Надежда Шелудько
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6–7 лет
Содержание:
1. Пояснительная записка…. 3
2. Цели и задачи…. 4
3. Основные педагогические принципы…4
4. Возрастные особенности развития детей …. 5
5. Планируемые результаты …. ….5
6. Содержание, структура и объем программы…6
7. Учебный план… 7
8. Календарный учебный график…. 7
9. Методическое и материально-техническое обеспечение программы….14
10. Литература …. 14
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Шахматная азбука“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам «Шахматная азбука» для дошкольников ориентирована на формирование личностного развития реб нка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности пут м знакомства с шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматная азбука» по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста, является модифицированной, составленная на основе:
-. Программы «Феникс». Шахматы для дошкольников :
- программы и методических рекомендаций / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : ООО «Финтрекс», 2017
-Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, Петрушина Н. М., 2007.
- Шахматы для детей. Сухин Игорь Георгиевич. Издательство: АСТ, 2014 г. 4. Как научить шахматам,
Дошкольный шахматный учебник, Костенюк А. К., Костенюк Н. П., 2008
Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, сч т, анализ и самоанализ). Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации турнира» и др.). Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в раннем возрасте являются средством выявления и поддержки математически одар нных детей.
Настоящая Программа направлена на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за сч т включ нности в интеллектуально-спортивную среду.
Цель Программы :
создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка.
Задачи Программы :
социально-коммуникативные (правила поведения на соревнованиях, в том числе в ситуациях успеха и неуспеха) :
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– формирование безопасных основ поведения в социуме;
– развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соревновательной деятельности; познавательные (во время теоретических и практических занятий) :
– развитие любознательности и познавательной мотивации;
– формирование навыков сознательных действий посредством «действий в уме».
Концептуальные подходы
Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения, и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой реб нок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.
Основные принципы реализации Программы
В целях организации качественной работы предполагается придерживаться следующих принципов:– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;
– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский)
– интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;
– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать реб нка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
– учет индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);
– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
– использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.
Возрастные особенности развития детей.
В дошкольный период у детей : головной мозг заканчивает свое анатомическое формирование;
развивается образное мышление;
активизируется внимание, оно становится произвольным;
появляется способность управлять своим поведением;
активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания.
Объем и срок освоения программы Срок реализации программы «Шахматная азбука» составляет один год.
Планируемые результаты освоения Программы
В ходе реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования реб нка.
Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы.
РЕБЁНОК приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.
ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ созда т интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств реб нка;
укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «реб нок – семья – дошкольная образовательная организация».
РОДИТЕЛЬ получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего реб нка на раннем этапе его социализации.
Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, апрель) в виде диагностики.
Оценочные и методические материалы: шахматные турниры, решение задач
Формы обучающихся по программе
В программе используются такие формы как:
беседы в форме «вопрос – ответ», наблюдение, игровые ситуации.
Формы подведения итогов:
-Турниры детские и детско-родительские, викторины.
-Общие положения содержания
Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании. Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые.
Содержание, структура и объем программы
Основные методы занятий с детьми:
рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта.
Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.
Формы обучения :
Индивидуально-групповая, групповая.
Особенности организации образовательного процесса:
По программе «Шахматная азбука»» предполагаются занятия с учебными группами постоянного состава, одной возрастной категории.
Оптимальное количество обучающихся в группе 4-5 человек.
Режим занятий :
Занятия проходят: первый год обучения – 2 раза в неделю по 30 минут (6-7лет);
Объем – в год 58 занятий
Учебный план
Название услуги Вид занятий (групповые или индивидуальные) Возраст детей Кол-во учебных часов в неделю на одну группу Кол-во недель освоения программы Всего часов на одну группу
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
групповые
6-7 лет
2
29
58
Календарный учебный график (октябрь - май)
№ п/п Месяц Тема занятия Кол-во часов Формы работы
1 Октябрь 1-2 «Знакомство.
Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентар м.
3-4 «Шахматная доска.
Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партн рами.
5-6 «Прямые линии.
Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске
7-8 «Знакомство с шахматной доской. Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
2
2
2
2 Самостоятельные игры с
шахматными фигурами
Д/и “Большая и
маленькая», “Что
общего?” «Найди
фигуру», «Угадай-ка»,
«Кто быстрее».
Д/и «Белые и
черные», «Снежный
ком», «Какой фигуры не
стало»
Д/и «Кто
быстрее», «Прятки»,
«Чудесный мешочек».
3 Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией.
3-4 Знакомство с пешками. Познакомить с пешкой, е местом в начальном положении партии, тем, как она ходит, бь т другие фигуры.
5-6 «Пешка. Закрепить навыки игры пешкой.
7-8 «Тренировочные позиции»
Развивать память, внимание,
мелкую моторику, воспитывать
усидчивость. 2
2
2
2 Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее
расставит»
Наблюдение, игровые ситуации
Работа с диаграммой:
закрась фигуры, найди
ошибку в расстановке,
д/и «Какой фигуры не
стало?»
4 Декабрь 1-2 Соревнование пешками.
Закрепить материал посредством
дидактических игр-заданий.
3-4 «Знакомство с Ладьями
Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит.
5-6 «Ладья. Закрепить навыки игры фигурой Ладья.
7-8 «Тренировочные позиции. Ладья». Развивать внимательность.
Воспитывать усидчивость. 2
2
2
2 Д/и «Путаница», «Да и нет», блиц опрос по
пройденным темам, работа с раскрасками
«Выложи шахматную
дорожку», раскрасить
шахматное поле, на диаграмме обозначить
центр с помощью
символов
Игровые ситуации
5 Январь 1-2 «Знакомство со Слонами. Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами
3-4 «Слон Закрепить навыки игры шахматной фигурой Слон. 2
2
Выкладывание
фигурами
шахматную дорожку –
вертикаль, горизонталь.
6 Февраль 1-2 «Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны). Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях
3-4. Спортивное соревнование. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач.
5-6 Знакомство с Ферзями. Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бь т другие фигуры.
7-8 Ферзь. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь. 2
2
2
2 Раскрасить шахматные
дорожки, (1-ю
горизонталь, самую
длинную диагональ и т.
д., д/и «Диагональ,
«Вертикаль»,
«Горизонталь», «Центр»
Работа с диаграммами,
слепить шахматную
фигуру ладья,
Игры с
шахматными фигурами.
Игровые ситуации
7 Март 1-2 Ферзь и пешки. Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка.
3-4 Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
5-6 Знакомство с Конями. Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами.
7-8 Конь угрожает. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. 2
2
2
2 Игра на «уничтожение»
д/и
«Цепочка».
Дидактические задания и
игры “Перехитри
часовых”,
“Один в поле воин”,
ДИ “Кратчайший
путь”.
Игровые ситуации
8 Апрель 1-2 Знакомство с Королями Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
3-4 Король. Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение.
5-6 «Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
7-8 Шах и мат. Сформировать представление о комбинациях шах и мат. Спортивное соревнование.
Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии. 2
2
2
2 «Загадки шахматной
шкатулки», игры и упражнения в паре.
Игры с шахматными
Фигурами
Самостоятельные игры с
шахматными фигурами
Игровые ситуации
9
Май 1-2 Ценность фигур. Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры.
3-4 Тренировочные позиции. Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
5-6 До свидания, шахматная страна. Закрепить пройденный материал. Спортивное соревнование. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии 2
2
2
Игры с шахматными
Фигурами
Самостоятельные и командные игры с
шахматными фигурами
Игровые ситуации
Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы :
1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая: – самоутверждению реб нка; – развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний; – формированию у реб нка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия; – становлению умения действовать с партн рами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех; – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; – воспитанию адекватной самооценки.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому реб нок включается в процесс «действия в уме».
Методы и технологии
Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. Наглядные методы. Реб нок получает информацию с помощью раздаточных материалов.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и информируют практические умения и навыки шахматной игры.
Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.
Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.
Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определ нной последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя.
Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).
Формы сотрудничества с семь й :
Программа по шахматам «Шахматная азбука» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий. Сотрудничество с семь й является одним из важнейших условий реализации Программы.
Задача педагогического коллектива
– установить конструктивные партн рские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.
В дошкольный период детства происходит становление личности реб нка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для реб нка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление реб нка заниматься спортом. Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы
Формы работы с родителями:
– индивидуальные собеседования;
– консультации, беседы;
– совместное проведение мероприятий;
– организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со спортсменами высокого класса по шахматам.
Условия работы с родителями:
– целенаправленность;
– систематичность;
– дифференцированный подход с уч том специфики каждой семьи;
– доброжелательность и внимание.
В настоящей Программе понятие «интеллектуально-спортивная среда» понимается как часть «специально организованного интерактивного пространства для развития свойств личности и структурирования процессов мышления посредством шахматной игры», состоящего из материальных объектов предметной среды и педагогических технологий – объектов социальной среды, обогащ нных учебно-методическим и материально-техническим сопровождением.
Объекты предметной среды:
Помещение, в котором проводятся занятия, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к развивающей предметной среде, которая должна быть оборудована с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Для реализации Программы «Шахматная азбука»» необходимо иметь спортивный инвентарь (шахматные комплекты) и сопутствующие материалы (раздаточные материалы для ребенка и методические рекомендации для взрослого).
В современных образовательных организациях применяют технические средства наглядности – рекомендуется использовать компьютер (ноутбук) и интерактивную доску (могут быть рекомендованы интерактивные столы для дошкольников).
Объекты социальной среды:
Для реализации целей и задач Программы важен диапазон охвата социальных объектов (семья, сверстники, представители шахматного спорта, другие объекты социума, поскольку все приобретаемые навыки не только используются реб нком в дошкольной образовательной организации, но и реализуются вне е.
В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.
Материально- техническое и методическое обеспечение реализации Программы :
Оборудование кабинета:
- 5 столов
- 10 стульев
- дидактические игры для обучения игре в шахматы
- мольберт
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии)
- настольные шахматы, шашки
-магнитная шахматная доска
Используемая литература.
1. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников : программа и методические рекомендации / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М. : ООО «Финтрекс», 2017
2. Шахматный учебник для детей, 5-7 лет, Петрушина Н. М., 2007.
3. Шахматы для детей. Сухин Игорь Георгиевич. Издательство: АСТ, 2014 г. 4. Как научить шахматам, Дошкольный шахматный учебник, Костенюк А. К., Костенюк Н. П., 2008