Ирина Абраменко
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Любовь к прекрасному»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чувство любви к Родине нужно заботливо
выращивать, прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности, стороне человек
похож на иссушенное растение перекати – поле»
Д. С. Лихачев
В началеXXI века значимость мира культуры, и литературы в том числе, резко возросла, особенно в России – без него невозможно построе-ние современного гуманного, демократического общества. Восстановление приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к другим ценно-стям свидетельствует о начавшейся духовной, мировоззренческой револю-ции, о повороте в мире культуры. Художественная литература через сло-во способна отражать не только то, что можно видеть, слышать, но и пе-реживания, чувства, стремления и т. д. Уподобляя сердце и душу художни-ка открытой книге, Шекспир писал:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Любовь к прекрасному“» размещена в разделах
Так пусть же книга говорит с тобой,
Пусть она безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой…
Возможно, в этих строках и выражается истинный смысл художе-ственного творчества : постижение внутренней жизни человека, формиро-вание навыков его социального поведения, духовных и нравственных взглядов и убеждений.
В современной педагогике широко распространен принцип интегриро-ванного обучения. Этот принцип обучения основной для данной програм-мы.
Взаимосвязь искусств существует независимо от нашего желания, а способность ребенка к освоению разных видов искусства – изначальна и да ему с рождения. Поэтому для интеграции важна художественная дея-тельность сама по себе. Взаимодействие и единство ребенка с националь-ными, экологическими и культурологическими процессами происходит естественно в реально существующей природной, социальной и культур-ной среде. Важной стороной программы является связь восприятия худо-жественного слова и практической деятельности, направленных на разви-тие у детей многостороннего образного восприятия и художественного во-ображения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Любовь к пре-красному» имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Любовь к прекрасному» основана на комплексном подходе к художе-ственно – эстетическому восприятию искусства обучающимися через ис-пользование литературных образов различных жанров и техники кви-линг.
Актуальность дополнительной общеобразовательной програм-мы «Любовь к прекрасному «определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития обучающихся, материально-технические условия для реализации кото-рого имеются только на базе нашего учреждения. Цель интегрирован-ных занятий, лежащих в основе программы, построенной на основе син-теза различных видов искусства -полихудожественное развитие ребенка. Механизм интеграции в программе - образ, создаваемый средствами разных видов искусств:
в литературе средство выразительности -слово (образные опре-деления, эпитеты, сравнения);
в продуктивной деятельности: в изобразительной рисунок (фор-ма, величина, цвет, в конструировании (форма, объём, пропорции, в аппликации (форма, цвет, композиция).
В результате подобного синтеза искусств происходит воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности, понимание искусства, фор-мирование художественного образа у детей.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реали-зации, дети знакомятся с лучшими образцами детской художественной литературы, учатся анализировать художественные произведения, среди литературных героев выделяют образцы для подражания. В практиче-ской творческой деятельности собственные яркие впечатления от вос-приятия и чтения художественных произведений реализуют в поделках в технике квиллинг. Таким образом, в программе художественная детская литературы является эффективным средством обучения. Среди основ-ных форм организации образовательной деятельности, предложенных в программе выделяются как традиционные (игры, чтение, заучивание, пересказ, театрализованная деятельность, так и нетрадиционные (путе-шествие «по реке времени», компьютерные презентации, презентации выставок обучающимися, придумывание загадок по технологии ТРИЗ и др.). Эти формы образовательной деятельности позволяют занятия сде-лать интересными, а их содержание разнообразным.
Отличительные особенности данной дополнительной общеоб-разовательной программы её практическая направленность в ней орга-нично сочетаются литературный материал и практическая работа по технику квиллинг. При составлении данной программы использовались методический и практический материал следующих программ :
Образовательная программа «Речевое развитие» ( автор: Федорова Н. И.) Целью данной программы являются развитие и совершенствование навыков слушания и говорения как видов речевой деятельности.
«Квиллинг. Шаг вперёд» ( авторы: Букина С., Букин М.) Цель: про-граммы: формирование умений и навыков детей и подростков в технике квиллинг.
ЦЕЛЬ дополнительной общеобразовательной программы : всесторон-нее художественно-эстетическое развитие детей в процессе восприятия дет-ской художественной литературы и овладения элементарными приемами техники квиллинга.
ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы
Обучающие:
1. Предоставить обучающимся возможность продолжить знакомство с лучшими образцами детской художественной литературы, её жанрами.
2. Продолжить работу по формированию у детей умений анализиро-вать детские художественные произведения и использовать их в игровой и театрализованной деятельности
3. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
4. Создавать оригинальные творческие композиции с изделиями, вы-полненными в технике квиллинга.
Развивающие:
1. Удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся в ху-дожественно-эстетическом развитии.
2. Формировать общую культуру обучающихся.
3. Формировать основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь и коммуникативные способности, а также мелкую мотори-ку рук и глазомер.
4. Развивать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения вы-ражать себя в доступных видах творчества;
Воспитательные:
1. Формировать первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического от-ношения к социальному миру и самому себе.
2. Способствовать воспитанию интереса к художественным ценно-стям отечественной культуры.
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать ма-териал, содержать в порядке рабочее место при выполнении работ в тех-нике квиллинга.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-18 лет. Состав группы – переменный: мальчики, девоч-ки, условия приема детей – принимаются все желающие обучающихся.
Сроки реализации программы- 1 год обучения -144 часа.
Формы и режим занятий
1 год обучения – 3 раза в неделю, по 1 учебных часа, в зависимости от возраста детей.
Форм организации деятельности детей на занятии:
индивидуальная (подготовка к театрализованным играм, подго-товка к выставкам, презентациям и др. ,
групповая (до 15 человек,
работа по подгруппам (занятия по квиллингу на стадии подго-товки к выставкам).
Формы проведения занятий: беседа, вернисаж, выставка, гости-ная, игра-путешествие, игра сюжетно-дидактическая, конкурс, наблюде-ние, праздник, практическое занятие, презентация, соревнование, твор-ческая мастерская, фестиваль, экскурсия, ярмарка и др.
Ожидаемые результаты и способы определения их результа-тивности
К концу года обучающие:
будут знать творчество известных российских поэтов и писателей таких как А. Маркова, Л. Крутько, С. Ильина, Л. Кузубова, А. Тостого, Ф. Тютчева, И. Никитина, М. Пришвина, Я. Акима, С. Козлова, В. Сутеева, Е. Чарушина, Г. -Х. Андерсена, Л. Кэрролл, А. Барто, Н. Носова, С. Михалкова, А. Пушкина, В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Сухомлинского, А. Чехова, В. Берестового, Б. Заходера, В. Одоевского, С. Маршака и др. ;
расширят представления о разнообразии художественных произ-ведений, рассказывающих детям о детях (о детских переживаниях и ра-достях, об взаимоотношении в детских коллективах, об особенностях отношений между детьми и взрослыми, о писателях-иллюстраторах;
будут иметь представления о литературных героях, достойных подражания и способствующих воспитанию таких качеств как сострада-ние, уважение, смелость, трудолюбие, доброта, честность и др. ;
будет сформирована устойчивая потребность в чтении художе-ственной литературы и способность её классифицировать по жанрам и видам;
узнают о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жиз-ни человека;
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями при изготовлении поделок в технике квиллинг;
будут знать технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
изучат технику квиллинг: последовательно планировать работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать карандашом элементы растительного орнамента); будут самостоятельно составлять схемы вы-полнения композиции, а также технику её выполнения (скручивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно);
будут стремиться, получат навыки использования техники бума-гокручения квиллинг в самостоятельной деятельности для украшения помещения и для участия в выставках;
будут развиты творческие способности любознательность, точ-ность, смелость, оригинальность, беглость и гибкость мысли, творческая фантазия, в также высшие психические процессы память, внимание, мышление и речь.
Виды отслеживания результативности образовательного процесса:
начальный контроль (в январе проводится анкетирование или опрос детей по художественно-эстетической программе);
текущий контроль (в конце каждого месяца подводятся итоги о полученных знаниях и умениях в области художественного творчества);
промежуточный контроль (в июне проводятся уроки мастер-класс и выставка детских достижений);
итоговый контроль (в августе проводится отчет, обзорная вы-ставка, презентация детских работ).
Формы подведения итогов реализации программы
выставка
творческий отчет педагога дополнительного образования
открытое занятие
показ детских достижений (портфолио обучающегося.)
игра
рефлексия
В работе использую различные методы и приемы:
Организационные: словесный (беседа, рассказ, и т. д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выпол-нение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объясни-тельно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую ин-формацию; репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа де-тей.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п Название разделов и тем занятий Кол-во часов
всего теория практика
Раздел I Январь
1. Здравствуй, книга.
1.1 Компьютерная презентация «История возник-новения бумаги». 1 1 -
1.2 Экскурсия в районную детскую библиотеку. 1 1 -
1.3 Чтение стихов о книгах. 1 1 -
1.4 Викторина «Что я знаю о книге?» 1 1 -
1.5 Вводное занятие. Инструктаж по технике без-опасности. 1 1 -
1.6 Знакомство с технологией Н. А. Коротковой путешествие по «Реке времени». 1 - 1
1.7 Основные базовые формы «ролл», «овал», «капля», «лист», «изогнутый лист» 1 - 1
1.8 Основные базовые формы «квадрат», «ромб», «крест», «полукруг». «треугольник». 1 - 1
1.9 Выполнение эскиза к композиции «Золотой петушок». Вырезание полосок из бумаги. 1 - 1
1.10 Изготовление основных форм. 1 - 1
1.11 Подготовка основы. Склеивание форм. Эсте-тическое оформление работы. 1 - 1
1.12 Итоговое занятие. Выставка работ. 1 1
Итого: 12 5 7
Раздел II Февраль
1 Защитникам Отечества посвящается…
1.1 Беседа о родах войск российской армии. Пре-зентация для детей «Рода войск». 1 1 -
1.2 Чтение Л. Кассиль. 1 1 -
1.3 Творчество писателей и поэтов Белгородской области о войне. Чтение стихов Л. Т. Кузубова Выставка книг писателей и поэтов Белгород-ской области о войне. 1 1 -
1.4 Конкурс загадок о родах войск и загадок. 1 1 -
1.5 Выставка рисунков «Рода войск». 1 1 -
1.6 Основные базовые формы «луна», «дуга». «лапка». 1 - 1
1.7 Основные базовые формы «стрела»,» сердце», «рога», «S»,» нота». 1 - 1
1.8 Выполнение эскиза композиции «Мирное небо над Родиной». Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.9 Склеивание форм. Подготовка основы для композиции. 1 - 1
1.10 Эстетическое оформление работы 1 - 1
1.11 Итоговое занятие Выставка рисунков «Рода войск». Выставка работы «Мирное небо над Родиной». 1 - 1
Итого: 12 5 7
III. Март
1. Весна в окно стучится.
1.1 Экскурсия в природу. Стихи о природе. 1 1 -
1.2 Чтение рассказов о природе весной. 1 1 -
1.3 Чтение и разучивание произведений М. Пришвина о природе. 1 1 -
1.4 Игра- викторина «Веснянки» 1 1 -
1.5 Изготовление коллажа «Любимый природный уголок». 2 1 1
1.6 Основные базовые формы «глаз», «лист». «полукруг», «стрела». 1 - 1
1.7 Основные базовые формы «вытянутый тугой ролл», «петельчатый квиллинг». 2 - 2
1.8 Выполнение эскиза коллективного панно «Подснежники- первые весенние цветы». Из-готовление основных элементов. 2 - 2
1.9 Склеивание основных элементов.
Подготовка основы для композиции. Эстети-ческое оформление работы Подведение ито-гов. 1 - 1
Итого: 12 5 7
IV. Апрель
1 Писатели - иллюстраторы
1.1. Книги В. Г. Сутеева. и Е. И. Чаруши-на. Презентация выставки детских произведе-ний. 1 1 -
1.2 Чтение произведений В. Г. Сутеева. 1 1 -
1.3 Чтение произведений Е. И. Чарушина. 1 1 -
1.4 Игра-викторина «По страницам сказок В. Г. Сутеева и Е. И. Чарушина» 1 1 -
1.5 Конкурс рисунков «Мой любимый персонаж» по произведениям В. Сутеева и Е. Чарушина» 1 1 -
1.6 Основные базовые формы «махровый цве-ток», «листик с прожилками». 2 - 2
1.7 Выполнение эскиза коллективного панно «Зверята на лесной опушке». Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.8 Склеивание основных элементов. 1 - 1
1.9 Подготовка основы для композиции. 1 - 1
1.10 Эстетическое оформление работы. Подведе-ние итогов. 1 - 1
Итого: 12 5 7
V. Май
1 Дети - герои книг.
1.1 Дети в произведениях авторов – сказочников
Г. Х Андерсена, Л. Кэрролл 1 1 -
1.2 Дети- герои рассказов русских писателей Н. Носова, В. Драгунского и др., чтение отрывка. 1 1 -
1.3 Дети – герои стихотворений
А. Барто и С. Михалкова 1 1 -
1.4 Викторина загадок по произведениям авторов-сказочников. 1 1 -
1.5 Конкурс рисунков на асфальте «Мы дети Зем-ли». 1 1 -
1.6 Основные базовые формы «роза», «трилист-ник», «стебель». 1 - 1
1.7 Основные базовые формы объёмного квил-линга «конус». 1 - 1
1.8 Выполнение эскиза коллективного панно «Танец бабочек». Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.9 Склеивание основных элементов.
Подготовка основы для композиции. Эстети-ческое оформление работы. 2 - 2
1.10 Подведение итогов. Выставка детских работ. 1 - 1
Итого: 12 5 7
VI. Июнь
1 6 июня – Пушкинский день России
1.1 Экскурсия в детскую библиотеку 1 1 -
1.2 Литературная гостиная. Чтение отрывка сказ-ки «О рыбаке и рыбке». Рассматривание ил-люстраций. 1 1 -
1.3 Чтение отрывков из сказок А. Пушкина. Рас-сматривание иллюстраций 1 1 -
1.4 Компьютерная презентация детей на тему «Мой Пушкин» 1 1 -
1.5 Театрализованная игра (игра – драматизация по сказке «О рыбаке и рыбке») 2 1 1
1.6 Основные базовые формы «тугая спираль с бахромой». 1 1
1.7 Работа с технологическим картами и обозна-чением форм на схемах. 1 1
1.8 Выполнение эскиза коллективного панно «Морской мир». Изготовление основных эле-ментов. 2 2
1.9 Склеивание основных элементов.
Подготовка основы для композиции. 1 1
1.10 Эстетическое оформление работы. Подведе-ние итогов 1 1
Итого: 12 5 7
VII. Июль
1 Дружная семья
1.1 8 июля – в России День семьи, любви и верно-сти. Беседа о празднике и его традициях. 1 1 -
1.2 Этическая беседа о правилах поведения в се-мье. Чтение рассказов В. Осеевой, Е. Пермяка, Я. Акима 1 1 -
1.3 Чтение произведений Л. Толстого «Лучше всех» 1 1 -
1.4 Аппликация к произведению «Кто кому кто» Я. Аким (коллективная работа») 2 1 1
1.5 Выполнение эскиза к композиции «Королева лугов и полей» 1 - 1
1.6 Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.7 Склеивание основных элементов. 2 - 2
1.8 Подготовка основы для композиции. 1 - 1
1.9 Эстетическое оформление композиции. Ито-говое занятие. 1 - 1
Итого: 12 4 8
VIII Август
1 Народная мудрость
1.1 Земледельческий календарь. Август – вершина лета. Малые фольклорные жанры о лете и лет-них праздниках. 1 1 -
1.2 Летние народные праздники. Стихи о них. 1 1 -
1.3 Русские народные игры, их виды и предна-значение. Знакомство с игрой. 1 1 -
1.4 Чтение русских народных сказок. Книги – сборники «Русские народные сказки». 1 1 -
1.5 Выполнение эскиза к композиции «Пшенич-ное поле» 1 - 1
1.6 Основные базовые формы «объёмный квил-линг» 2 - 2
1.7 Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.8 Склеивание основных элементов. 1 - 1
1.9 Подготовка основы для композиции. 1 - 1
1.10 Эстетическое оформление работы. Итоговое занятие. 1 - 1
Итого: 12 4 8
IX. Сентябрь
1 В школу
1.1 Игра - забава «Кто быстрей соберет порт-фель?». Загадывание и придумывание загадок о школьных принадлежностях. 1 1 -
1.2 Чтение отрывка из повести А. Чехова «Маль-чики». Беседа по произведению о правилах поведения в школе. 1 1 -
1.3 Поэтические произведения о школе русских поэтов С. Маршака, В. Берестова, А. Барто и Б. Заходера. 1 1 -
1.4. Поэтические произведения о учителях С. Сирота, А. Дементьева. Заучивание по жела-нию детей в свободное время. 1 1 -
1.5 Конкурс чтецов по произведениям. 1 1 -
1.6 Выполнение эскиза к композиции «Любимой учительнице». 1 - 1
1.7 Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.8 Склеивание основных элементов. 2 - 2
1.9 Подготовка основы для композиции. 1 - 1
1.10 Эстетическое оформление работ. Выставка работ. 1 - 1
Итого: 12 5 7
X. Октябрь
1 Осенины.
1.1 Короткие авторские сказки об осени и осен-них признаках В. Дмитриева, Г. Егоровой, И. Торговой. Конкурс «Сказки-Сочинялки». 1 1 -
1.2 Составление загадок по технологии ТРИЗ, разработанной Н. А. Акименко (об овощах, фруктах и других дарах осени) 1 1 -
1.3 Экскурсия в ДК на фестиваль «Дары осени» 1 1 -
1.4 Чтение Ю. Тувим «Овощи». Сюжетно-дидактическая игра «Дары осени». 1 1 -
1.5 Выполнение эскиза к композиции «Корзина с овощами» 1 - 1
1.6 Основные базовые формы «объёмный квил-линг» 1 - 1
1.7 Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.8 Склеивание основных элементов. 1 - 1
1.9 Подготовка основы для композиции. 1 - 1
1.10 Эстетическое оформление работы. 1 - 1
1.11 Осенний вернисаж детских работ. 1 - 1
Итого: 12 4 8
XI. Ноябрь
1 Зарубежная литература в детском чтении
1.1 Сказки народов мира. Оформление выставки книг. 1 1 -
1.2 Автор, переводчик, оформитель. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Слушание и чтение отдель-ных историй. «Братец Кролик и Братец Воро-бышек» 1 1 -
1.3 Короткие стихи и народные песенки в пере-воде С. Я. Маршака «Дом который построил Джек», «Где обедал воробей?». 1 1 -
1.4 Изготовление книжек – самоделки по сказкам дядюшки Римуса. 2 1 1
1.5 Выполнение эскиза композиции «Воробышек на ветке.» 1 - 1
1.7 Изготовление основных элементов. 2 - 2
1.8 Склеивание основных элементов. 2 - 2
1.9 Эстетическое оформление работы. 1 - 1
1.10 Итоговое занятие. Выставка работ. 1 - 1
Итого: 12 4 8
XII. Декабрь
1 Зима. Зимние забавы и виды спорта.
1.1 Загадывание и отгадывание загадок о зиме. Чтение пословиц, поговорок, примет о зиме. Поэтические произведения о зиме С. Есенина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева 1 1 -
1.2 Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Ивано-вич» и сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» С. Маршака 1 1 -
1.3 Игра – инсценировка отрывков из сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» С. Маршака 1 1 -
1.4 Презентация для детей «Зимние виды спорта» чтение коротких стихов о них (авторские про-изведения русских поэтов) 1 1
1.5 Урок мастер-класс старших обучающихся. 1 1
1.6 Выполнение эскиза композиции «Снежинки-подсвечники», «Ёлочные украшения». 1 1
1.7 Изготовление основных элементов. 2 2
1.8 Склеивание основных элементов. 2 2
1.9 Эстетическое оформление работы. 1 1
1.10 Вернисаж «Эстафета искусств» 1 1
Итого: 12 4 8
Список литературы
1. Арзамасцева Н. Г., Бастракова Н. С., Шабалина О. Л. Теория и ме-тодика воспитания: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт. -сост. : Йошкар-Ола, 2011. – 171 с.
2. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2012. – 410 с., ил.
3. Букина С., Букин М. Квиллинг. Шаг вперё д Ростов-на-Дону: Феникс. -, 2013. - 96 с.
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М. : Линка-Пресс, 2012. -208с.
5. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. - М. : Экспо, 2013. – 864 с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образо-вательной деятельности по дополнительным общеобразовательным про-граммам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/, свободный, - Загл. с экрана
7. Приложение к письму Департамента молодежной политики, вос-питания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/commondocs/ФГОС/, свободный, - Загл. с экрана
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.yandex.ru/clck/jsredir?from, свободный, - Загл. с экрана
9. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие: В 2-х ч. Ч. 2 / В. А. Сластенин И. Ф. Исаев Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М., 2013, - 256 с.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 30.12.2015)
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: https://sudact.ru /, свободный, – Загл. с экрана.
11. Федорова Н. И. Образовательная программа «Речевое разви-тие»/ Н. И. Федорова // Библиотечка для педагогов, родителей и детей: Приложение к журналу «Внешкольник». - М., 2013. -№ 6. - С. 55-61.
12. Читаем дома с мамой: для детей 6-7 лет. -Москва: Эксмо, Ч-69 2016. -320с. : ил. -(Читаем дома с мамой).