Ф. И. ребенка
Интеллектуально-эстетическое развития ребенка
Знание видов нетрадиционного рисования
Уровень творческих способностей
Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования
Передача настроения в рисунке
Общий уровень
Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы
Показатели оцениваются с помощью баллов:
0 - несоответствие показателю (низкий).
1 – частичное соответствие показателю (средний).
2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).
Шкала уровней:
0-3-низкий уровень. (49-10%)
4-12-средний уровень. (79-50%)
13-18-высокий уровень. (80-100%)
1. Интеллектуально – эстетическое развитие.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами других видов искусств.
2. Знание вида нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.
3. Уровень творческих способностей (РТВ).
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.
• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.
4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.
5. Передача настроения в рисунке.
• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.