Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок»

Анна Гудкова
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Волшебный песок“» размещена в разделах

Согласно новым федеральным государственным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника. Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т. В. Ахутиной, З. М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, Н. Н. Васильевой, А. Викторовой, Н. К. Винокуровой, Р. Р. Калининой, Т. С. Комаровой, К. В. Тарасовой.

Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.

Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Учитывая это, в МБДОУ была создана программа художественно- эстетического развития «Волшебный песок», которая направлена на обучение детей технике рисования песком.

Цели и задачи учебной программы

Цели:

1. стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

2. гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

3. развитие зрительно-моторной координации;

4. свободное владение кистями обеих рук.

Задачи:

1. развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

2. обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

3. развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

4. упражнение пальцев и кистей рук;

5. развитие художественно-эстетического вкуса.

Принципы

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и строится на следующих принципах:

1. направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

2. создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

3. образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Условия реализации программы

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном кабинете – изостудии, которая оборудована индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для рисунков используется речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный.

Режим занятий

Средняя группа: 2 раза в неделю, продолжительность 20 мин. Старшая группа: 2раза в неделю, продолжительность 25 мин. Подготовительная группа: 2 раза в неделю, продолжительность 30 мин.

Форма организации детей

Занятие

Ожидаемый результат

Развитие плавности, изящества и точности движений; – умения работать кистью и пальцами обеих рук; – координации руки и глаза; – овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) 2 раза в неделю по 20-30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:

1-й – начальный – знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

2-й – сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Условия

При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:

1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.

2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.

3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

4. Необходимо:

• Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;

• Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;

• Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».

5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:

• Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки; Категорически нельзя бросаться песком;

• Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

• Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию. Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование – стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" – песок желтого цвета, "Летний лес" – песок зеленого цвета, "Морские обитатели" – голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком. Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.

В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка. Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное – быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

Программа составлена с учё том принципа интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при работе с песком; формирование трудовых умений и навыков в случаях, когда просыпается песок на стол или на пол;

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства песочной анимации, творчества; знакомство со строением предметов, объектов;

«Художественно-эстетическое развитие» – Музыкотерапия – прослушивание звуков окружающего мира; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия;

«Речевое развитие» – знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Учебно-тематический план

№ Тема занятия Задачи Количество

часов

Октябрь 1 «Песочный мир» Выявить уровень развития творческого мышления, воображения, мелких движений рук. Формировать интерес к занятию с песком. Снять эмоцио-нальное и телесное напряжение.

2

2 «Великолепные линии, интересные фигуры»

Познакомить детей с техникой рисо-вания песком. Учить детей пальцем рисовать горизонтальные и вертикаль-ные линии и геометрические фигуры. Снять эмоциональное напряжение. Развивать моторику, координацию движений кистей рук.

2

3 «Вспоминая

лето»

Знакомить детей с техникой рисования песком. Учить рисовать завитки, волнистые линии. Снять эмоциональное напряжение. Развивать моторику, коор-динацию движений кистей рук. 1

4 «В гости к

колобку» Учить рисовать пальцем волнистые линии, окружности. Развивать восприя-тие и внимание: слуховое, зрительное, тактильное. 1

5 «Цветок – лепесток» Учить детей передавать свое настроение, умения описывать рас-познавать настроение других. Развивать моторику, координацию движений кистей рук. Развивать творческое мышление. 1

6 «Осень в гости к нам пришла…» Учить изображать силуэты деревьев, листьев. Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, моторику и координацию рук. 1

Ноябрь 1 Цикл «Подводное царство»

«Рыбки и осьминожки» Закреплять представления детей о подводной флоре и фауне. Побуждать детей отражать в деятельности эмоциональное состояние. Форми-ровать навыки работы в технике рисования песком. 1

2 «Что бывает под водой» Продолжать знакомить детей с подводным миром. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и плас-тичность кистей рук. 1

3 «Такие разные рыбы…» Развивать способность к самовы-ражению, преодолению эмоциональ-ной скованности. Закреплять навык рисования завитков. Развивать тактиль-ную чувствительность и моторике пальцев. 1

4 «Бал у

вуалехвоста» Развивать гибкость и пластичность кистей рук. Формировать творческое воображение и образное мышление. Закреплять умение рисовать волнистые линии разного плана. 1

5 «Страна солнца» Учить фантазировать по музыкальной композиции. Передавать настроение мелодии, ритм и динамику в рисунке. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Снять эмоцио-нальное и телесное напряжение. 2

6 «Сказочные

птицы» Учить рисовать тыльной стороной руки. Формировать творческое воображение и образное мышление. Снять эмоциональное напряжение. Развивать моторику, координацию движений кистей рук. 1

7 «Кисти спелые рябин» Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. Учить передавать в рисунке кисть рябины.

1

Декабрь 1 "Морозные

узоры. Узоры на стекле" Учить детей рисовать пальцем завитки. Побуждать к творческим замыслам и решениям. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 2

2 «Снежинка –

пушинка» Развивать умение передавать форму, размер. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 1

3 «Вьюга» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение Закреплять навык рисования завитков. 1

4 «Снеговик» Учить приему прищипывания, насыпания песка. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Формировать умение изображать снеговика. 1

5 «Зимний лес» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Побуждать детей отражать в деятельности эмоциональное состояние. 2

6 «Расколдуем

белый город» Учить приему прищипывания, насы-пания песка. Учить детей передавать свое настроение, умения описывать распознавать настроение других. 1

Январь 1 «Сказочный

витраж» Закреплять навык рисования завитков. Побуждать к творческим замыслам и решениям. Закрепить умение выполнять движения синхронно. 1

2 «Зимний вечер» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. 2

3 «Пингвины

на льдине» Развивать умение передавать форму, размер. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 1

4 «Узор –

сюрприз» Побуждать к творческим замыслам и решениям. Закрепить умение выпол-нять движения синхронно. 1

5 "Музыка зимнего леса» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение Закреплять навык рисования завитков. Воспитывать художественный вкус, в познании прекрасного. 2

6 «Снежная

королева» Развивать тактильную чувствитель-ность и моторике пальцев. Учить детей передавать свое настроение, умения описывать распознавать настроение других. 1

Февраль 1 «Сказочные герои» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Развивать способность к самовыраже-нию, преодолению эмоциональной скованности. 2

2 «На другой

планете» Побуждать к творческим замыслам и решениям. Развивать способность к самовыражению, преодолению эмоцио-нальной скованности. 2

3 «Поющая тишина морских глубин» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Учить приему прищипывания, насыпа-ния песка. 1

4 «Паровозик из Ромашкова» Развивать умение передавать форму, размер. Развивать тактильную чувствительность и моторике пальцев. 1

5 «Зоопарк» Развивать тактильную чувствитель-ность и моторике пальцев. Изображать силуэты животных. 1

6 «Клубочки для котенка» Закрепить умение выполнять движения синхронно навык рисования завитков. Снять эмоциональное напряжение. 1

Март 1 «Домики и гно-мики» Развивать умение передавать форму, размер. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 1рт

2 «Африка» Закреплять навык рисования завитков Развивать чувство композиции, чувство фактурности. 1

3 «Необитаемый остров» Развивать тактильную чувствитель-ность и моторике пальцев. Форми-ровать умение создавать композицию. Развивать способность к самовыражению, преодолению эмоцио-нальной скованности. 1

4 «Два зонтика Оле Лукойе»

(по замыслу) Учить творчески, выражать свой замысел, закреплять способы рисова-ния. Учить детей передавать свое настроение, умения описывать - распоз-навать настроение других. 1

5 «Звуки природы» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Учить приему прищипывания, на-сыпания песка. Воспитывать худо-жественный вкус, в познании прекрасного. 2

6 «Прекрасное

рядом»

(по замыслу) Побуждать к творческим замыслам и решениям. Воспитывать художест-венный вкус, в познании прекрасного. Учить приему прищипывания, насы-пания песка. 2

Апрель 1 «Ручейки, ручьи и реки» Развивать тактильную чувствитель-ность и моторике пальцев. Закреплять умение рисовать волнистые линии разного плана. 1

2 «Весна – красавица всем очень нравится» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение Развивать чувство композиции, чувство фактурности. 2

3 «В стране

эльфов» Воспитывать художественный вкус, в познании прекрасного. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 1

4 «Весенние

фантазии» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Закреплять умение рисовать волнистые линии. 2

5 «Бабочка» Формировать навык рисования бабочек. Развивать тактильную чувствитель-ность и моторике пальцев. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 1

6 «Чепуха» Побуждать к творческим замыслам и решениям. Формировать навыки работы в технике рисования песком. Развивать гибкость и пластичность кистей рук. 1

Май 1 «Цветы тоже

бывают разными» (по замыслу) Побуждать к творческим замыслам и решениям. Воспитывать художествен-ный вкус, в познании прекрасного. 1

2 «Цветущий луг» Развивать тактильную чувствитель-ность и моторике пальцев. Учить изображать цветы, разной формы, размера. 1

3 «Радуга

над городом» Развивать умение передавать форму, размер. Развивать способность к самовыражению, преодолению эмоцио-нальной скованности. 1

4 «Город сновидений»

(по замыслу) Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Снять эмоциональное напряжение. 2

5 «Песочная

сказка» Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение. Снять эмоциональное напряжение. Развивать моторику, координацию движений кистей рук. 2

6 «Летний дождь. Ураган» Закрепить умение выполнять движения синхронно. Закреплять умение рисовать волнистые линии разного плана. Развивать способность к самовыра-жению, преодолению эмоциональной скованности. 1

Всего: 64 часа

Публикации по теме:

«Чудеса из теста». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «Школа №773 «Центр Образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение». Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная грамота» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. НОВОЗАВИДОВСКИЙ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Абвгдейка» Надежда Шепелева, Анна Журавлева, учителя-логопеды Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка" Пояснительная записка Формирование.

Дополнительная общеразвивающая программа Дополнительная общеразвивающая программа Кружок «Волшебный бисер» Из бисера колье, серёжки Украсят женское лицо, А вот – гердан, браслеты, брошки, Цветы, пасхальное яйцо. Какие вещи- загляденье! От них.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направлености ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физическое воспитание ребёнка средствами художественной.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинка» (модифицированная) 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «Пластилинка» по содержанию является художественой; по функциональному предназначению.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Общеразвивающая дополнительная программа кружка «Ладушки» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Волшебный пластилин. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок»
Опубликовано: 11 января 2017 в 15:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гудкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД