Концибер Татьяна Николаевна
Рабочая программа кружка по художественно-эстетической направленности «Кукольная мастерская» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: вторник
Время проведения: 16.15-16.55- 1 подгруппа 17.05-17.45- 2 подгруппа
Срок проведения: с 1 декабря по 1 мая
Возрастная группа : 6 лет
Количество занятий в год: 21
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 25 минут
Пояснительная записка
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
Китайская пословица
Публикация «Рабочая программа кружка по художественно-эстетической направленности „Кукольная мастерская“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является игра. Большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
На Руси с давних времен изготовление тряпичных кукол носило характер семейной традиции. Известно, что А. С. Пушкин свою первую куколку «отдарок за подарок» сделал в возрасте около 4-х лет. Примерно в этом возрасте дети под руководством бабушек или старших сестер-братьев учились самостоятельно делать игровые куклы.
Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, вырабатывает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более предметами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
В программе объединились две основные потребности ребенка исследование и игра, точнее исследование игрушки – куклы.
Цель программы :
развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления игрушек (куклы);
социально-трудовая адаптация ребенка дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного творчества (работа с текстильными материалами и фурнитурой).
Задачи программы.
Обучающие:
- ознакомить детей с игрушкой-куклой как предметом культуры;
- научить владеть технологическими знаниями, умениями и навыками на основе изучения и изготовления кукол;
- обучить приемам сочетания разных материалов в изготовлении кукол.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей в процессе создания своих работ;
- развитие у детей художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
- формирование навыков работы в коллективе;
- воспитание чувства взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы;
- приобщение к истокам народной культуры, воспитание уважения к традициям прошлого и настоящего.
Характеристика программы.
По виду деятельности – познавательно – исследовательская;
по образовательным областям – интегрированная;
по уровню содержания – ознакомительная;
по способу реализации – эвристическая;
по форме реализации – подгрупповая;
по широте охвата содержательной деятельности – профильная;
по возрасту детей – дошкольный возраст;
по половому признаку – для мальчиков и девочек;
по функциональному назначению – образовательная;
по уровню усвоения – общекультурная.
Технология реализации программы.
Для реализации программы используются следующие
формы работы :
подгрупповая (используется на общих занятиях);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Методы и приё мы:
наглядные (использование иллюстраций, множественных образов, показ способа действия и т. д.);
словесные (рассказ, указание, объяснение и т. д.);
практические.
Основные педагогические принципы:
развивающего обучения;
наглядности;
самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
доступности;
творческой активности и самостоятельности;
связи обучения с жизнью;
рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения;
соблюдение принципов гуманистической технологии: безопасность, приятие других, поддержка.
Для реализации программы используется
дидактический материал:
технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);
методические средства обучения аудио-видео записи, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т. д.);
народные куклы.
Материальные ресурсы:
инструменты (ножницы);
схемы, эскизы;
лоскутки различной формы и размера;
природный материал;
нитки разных цветов и толщины.
Диагностика результативности образовательной программы.
Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам;
выполнение самостоятельной творческой работы.
Основные условия реализации программы.
1. Учёт психологических возрастных особенностей ребёнка, его жизненного опыта, удовлетворения познавательных потребностей. Обеспечение перспектив их развитие.
2. Свободное, доверительное общение педагога с детьми, партнёрские отношения.
3. Создание образовательной среды, характеризующейся следующими положениями:
- создание эстетического оформления в мини-музее, позволяющего поддерживать детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса;
- обеспечение материально-технического оснащения (наглядные пособия, материалы, инструменты и т. д.);
- осуществление сотрудничества ребёнка, родителей и педагога.
Ожидаемые результаты программы.
Развитие интереса к игровому экспериментированию с природным материалом и тканью (познание);
в общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия, свойства и качества предметов; (коммуникация)
активно проявляет творчество в процессе общения: задаёт интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен
в творческой речевой деятельности: сочиняет сказки, рассказы (коммуникация)
обнаруживает избирательное отношение к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения; (худ. литер.)
проявляет самостоятельность и индивидуальность в процессе изготовления (худ. творчество);
экспериментирует в создании образа, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа (худ. творчество);
демонстрирует знание элементов народной культуры, интерес к теме, стремится поделиться своими впечатлениями (региональный компонент);
планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам; (худ. творчество)
развита культура слушательного восприятия (музыка);
сформированность культуры труда и потребления (экономное расходование материала, поддержание порядка на рабочем месте, умение хранить и утилизировать уже непригодный материал) – труд;
у детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения творчеству.