Людмила Кухарчик (Тимченко)
Дополнительная образовательная программа по певческой деятельности «Жаворонки» для детей 6–7 лет Видео
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования на первый план выходит развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Приобщение детей к музыке с раннего возраста способствует раскрытию у них самых разных талантов и не только музыкальных.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по певческой деятельности „Жаворонки“ для детей 6–7 лет Видео» размещена в разделах
- Видео
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Актуальность данной задачи очевидна: способные и талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одаренные, разрабатывают новые технологии, покоряют космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И первая ступень этой системы- дошкольное образование. Гуманистическая педагогика выдвигает идею одаренности всех детей, которая состоит в том, что каждый ребенок обладает огромным потенциалом, способностями и возможностями, которые не раскрываются и не развиваются в полной мере.
Пение - один из видов исполнительской деятельности, где используется и развивается естественный инструмент, дарованный каждому человеку от природы - голос (вокал). Задача обучить ребенка пению важна, но не отличается новизной. Что самое главное в обучении детей пению? Можно дать множество ответов: например, научить детей петь чисто, выразительно и т. д. И все эти ответы будут правильными. Но, пожалуй, более свежей и новой задачей будет воспитание у ребенка желания петь, пробуждение интереса к пению, как коммуникативному инструменту.
В этой связи актуальной становится проблема разработки и реализации программы по развитию вокальных способностей дошкольников «Жаворонки». Так же, написание программы связано с социальным запросом со стороны родителей на дополнительные образовательные услуги художественно-эстетической сферы.
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа «Жаворонки» разработана с целью наполнения содержания ООП по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и составлена в соответствии с целями и задачами ФГОС дошкольного образования.
Основу программы составляет гармонизация и развитие индивидуальных вокальных способностей детей. Программа предусматривает расширение и обогащение вокального артистического опыта ребенка. Способствует развитию певческих и личностных качеств ребёнка, проявлению инициативы, самостоятельности и творчества. Программа представляет собой стройную и гибкую систему, которая позволит ребенку чувствовать свой голос и владеть им, получая от этого удовольствие и радость, использовать свой певческий опыт в повседневной жизни.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. №1014 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО. СанПин 2.4.1.3049-13;
5. Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации прав до-школьных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
6. Конвенция о правах ребенка.
7. Локальные акты учреждения.
8. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках прези-дентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
Новизна данной программы состоит в организационном аспекте создания условий для совершенствования музыкального развития детей и реализа-ции их возможностей, в гармоничном сочетании певческих методик в контексте взаимодействия образовательных областей, как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствие с ФГОС ДОО.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что важно использовать пение не только как вид музыкальной дея-тельности, направленного для вокального развития и эстетического воспитания ребенка, но и для формирования его, как основного инструмента общения в любой профессии.
Отличие данной программы от уже существующих заключается в том, что она направлена на воспитание «артиста», как будущего активного творческого члена нашего общества, легко адаптирующегося в любом социуме. Также отличие программы достигается за счет усложнения содержания и форм певческой деятельности детей. Содержание программы ориентировано на самостоятельность, заинтересованность и инициативность детей, осуществление вокально-образовательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и творческих потребностей ребенка.
Цель программы :
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
-Овладевать основами музыкальной культуры;
-Совершенствовать вокальное мастерство;
-Сформировать основы сценической культуры;
-Развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-Развивать творческую активность детей;
-Воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Этапы реализации дополнительной образовательной программы :
I этап – Диагностический: проведение входящей диагностики детей (сен-тябрь).
Цель диагностики: выявление детей, имеющих уровень музыкального развития выше уровня своих сверстников, проявляющих желание и заинтересованность к вокальной деятельности.
II этап – Основной-обучающий : реализация программы, осуществление работы с детьми, направленной на развитие и совершенствование певческих качеств;освоение вокальных концертных композиций.
III этап – Обобщающий: проведение итоговой диагностики (первая неделя мая) Цель проведения диагностики: определение уровня освоения программы.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Формы организации вокальной деятельности :
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
Параллельно с развивающей деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Программа рассчитана на 36 часов, по 4 часа в месяц, аудиторский час занятий равен 30 минутам.
Календарно-тематический план определяет последовательность тем и коли-чество часов для их изучения в год.
Разделы программы Количество часов
1. Интонирование мелодии
-Чистота интонирования мелодии-16
2. Дикция
-Пение в полный голос, с хорошей и четкой дикцией -5
3. Темп в пении
-Пение с ускорением и замедлением темпа- 5
4. Звуковедение «Стаккато»
-легкость звучания, работа над дыханием- 5
5. Звукковедение «Легато»
- Напевное исполнение песни без дублирования мелодии в аккомпане-менте. Вокализ. -5
Итого: 36
Результаты освоения дополнительной образовательной программы «Жаворонки» - достижение детьми целевых ориентиров.
Предметные ориентиры:
- овладел практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладел основами музыкальной культуры;
Интегрированные ориентиры:
- овладел способами решения поискового и творческого характера;
- приобрел культурно – познавательную, коммуникативную и социально – эстетическую компетентность;
- приобрел опыт в вокальной творческой деятельности.
Личностные ориентиры :
- сформированы эстетические потребности и ценности;
- развиты эстетические чувства и художественный вкус;
- развита потребность опыта творческой деятельности средствами вокального искусства
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 2 раза в год проводятся контрольные занятия (занятия – концерты). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью наблюдения, и используется для педагогической диагностики в целях профессиональной корректировки.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления на утренниках, досугах, родительских собраниях, публичных выступлениях, на городских мероприятиях.