МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет

Надежда Шелудько
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6–7 лет

Содержание:

1. Пояснительная записка…. 3

2. Цели и задачи…. 4

3. Основные педагогические принципы…4

4. Возрастные особенности развития детей …. 5

5. Планируемые результаты …. ….5

6. Содержание, структура и объем программы…6

7. Учебный план… 7

8. Календарный учебный график…. 7

9. Методическое и материально-техническое обеспечение программы….14

10. Литература …. 14

Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Шахматная азбука“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам «Шахматная азбука» для дошкольников ориентирована на формирование личностного развития реб нка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности пут м знакомства с шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматная азбука» по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста, является модифицированной, составленная на основе:

-. Программы «Феникс». Шахматы для дошкольников :

- программы и методических рекомендаций / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : ООО «Финтрекс», 2017

-Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, Петрушина Н. М., 2007.

- Шахматы для детей. Сухин Игорь Георгиевич. Издательство: АСТ, 2014 г. 4. Как научить шахматам,

Дошкольный шахматный учебник, Костенюк А. К., Костенюк Н. П., 2008

Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, сч т, анализ и самоанализ). Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации турнира» и др.). Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в раннем возрасте являются средством выявления и поддержки математически одар нных детей.

Настоящая Программа направлена на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за сч т включ нности в интеллектуально-спортивную среду.

Цель Программы :

создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка.

Задачи Программы :

социально-коммуникативные (правила поведения на соревнованиях, в том числе в ситуациях успеха и неуспеха) :

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– формирование безопасных основ поведения в социуме;

– развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соревновательной деятельности; познавательные (во время теоретических и практических занятий) :

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование навыков сознательных действий посредством «действий в уме».

Концептуальные подходы

Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения, и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой реб нок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.

Основные принципы реализации Программы

В целях организации качественной работы предполагается придерживаться следующих принципов:– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский)

– интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать реб нка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– учет индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.

Возрастные особенности развития детей.

В дошкольный период у детей : головной мозг заканчивает свое анатомическое формирование;

развивается образное мышление;

активизируется внимание, оно становится произвольным;

появляется способность управлять своим поведением;

активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания.

Объем и срок освоения программы Срок реализации программы «Шахматная азбука» составляет один год.

Планируемые результаты освоения Программы

В ходе реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования реб нка.

Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы.

РЕБЁНОК приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.

ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ созда т интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств реб нка;

укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «реб нок – семья – дошкольная образовательная организация».

РОДИТЕЛЬ получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего реб нка на раннем этапе его социализации.

Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, апрель) в виде диагностики.

Оценочные и методические материалы: шахматные турниры, решение задач

Формы обучающихся по программе

В программе используются такие формы как:

беседы в форме «вопрос – ответ», наблюдение, игровые ситуации.

Формы подведения итогов:

-Турниры детские и детско-родительские, викторины.

-Общие положения содержания

Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании. Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые.

Содержание, структура и объем программы

Основные методы занятий с детьми:

рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта.

Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

Формы обучения :

Индивидуально-групповая, групповая.

Особенности организации образовательного процесса:

По программе «Шахматная азбука»» предполагаются занятия с учебными группами постоянного состава, одной возрастной категории.

Оптимальное количество обучающихся в группе 4-5 человек.

Режим занятий :

Занятия проходят: первый год обучения – 2 раза в неделю по 30 минут (6-7лет);

Объем – в год 58 занятий

Учебный план

Название услуги Вид занятий (групповые или индивидуальные) Возраст детей Кол-во учебных часов в неделю на одну группу Кол-во недель освоения программы Всего часов на одну группу

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»

групповые

6-7 лет

2

29

58

Календарный учебный график (октябрь - май)

№ п/п Месяц Тема занятия Кол-во часов Формы работы

1 Октябрь 1-2 «Знакомство.

Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентар м.

3-4 «Шахматная доска.

Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партн рами.

5-6 «Прямые линии.

Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске

7-8 «Знакомство с шахматной доской. Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

2

2

2

2 Самостоятельные игры с

шахматными фигурами

Д/и “Большая и

маленькая», “Что

общего?” «Найди

фигуру», «Угадай-ка»,

«Кто быстрее».

Д/и «Белые и

черные», «Снежный

ком», «Какой фигуры не

стало»

Д/и «Кто

быстрее», «Прятки»,

«Чудесный мешочек».

3 Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией.

3-4 Знакомство с пешками. Познакомить с пешкой, е местом в начальном положении партии, тем, как она ходит, бь т другие фигуры.

5-6 «Пешка. Закрепить навыки игры пешкой.

7-8 «Тренировочные позиции»

Развивать память, внимание,

мелкую моторику, воспитывать

усидчивость. 2

2

2

2 Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее

расставит»

Наблюдение, игровые ситуации

Работа с диаграммой:

закрась фигуры, найди

ошибку в расстановке,

д/и «Какой фигуры не

стало?»

4 Декабрь 1-2 Соревнование пешками.

Закрепить материал посредством

дидактических игр-заданий.

3-4 «Знакомство с Ладьями

Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит.

5-6 «Ладья. Закрепить навыки игры фигурой Ладья.

7-8 «Тренировочные позиции. Ладья». Развивать внимательность.

