Евгения Портнова
Использование логоритмики в художественно-эстетической области
▼ Скачать + Заказать документы
Евгения Анатольевна Портнова
Музыкальный руководитель МДОУ детский сад к. в. №130
«Использование логоритмики в
художественно — эстетической области»
Что такое логоритмика?
Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания.
Публикация «Использование логоритмики в художественно-эстетической области» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге для адаптации человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• логопедическая гимнастика;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.
Упражнение «Здравствуйте…» под музыкальное сопровождение. Здравствуйте — ручки, хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте — ножки,топ, топ, топ.
Здравствуйте — глазки, хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте — губки, чмок, чмок, чмок.
Упражнение «Доброе утро»
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!
Поворачиваются друг к другу.
Разводят руки в стороны.
Хлопают в ладоши.
Выполняют движения по тексту.
Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".
Движения по тексту
Потирают ушки
Разводят руки в стороны
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение «Ножки» И. Галянт
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении группы детей на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Упражнение «Сказочные человечки».
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как «Буратино» двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) «Мальвина» - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
Упражнение на пластику «Рыбки».
Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.
„Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую (кисть двигается то в одну, то в другую сторону). Поплыла вверх, поплыла вниз (кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз). Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик (рука, плавно изгибаясь, отводится за спину).“
Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»
Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П.»
Рыбки играли и танцевали. Руками изображают рыбок
Плавали вместе,
И вместе устали положить обе ладошки рук к себе на грудь
Полежали, отдохнули, движения по тексту
Хвостиком вильнули,
Уплыли к себе домой
И дома заснули. обе руки плавно возвращаются за спину.
Звукоподражащие и звучащие жесты.
«Хвостатый — хитроватый».
- Эй, хвостатый – хитроватый!
-Это ты в ветвях повис?
-С-с-с-с-с-с-с-с!
-Эй, хвостатый – хитроватый!
-Это ты в траве шуршишь?
-Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
-Эй, хвостатый – хитроватый!
-Не боюсь твоих «шу-шу».
-«Укушу!»
Поэтическое музицирование «Ночь».
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Танцевальные композиции развития для чувство ритма, лада и координации. Упражнение на коммуникабельность. Упражнение на релаксацию и развитие творчества и фантазии.
Т. о. в результате практической работы использования логоритмики с детьми совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Список литературы.
1. И. Э. Бриски «Мир танца». Челябинск, 2005г.
2. И. Новоскольцева и И. Каплунова «Праздник каждый день»
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. - М. : Педагогика, 2008.
4. «Логопедическая ритмика» Г. А. Волковой, 2002 г
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. :Академия, 2000г.