Васильева Зоя Михайловна
Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Развитие способностей детей посредством моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способности детей с использованием пальчиковой и мелкой моторики «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Возраст обучающихся от 2 до 4 лет
Васильева Зоя Михайловна, воспитатель МОУ «Старопольская СОШ» 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста „Развитие способностей детей посредством моторики“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики проводится с детьми группы раннего возраста. В группу поступают дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек. Развитие тактильной чувствительности детей.
ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2 -4 ЛЕТ
Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».
К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.
Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с развитием речи малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСОБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Кружок «Веселые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Цель программы : развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи программы :
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
• формирование практических умений и навыков;
• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие :
• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
Воспитательные:
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
• воспитывать и развивать художественный вкус;
• воспитывать усидчивость, целенаправленность.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
• принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
• принцип развивающего характера мелкой моторики рук;
• принцип индивидуализации и дифференциации.
Особенности данной программы Программа предназначена для детей раннего возраста 2-4 года.
Место проведения кружка - групповая комната
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые. Подгрупповые и индивидуальные упражнения
Форма организации детей на занятия : подгрупповая.
В составе группы: дети, посещающие группу раннего возраста (2– 4).Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников. Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут (согласно требованиям Сан Пин для ДОУ).
В структуру занятия входят:
организационный момент,
вводная часть,
основная часть,
рефлексия.
Используется динамическая пауза.
Методы, в основе которой лежит способ организации занятия
Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
2. Знакомить детей с названием пальчиков
3. Формировать навыки исполнительского мастерства.
4. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
5. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
6. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
7. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
8. Развивать память, звуковую культуру речи.
9. Воспитывать в детях усидчивость.
10. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
11. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Ожидаемые результаты :
1. Дети будут знать названия пальцев рук, их очередность
2. Знать и ч тко произносить народные потешки, небольшие по размеру
пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
3. Научатся управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
4. Научаться согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек.
5. Будут уметь выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
6. У детей разовь тся гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
7. Разавь тся мелкая моторику пальцев.
Объем занятий
Возраст
Максимально допустимый объем занятий в неделю, год
2-4 года 10 минут, один раз в неделю 36 занятий
Календарный график – Приложение 1 к программе
Объем нагрузки занятия
Части занятий Цель Формы работы Продолжительность
1. мотивация детей Постановка цели индивидуально или подгруппе детей;
Вовлечение совместную деятельность. Сказочное повествование;
Игровые ситуации;
Дидактические игры. 2 минуты
2. пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики;
Развитие суставов кисти. Проведение пальчиковой гимнастики с использованием художественных текстов 3 минуты
3. занятие Развитие мелкой моторики рук Занятия способствующие развитию мелкой моторике рук 5 минут
НАПРАВЛЕННОСТЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• рисуночные задания
• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
• работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги)
• работа со шнурками
• моделирование (счетные палочки, трубочки)
• лепка.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать кисть и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки, тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся подвижными и гибкими.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности,
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка» Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.
Сентябрь
1 неделя
1. «Елочка» пальчиковая гимнастика
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, цветового восприятия
2 неделя
2.«Цветочки», «Пряничек»
пальчиковая гимнастика Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
3 неделя
3. «Киска», «Елочка» работа со шнурками Цель: учить подражать движениям взрослого.
4 неделя
4.«Кот на печи», «Пирог» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги) Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Октябрь
1 неделя
1.«Девочки и мальчики», «Стул, «Киска» моделирование (счетные палочки, трубочки) Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
2 неделя
2.«Ямка», «Бочка» рисуночные задания Цель: развивать силу рук, и речевых навыков
3 неделя
3. «Спрячь шарик», «Рано утром я встаю» пальчиковая гимнастика Цель: развивать силу рук, обозначить точные двигательные способности рук
4 неделя
4. «Пирог», «Цветочки» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги) Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Ноябрь
1 неделя
1. «Спрячь руки!», «Птичка в гнезде» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги) Цель: развивать хватательные движения, осязание, формировать познавательные навыки.
2 неделя
2. «Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде» работа со шнурками Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
3 неделя
3. «Горка из песка», «Крыша, башня, дом» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах) Цель: развивать мелкую моторику, обучать счету
4 неделя
4. «Пересыпать крупу», «Магазин с прилавком» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики) Цель: учить детей пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.
Декабрь
1 неделя
1. «Где шарики», «Покупатель и продавец» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики) Цель: развивать силу рук,знакомить с предметами разной величины. Развивать речевой аппарат
2 неделя
2. «Озорные пальчики», «Цветочки» работа со шнурками Цель: развивать силу руку укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
3 неделя
3. «Рано утром я встаю», «Замочек» пальчиковая гимнастика Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движении
4 неделя
4.«Бумажные снежки», «Елка» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги) Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности
Январь
1 неделя
1. «Игрушечный зайчик в лесу», «Солнечные лучи» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики) Цель: способствовать развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков
2 неделя
2. «Погремушка», «На лесной лужайке» моделирование (счетные палочки, трубочки) Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.
3 неделя
3. «Покажи пальчики!» «Здравствуйте!» пальчиковая гимнастика Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать речевой аппарат.
4 неделя
4. «Непослушные колечки», «Ворота» моделирование (счетные палочки, трубочки) Цель: развивать математическое мышление, укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать речевой аппарат.
Февраль
1неделя
1. «Киска», «Цветочек» пальчиковая гимнастика Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификацирования,
2 неделя
2. «Разборные картинки», «Шарик» пальчиковая гимнастика Цель: развивать моторику рук,
изучить форму предметов, совершенствовать цветовое восприятие,
3 неделя
3. «Мозаика» выкладывание мозаики Развивать умения захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).
4 неделя
4. «Курочка», «Девочки и мальчики» пальчиковая гимнастика Цель: развивать силу рук, развивать мелкую моторику, навыки классификацирования,
Март
1 неделя
1. «Сорока – белобока», «Зайчик» пальчиковая гимнастика Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
3 неделя
2.«Пластилиновые узоры», «Зайчик и барабан» лепка Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов
знакомить со свойствами предметов.
3 неделя
3. «Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь» лепка Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов
знакомить со свойствами предметов.
4 неделя
4. «Длинная дорожка» лепка
Цель: знакомить с приемами лепки, развивать мелкую моторику рук.
Апрель
1 неделя
1. «Заборчик», «Собака лает» пальчиковая гимнастика Цель: развивать соотносящие хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
2 неделя
2. «Фигурки», «Гусь» рисуночные задания
Цель: развивать пространственное ориентирование, способствовать усвоению понятий : вверху, внизу, справа, слева;
3 неделя
3. «Домик», «Курочка» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги) Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
4 неделя
4. «Ладушки», «Прянички» пальчиковая гимнастика Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Май
1 неделя
1. «Девочки и мальчики», «Пирог» пальчиковая гимнастика Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
2 неделя
2. «Узоры», «Домик улитки» моделирование (счетные палочки, трубочки) Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
3 неделя
3. «Весёлые шнурки», «Киска» работа со шнурками Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
4 неделя
4. «Развяжи бантик», «Мышка» пальчиковая гимнастика Цель: развивать движения пальцев рук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗАНЯТИЙ.
В начале работы проводится диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявления уровня развития мелкой моторики рук по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики» - сжимание и разжимание кулачков,
3. упражнение «Потирание кулачков» - сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень - точное воспроизведение движения.
Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики проводится с детьми углубленная работа в данном направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада
№
п/п Ф. И. воспитанников Уровни освоения программы
Начало года Конец года
На конец года обучения дается мониторинг результатов освоения программы. По результатам мониторинга проводится анализ, и определяются задачи на новый учебный год.
Ожидаемые результаты реализации общеразвивающей программы
1. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
2. Усовершенствована предметно развивающая среда.
3. Развитие речевого аппарата
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Итогом каждого года служат: 1. Контрольные занятия.
2. Итоговые занятия.
3. Отчетные мероприятия по итогам года.
Во всех этих мероприятиях демонстрируются умения, навыки, полученные в процессе обучения.
№
п/п Наименование занятия
Автор, название, год издания учебно-методического издания
Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/ электронный)
1. «Веселые пальчики» Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О. И. 2015 г. печатный/ электронный
2. «Елочка»
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой. печатный/ электронный
3. Цветочки», «Пряничек»
Ярушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Москва 2009г. печатный/ электронный
4. «Киска», «Елочка»
О. Б. Сорокина «Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей раннего возраста» печатный/ электронный
5. «Кот на печи», «Пирог»
Е. М. Косинова «Гимнастика для пальчиков»
М; «Олма-Пресс», 2009г. печатный/ электронный
6. «Девочки и мальчики», «Стул», «Киска» Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений Лазорева О. И. 2015г. печатный/ электронный
7. «Ямка», «Бочка»
Колдина Д. Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»
Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва «Мозаика-синтез2012г.» печатный/ электронный
8. «Спрячь шарик», «Рано утром я встаю»
Зебзеева М. ТЦ Сфера 2006г. «Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие печатный/ электронный
9. «Пирог», «Цветочки» Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
10. «Спрячь руки!», «Птичка в гнезде» Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2009г печатный/ электронный
11. «Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде» О. Б. Сорокина «Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста печатный/ электронный
12. «Горка из песка», «Крыша, башня, дом» Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой печатный/ электронный
13. «Пересыпать крупу», «Магазин с прилавком» Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой печатный/ электронный
14. «Где шарики», «Покупатель и продавец» Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой печатный/ электронный
15. «Озорные пальчики», «Цветочки» Забавы для малышей М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр» 2007 г. печатный/ электронный
16. «Рано утром я встаю», «Замочек» Забавы для малышей М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр» 2007 г. печатный/ электронный
17. «Бумажные снежки», «Елка» АвдеваИ. С. Помоги мне сделать самому Москва 2001г. печатный/ электронный
18. «Игрушечный зайчик в лесу», «Солнечные лучи» О. Б. Сорокина «Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста печатный/ электронный
19. «Погремушка», «На лесной лужайке» Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О. И. 2015 г. печатный/ электронный
20. «Покажи пальчики!» «Здравствуйте!»
Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О. И. 2015 г. печатный/ электронный
21. «Непослушные колечки», «Ворота»
Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
22. «Киска», «Цветочек» Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О. И. 2015 г. печатный/ электронный
23. «Разборные картинки», «Шарик»
Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О. И. 2015 г. печатный/ электронный
24. «Мозаика»
Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
25. «Курочка», «Девочки и мальчики» Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О. И. 2015 г. печатный/ электронный
26. «Сорока – белобока», «Зайчик» Зебзеева М. ТЦ Сфера2006 г. Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие. печатный/ электронный
27. «Пластилиновые узоры», «Зайчик и барабан» Колдина Д. Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»
печатный/ электронный
28. «Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь» Колдина Д. Н. Лепка Москва «Синтез «009г.» печатный/ электронный
29. «Длинная дорожка» Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
30. «Заборчик», «Собака лает»
Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
31. «Фигурки», «Гусь» Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
32. «Домик», «Курочка»
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой. печатный/ электронный
33. «Ладушки», «Прянички» Колдина Д. Н. Лепка Москва «Синтез «009г.» печатный/ электронный
34. «Девочки и мальчики»,
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой. печатный/ электронный
35. «Мозаика»
Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
36. «Узоры»
Якушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей печатный/ электронный
37. «Домик улитки» Колдина Д. Н. Лепка Москва «Синтез «009г.» печатный/ электронный
38. «Весёлые шнурки», «Киска»
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой. печатный/ электронный
39. «Развяжи бантик»,
«Мышка» Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой. печатный/ электронный