Воспитывать усидчивость. 2

2

2

2 Д/и «Путаница», «Да и нет», блиц опрос по

пройденным темам, работа с раскрасками

«Выложи шахматную

дорожку», раскрасить

шахматное поле, на диаграмме обозначить

центр с помощью

символов

Игровые ситуации

5 Январь 1-2 «Знакомство со Слонами. Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами

3-4 «Слон Закрепить навыки игры шахматной фигурой Слон. 2

2

Выкладывание

фигурами

шахматную дорожку –

вертикаль, горизонталь.

6 Февраль 1-2 «Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны). Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

3-4. Спортивное соревнование. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач.

5-6 Знакомство с Ферзями. Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бь т другие фигуры.

7-8 Ферзь. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь. 2

2

2

2 Раскрасить шахматные

дорожки, (1-ю

горизонталь, самую

длинную диагональ и т.

д., д/и «Диагональ,

«Вертикаль»,

«Горизонталь», «Центр»

Работа с диаграммами,

слепить шахматную

фигуру ладья,

Игры с

шахматными фигурами.

Игровые ситуации

7 Март 1-2 Ферзь и пешки. Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка.

3-4 Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

5-6 Знакомство с Конями. Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами.

7-8 Конь угрожает. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. 2

2

2

2 Игра на «уничтожение»

д/и

«Цепочка».

Дидактические задания и

игры “Перехитри

часовых”,

“Один в поле воин”,

ДИ “Кратчайший

путь”.

Игровые ситуации

8 Апрель 1-2 Знакомство с Королями Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

3-4 Король. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение.

5-6 «Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

7-8 Шах и мат. Сформировать представление о комбинациях шах и мат. Спортивное соревнование.

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии. 2

2

2

2 «Загадки шахматной

шкатулки», игры и упражнения в паре.

Игры с шахматными

Фигурами

Самостоятельные игры с

шахматными фигурами

Игровые ситуации

9

Май 1-2 Ценность фигур. Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры.

3-4 Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

5-6 До свидания, шахматная страна. Закрепить пройденный материал. Спортивное соревнование. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии 2

2

2

Игры с шахматными

Фигурами

Самостоятельные и командные игры с

шахматными фигурами

Игровые ситуации

Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы :

1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.

2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая: – самоутверждению реб нка; – развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний; – формированию у реб нка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия; – становлению умения действовать с партн рами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех; – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; – воспитанию адекватной самооценки.

3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому реб нок включается в процесс «действия в уме».

Методы и технологии

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. Наглядные методы. Реб нок получает информацию с помощью раздаточных материалов.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и информируют практические умения и навыки шахматной игры.

Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.

Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определ нной последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).

Формы сотрудничества с семь й :

Программа по шахматам «Шахматная азбука» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий. Сотрудничество с семь й является одним из важнейших условий реализации Программы.

Задача педагогического коллектива

– установить конструктивные партн рские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

В дошкольный период детства происходит становление личности реб нка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для реб нка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление реб нка заниматься спортом. Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы

Формы работы с родителями:

– индивидуальные собеседования;

– консультации, беседы;

– совместное проведение мероприятий;

– организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со спортсменами высокого класса по шахматам.

Условия работы с родителями:

– целенаправленность;

– систематичность;

– дифференцированный подход с уч том специфики каждой семьи;

– доброжелательность и внимание.

В настоящей Программе понятие «интеллектуально-спортивная среда» понимается как часть «специально организованного интерактивного пространства для развития свойств личности и структурирования процессов мышления посредством шахматной игры», состоящего из материальных объектов предметной среды и педагогических технологий – объектов социальной среды, обогащ нных учебно-методическим и материально-техническим сопровождением.

Объекты предметной среды:

Помещение, в котором проводятся занятия, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к развивающей предметной среде, которая должна быть оборудована с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Для реализации Программы «Шахматная азбука»» необходимо иметь спортивный инвентарь (шахматные комплекты) и сопутствующие материалы (раздаточные материалы для ребенка и методические рекомендации для взрослого).

В современных образовательных организациях применяют технические средства наглядности – рекомендуется использовать компьютер (ноутбук) и интерактивную доску (могут быть рекомендованы интерактивные столы для дошкольников).

Объекты социальной среды:

Для реализации целей и задач Программы важен диапазон охвата социальных объектов (семья, сверстники, представители шахматного спорта, другие объекты социума, поскольку все приобретаемые навыки не только используются реб нком в дошкольной образовательной организации, но и реализуются вне е.

В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

Материально- техническое и методическое обеспечение реализации Программы :

Оборудование кабинета:

- 5 столов

- 10 стульев

- дидактические игры для обучения игре в шахматы

- мольберт

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии)

- настольные шахматы, шашки

-магнитная шахматная доска

Используемая литература.

1. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников : программа и методические рекомендации / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : ООО «Финтрекс», 2017

2. Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, Петрушина Н. М., 2007.

3. Шахматы для детей. Сухин Игорь Георгиевич. Издательство: АСТ, 2014 г. 4. Как научить шахматам, Дошкольный шахматный учебник, Костенюк А. К., Костенюк Н. П., 2008

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 10:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шелудько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД