зурет гучетль
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Танцевальный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка…. … 3
Учебный план…. … 6
Учебно - тематический план … … 8
Содержание программы 14
Диагностический инструментарий 34
Учебно – методическое и информационное обеспечение…. … 38
3
Пояснительная записка
Искусство танца – великолепное средство
воспитания маленького человека.
Оно обогащает духовный мир,
помогает ребенку раскрыться как личность.
Органичное соединение движения и музыки
формирует атмосферу положительных эмоций,
которые раскрепощают ребенка, делают
его поведение естественным и красивым.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Танцевальный калейдоскоп» (далее по тексту – Программа) имеет художественную направленность.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо с раннего возраста развивать ребенка многогранно. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определяется через выбор хореографического направления.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка.
Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть общества. Танец органично сочетает
в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, духовный мир людей различного возраста. Танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Из всего этого возник интерес и востребованность в дополнительных услугах художественного направления, что и привело к созданию дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Танцевальный калейдоскоп».
Программа составлена на основе авторских программ и методик : «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой.
Цель программы : формирование навыков выполнения танцевальных движений посредством развития интереса к танцевальному искусству, приобщения к миру танца, основанного на освоении языка выразительных движений.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к искусству танца, пробуждать эмоциональный отклик на музыку и танцевальные движения, помочь каждому ребенку раскрыться эмоционально, ярко передавая танцевальный образ; - учить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического,
народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте;
- учить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
- развивать у детей активность, инициативу, умение преодолевать трудности;
- развивать чувство ритма, темпа, исполнительских навыков в танце; художественно-творческих способностей;
- способствовать укреплению здоровья детей, развивая силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений.
4
Программа составлена в соответствии с принципами:
Принципы построения программы :
• Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
• Сохранение уникальности и самоценности детства. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификацию) детского развития.
• Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.
• Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.
• Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
• Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
• Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
Характеристика возрастных особенностей
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
У детей 4-5 лет в результате образования приобретается двигательный опыт и вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойно, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознано меняют движения в соответствии с характером музыки.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Характерной особенностью детей 5-6- лет является их стремление большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец своё дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный
5
характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, продолжает развиваться координация движений. Особое значение имеют самостоятельная деятельность и творческие проявления детей. Большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринуждённо, легко и чётко.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Развитие у детей двигательных навыков способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Дети могут дифференцировать характер движений, управлять своим телом и способны координировать движения. Необходимо подбирать более сложные движения и перестроения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Дети свободно выполняют словесные задания. Внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей.
Ожидаемые результаты освоения Программы К концу года возможно достижение освоения умений:
1-ый год обучения (4-5 лет)
Обучающиеся знают назначение музыкального зала и правила поведения в нем. Умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу. Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).
Имеют представление о значении танца в укреплении здоровья.
2-ой год обучения (5-6 лет)
После второго года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Имеют представление о разновидностях танцев народов мира.
3-ий год обучения (6-7 лет)
Обучающиеся владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.). Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Имеют представление - о танцевальных терминах, танцевальной азбуке;
- о правилах танцевального этикета.
Участие в концерте является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации обучающихся.
Итоговое занятие проводится в форме участия в фестивалях, концертах для родителей обучающихся.
6
Учебный план
Форма обучения: очная.
Календарный учебный график : 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (сентябрь – май).
Режим обучения:
1-ый год обучения (4-5 лет) – 1 занятие в неделю по 20 минут.
2-ой год обучения (5-6 лет) – 1 занятие в неделю по 25 минут.
3-ий год обучения (6-7 лет) – 1 занятие в неделю по 30 минут. Общая трудоемкость программы составляет : 36 занятий 1-ый год обучения (4-5 лет) – 36 занятий (12 часов).
2-ой год обучения (5-6 лет) – 36 занятий (15 часов).
3-ий год обучения (6-7 лет) – 36 занятий (18 часов).
Срок реализации программы : три года.
Направление деятельности: музыкально – ритмические движения, элементы русского танца, детский бальный танец, ритмика, элементы эстрадного танца.
1 – ый год обучения (4-5 лет)
№ Наименование Общая В том числе Форма
модулей, разделов трудоемкость контроля
Всего (часов) Теория Практика
(1= 20мин) (1= 20мин)
1. Модуль 1.
Музыкально – 20 3 15 2
ритмические
движения
2. Модуль 2.
Элементы русского 4 1 2 1
танца
3. Модуль 3.
Детский бальный 8 2 4 2
танец, ритмика
4. Модуль 4.
Элементы 4 1 2 1
эстрадного танца
Всего 36 7 23 6
2 – ой год обучения (5-6 лет)
№ Наименование Общая В том числе Форма
модулей, разделов трудоемкость контроля
Всего (часов) Теория Практика
(1= 25мин) (1= 25мин)
1. Модуль 1.
Музыкально – 8 1 5 2
ритмические
движения
2. Модуль 2.
Элементы русского 4 1 2 1
танца
7
3. Модуль 3.
Детский бальный 12 2 8 2
танец, ритмика
4. Модуль 4.
Элементы народного 4 1 2 1
танца
5. Модуль 4.
Элементы 8 2 5 1
эстрадного танца
Всего 36 7 22 7
3 – ий год обучения (6-7 лет)
№ Наименование Общая В том числе Форма
модулей, разделов трудоемкость контроля
Всего (часов) Теория Практика
(1= 30мин) (1= 30мин)
1. Модуль 1.
Музыкально – 8 1 5 2
ритмические
движения
2. Модуль 2.
Элементы русского 8 1 6 1
танца
3. Модуль 3.
Детский бальный 4 1 2 1
танец, ритмика
4. Модуль 4.
Элементы народного 8 1 6 1
танца
5. Модуль 4.
Элементы 8 2 5 1
эстрадного танца
Всего 36 6 24 6
8
Учебно - тематический план
1-ый год обучения (4 – 5 лет)
№ Наименование модулей, Общая В том числе Форма
разделов, тем трудоемкость контроля
Всего (часов) Теория Практика
(1= 20мин) (1= 20мин)
1. Модуль 1. Музыкально –
ритмические движения -
Блок 1. «Осенняя пора» 20 1
Тема 1. «Давайте 1
познакомимся» - Показ танца
Тема 2. «Музыкально – «Губки
ритмическая композиция - бантиком»
«Марш» Г. Свиридова 1
Тема 3. «Разучивание танца -
«Губки бантиком» -
Тема 4. «Музыкальная игра
«Ловишка»
Блок 2. «В коробке с
карандашами»
Тема 1. «Бодрый и спокойный 1 -
шаг»
Тема 2. «Музыкально – - 1
ритмическая композиция
«Цыплята» - 1
Тема 3. «Музыкальная игра
«Курочки и петушок»
Блок 3. «На птичьем дворе»
Тема 1. «Ходьба на носках и
пятках» - 1 Показ
Тема 2. «Игровой стретчинг музыкально –
«Колобок» - 1 ритмической
Тема 3. «Музыкально – композиции
ритмическая композиция - - «Цыплята»
«Чунга – чанга»
Тема 4. «Игровой стретчинг
«Паровозик» - 1
Тема 5. «Музыкальная игра
«Обезьянки и тигр» - 1
Блок 4. «Зимняя сказка»
Тема 1. «Движение в
соответствии с характером - 1
музыки»
Тема 2. «Музыкально – - 1
ритмическая композиция
«Вальс снежинок» 1
Тема 3. «Шаг польки» - 1
Тема 4. «Музыкальная игра -
«Роботы и звездочки» 1
Тема 5. «Музыкально –
ритмическая композиция - 1
«Куклы и мишки»
Тема 6. «Игровой стретчинг - 1
«Карусель»
Тема 7. «Освоение элементов -
перестроений (круг, змейка,
9
диагональ)» - 1
Тема 8. «Музыкальная игра
«Медведь и пчелы»
2. Модуль 2.
Элементы русского танца
Блок 1. «Во саду ли в огороде»
Тема1. «Приставной шаг»
Тема 2. «Музыкально –
ритмическая композиция - 1
«Калинка» Показ танца
Тема3. «Воспроизведение «Калинка»
хлопками ритмических 4 1 -
рисунков»
Тема 4. «Игровой стретчинг - 1
«Коробочка» - -
3. Модуль 3.
Детский бальный танец,
ритмика
Блок 1. «Приглашение к
танцу»
Тема 1. «Движение в разном 1 -
темпе» Показ танца
Тема 2. «Поскоки» - 1 «Найди себе
Тема 3. «Музыкально – - 1 пару»
ритмическая композиция
«Найди себе пару»
Тема 4. «Музыкальная игра - -
«Аист и лягушки»
Блок 2. «Я хочу танцевать»
Тема 1. «Шаг с высоким 8 - 1
подниманием бедра»
Тема 2. «Музыкально – 1 -
ритмическая композиция Показ танца
«Песенка о лете» «Песенка о
Тема 3. «Игровой стретчинг - 1 лете»
«Мостик»
Тема 4. «Музыкальная игра - -
«Барашки и волк»
4. Модуль 4.
Элементы эстрадного танца
Блок 1. «Давайте построим
большой хоровод» 4
Тема 1. «Игровой стретчинг
«Березка» Показ танца
Тема 2. «Музыкально – - 1 «Шалунишки»
ритмическая композиция
«Шалунишки» - 1
Тема 3. «Итоговое контрольное
занятие»
Тема 4. «Диагностика уровня
музыкально – двигательных 1 -
способностей обучающихся»
- -
Всего 36 7 23 6
10
2-ой обучения (5 – 6 лет)
№ Наименование модулей, Общая В том числе Форма
разделов, тем трудоемкость контроля
Всего (часов) Теория Практика
(1= 25мин) (1= 25мин)
1. Модуль 1.
Музыкально – ритмические
движения
Блок 1. «Встанем, дети,
встанем в круг»
Тема1. «Диагностика уровня 1 -
музыкально – двигательных Показ танца с
способностей обучающихся на осенними
начало года» листьями и
Тема 2. «Танец с осенними - 1 зонтиками
листьями и зонтиками»
Тема 3. «Разучивание исходных - 1
положений»
Тема 4. «Перестроение группами - -
(в круг, в колонну)» 8
Блок 2. «Осенняя прогулка»
Тема 1. «Упражнение
«Мельница» - 1
Тема 2. Танцевальная
композиция «Осенний парк» - 1 Показ танца
Тема 3. Игровой стретчинг «Осенний
«Кошечка» - 1 парк»
Тема 4. Музыкальная игра
«Самолеты» - -
2. Модуль 2.
Элементы русского танца
Блок 1. «Из бабушкиного
сундучка»
Тема 1. «Упражнение
«Качалочка» 4 - 1 Показ танца
Тема 2. «Танцевальная «Сударушка»
композиция «Сударушка» 1 -
Тема 3. Игровой стретчинг
«Звездочка» - 1
Тема 4. Музыкальная игра
«Хитрая лиса» - -
3. Модуль 3.
Детский бальный танец,
ритмика
Блок 1. «На балу у Золушки» 1 -
Тема 1. «Знакомство с видами
хореографии» - 1
Тема 2. «Шаг на полупальцах»
Тема 3. «Танцевальная - 1
композиция «Снежный вальс»
Тема 4. Музыкальная игра -
«Разверни круг» 1
Блок 2. «В гостях у
Белоснежки» -
Тема 1. «Упражнения для 1
кистей рук» 1
Тема 2. «Танцевальная - Показ танца
11
композиция «Испанский «Снежный
танец» 1 вальс»
Тема 3. Игровой стретчинг -
«Слоник» 12 -
Тема 4. Музыкальная игра -
«Домики»
Блок 3. «Навстречу солнцу»
Тема 1. «Шаги: бытовой,
танцевальный» - 1
Тема 2. «Танцевальная
композиция «Менуэт» - 1
Тема 3. «Движения в паре: Показ танца
легкий бег на полупальцах по - 1 «Менуэт»
кругу лицом и спиной вперед»
Тема 4. «Музыкальная игра
«Солнышко светит» - -
4. Модуль 4.
Элементы народного танца
Блок 1. «Зимние фантазии» - 1
Тема 1. «Движение с изменением
направления» 1 -
Тема 2. «Танцевальная «Показ танца
композиция «Птичка польку - 1 «Птичка
танцевала» 4 польку
Тема 3. «Игровой стретчинг - - танцевала»
«Лебедь»
Тема 4. «Музыкальная игра «Кто
ушел?»
5. Модуль 5.
Элементы эстрадного танца -
Блок 1. «Веселая карусель» 1
Тема 1. «Маршировка с
перестроением (две шеренги,
шторки, круг, четыре 1
колонны, квадрат) - Показ танца
Тема 2. Танцевальная «Подарил
композиция «Подарил - колечко»
колечко» 1
Тема 3. Игровой стретчинг -
«Гора» -
Тема 4. Музыкальная игра
«Одинокий путник»
8
Блок 2. «Разноцветная
радуга»
Тема 1. «Разминка «Я рисую - 1
солнце»
Тема 2. «Танцевальная 1 -
композиция «Разноцветная
радуга»
Тема 3. «Итоговое занятие - 1
«Мы этому научились»
Тема 4. «Диагностика уровня - 1
музыкально – двигательных
способностей обучающихся»
12
Всего 36 7 22 7
3-ий год обучения (6 – 7 лет)
№ Наименование модулей, Общая В том числе Форма
разделов трудоемкость контроля
Всего (часов) Теория Практика
(1= 30мин) (1= 30мин)
1. Модуль 1.
Музыкально – ритмические
движения -
Блок 1. «Волшебница осень» 1
Тема 1. «Вводное занятие» 1
Тема 2. Танцевальная -
композиция с зонтиками
«Дождик кап – кап…» 1
Тема 3. Игровой стретчинг -
«Волк» -
Тема 3. Музыкальная игра -
«Листопад» 8 Показ танца с
зонтиками
Блок 2. «Осенняя прогулка» «Дождик кап-
Тема 1. «Переменный шаг с - 1 кап…»
притопами»
Тема 2. Танцевальная - 1
композиция «Осенняя прогулка»
Тема 3. Игровой стретчинг
«Зайчик» - 1 Показ танца
Тема 4. Музыкальная игра «На «Осенняя
лужайке» - - прогулка»
2. Модуль 2.
Элементы русского танца
Блок 1. «Заплетайся, плетень»
Тема 1. «Упражнения на
ориентировку в пространстве»
Тема 2. «Знакомство с - 1
разнообразием характерных
образов в русских народных -
танцах» 1 Показ танца
Тема 3. «Танцевальная 1 «Кадриль»
композиция «Кадриль» -
Тема 4. «Упражнение 8 1
«Приставной шаг» -
Тема 5. Танцевальная 1
композиция «Зимушка – зима» -
Тема 6. «Игровой стретчинг
«Носорог» - 1
Тема 7. «Разминка «Как у нашей
бабушки» - 1
Тема 8. «Музыкальная игра
«Снежный ком» - -
3. Модуль 3.
Детский бальный танец,
ритмика
Блок 1. «В золотой карете» 4 - 1
Тема 1. «Разминка «Мы
собираемся на бал» 1 -
Тема 2. «Танцевальная
13
композиция «Вальс цветов» Показ танца
Тема 3. «Игровой стретчинг - 1 «Вальс цветов»
«Морская звезда»
Тема 4. «Музыкальная игра
«Ласточки, петухи и воробьи» - -
4. Модуль 4.
Элементы народного танца -
Блок 1. «Танцы народов мира»
Тема1. «Знакомство с 1
особенностями национальных 1
культур»
Тема 2. «Движение на -
полусогнутых ногах топающим 1
шагом»
Тема 3. «Танцевальная -
композиция «Испанский танец» 1
Тема 4. «Перестроение парами
по диагонали» - 1
Тема 5. «Танцевальная
композиция «Цыганский танец» 8 -
Тема 6. «Игровой стретчинг 1
«Дельфин» -
Тема 7. «Музыкальная игра 1 Показ танца
«Мишка и пчелы» - «Цыганский
Тема 8. «Музыкальная игра - танец»
«Веселые подружки» -
5. Модуль 5.
Элементы эстрадного танца -
Блок 1. «Танцевальный
калейдоскоп» 1
Тема 1. «Движение парами:
перестроение из диагонали в - 1
шеренги и наоборот»
Тема 2. «Танцевальная
композиция «Паровоз букашка» - 1
Тема 3. «Игровой стретчинг
«Карусель» - 1
Тема 4. «Музыкальная игра
«Ручеек»
8
Блок 2. «Танцевальный город»
Тема 1. «Знакомство с 1 -
танцевальной деятельностью
нашего города» 1
Тема 2. «Диагностика уровня - Отчетный
музыкально – двигательных
способностей обучающихся» 1 концерт
Тема 3. «Подготовка к - -
итоговому занятию»
Тема 4. «Итоговое занятие «Мы -
– лучшие»
Всего 36 6 24 6
14
Содержание Программы
Долгосрочность освоения Программы определяется :
- постепенным характером формирования физического аппарата обучающихся для освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы;
- процессами психического развития обучающихся;
- большим объемом материала, многопредметностью;
- групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятий на первом году обучения – 20 минут, на втором – 25 минут, на третьем – 30 минут.
Обязательными условиями проведения занятий в музыкальном зале являются:
илам;
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Занятие состоит из подготовительной (вводной, основной и заключительной частей и начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания обучающиеся самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию обучающихся. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.