Приложение МААМ

Использование логоритмики в художественно-эстетической области

Евгения Портнова
Использование логоритмики в художественно-эстетической области
▼ Скачать + Заказать документы

Евгения Анатольевна Портнова

Музыкальный руководитель МДОУ детский сад к. в. №130

«Использование логоритмики в

художественно — эстетической области»

Что такое логоритмика?

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания.

Публикация «Использование логоритмики в художественно-эстетической области» размещена в разделах

Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для  развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге для адаптации человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:

• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

• танец (хоровод);

• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

• песня, сопровождаемая жестами;

логопедическая гимнастика;

• мимические упражнения;

• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;

• пальчиковая игра;

• подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

Упражнение «Здравствуйте…» под музыкальное сопровождение. Здравствуйте — ручки, хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте — ножки,топ, топ, топ.

Здравствуйте — глазки, хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте — губки, чмок, чмок, чмок.

Упражнение «Доброе утро»

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.

Мы погладим лобик,

Носик и щечки.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу.

Разводят руки в стороны.

Хлопают в ладоши.

Выполняют движения по тексту.  

Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".

Движения по тексту

Потирают ушки

Разводят руки в стороны

В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Упражнение «Ножки» И. Галянт

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении группы детей на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Упражнение «Сказочные человечки».

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как «Буратино»   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) «Мальвина» - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

Упражнение на пластику «Рыбки».

Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.

„Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую (кисть двигается то в одну, то в другую сторону). Поплыла вверх, поплыла вниз (кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз). Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик (рука, плавно изгибаясь, отводится за спину).“

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»

Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П.»

Рыбки играли и танцевали. Руками изображают рыбок

Плавали вместе,

И вместе устали положить обе ладошки рук к себе на грудь

Полежали, отдохнули, движения по тексту

Хвостиком вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули. обе руки плавно возвращаются за спину.

Звукоподражащие и звучащие жесты.

«Хвостатый — хитроватый».

- Эй, хвостатый – хитроватый!

-Это ты в ветвях повис?

-С-с-с-с-с-с-с-с!

-Эй, хвостатый – хитроватый!

-Это ты в траве шуршишь?

-Ш-ш-ш-ш-ш-ш!

-Эй, хвостатый – хитроватый!

-Не боюсь твоих «шу-шу».

-«Укушу!»

Поэтическое музицирование «Ночь».

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Танцевальные композиции развития для чувство ритма, лада и координации. Упражнение на коммуникабельность. Упражнение на релаксацию и развитие творчества и фантазии.

Т. о. в результате практической работы использования логоритмики с детьми совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Список литературы.

1. И. Э. Бриски «Мир танца». Челябинск, 2005г.

2. И. Новоскольцева и И. Каплунова «Праздник каждый день»

3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. - М. : Педагогика, 2008.

4. «Логопедическая ритмика» Г. А. Волковой, 2002 г

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000.

6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.

М. :Академия, 2000г.

Публикации по теме:

«Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников». Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Комбинирование рисования красками и флористики в художественно-эстетической деятельности дошкольниковКомбинирование рисования красками и флористики в художественно-эстетической деятельности дошкольников Известный ученый А. В. Запорожец указывал, что эффективность развития дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать.

Занятие по аппликации в средней группе  «Украшение на елку «Ёлочка новогодняя»Занятие по аппликации в средней группе  «Украшение на елку «Ёлочка новогодняя» Конспект по художественно-эстетической деятельности в средней группе – украшение на елку «Ёлочка новогодняя». Аппликация. Тема: украшение.

План-конспект НОД по лепке «Стол» План-конспект НОД художественно-эстетической направленности по теме: «Стол». Приоритетное направление развития: Художественно-эстетическое.

Пояснительная записка к программе художественно-эстетической направленности «Мир театра» Пояснительная записка Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением.

Программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности «Волшебные ниточки» Пояснительная записка Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это.

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образование и воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логоритмики в художественно-эстетической области
Опубликовано: 21 июля 2015 в 11:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логоритмики в художественно-эстетической области» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Портнова (УИ 150545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД